История семьи, завладевшей экономикой США

GQБизнес

Деньги крупным кланом

Никто и никогда не знал и не знает, какие именно суммы находятся в распоряжении Рокфеллеров. Правило этой семьи: не выносить из дома не только сор, но и лишнюю информацию о своем достатке.

Текст: Леонид Александровский

Старик и море долларов. В распоряжении каждого Рокфеллера были миллиарды долларов состояния и почти по сотне лет жизни. Ни одну другую семью так щедро не одаривали и судьба, и природа. Джон Д. Рокфеллер-старший режет торт на своем 90‑летии. Впереди у него еще семь дней рождения.

В истории самой богатой семьи Америки было многое: двоеженство, изнасилование под дулом пистолета, тюремные бунты и людоеды. Но главным образом — методичное, растянутое на несколько поколений приумножение богатств, либеральные политические карьеры и завидное долгожительство. И кстати, именно Рокфеллеры изобрели благотворительность в ее сегодняшнем понимании. Не семья, а кабала святош.

Казанова означает «развратник», Кулибин — «изобретатель», Рокфеллер — «очень богатый человек». Так повелось еще с позапрошлого века, и так будет всегда. Если уж Гейтсы, Джобсы, Маски и прочие «самые богатые люди» не смогли пошатнуть нарицательность Рокфеллеров, то кто сможет? Тут все просто: основатель династии Джон Д. Рокфеллер-старший был первым долларовым миллиардером, в своем зените владел двумя процентами экономики США и до сих пор, со всеми поправками и пересчетами, считается самым богатым человеком в современной истории. То бишь — самым богатым человеком, самолично заработавшим свое состояние, а не получившим его в династическое владение вместе с песками, скважинами и верблюдами.

Джон Д. Рокфеллер-младший не только приумножил состояние, доставшееся ему от отца, но еще и воспитал пятерых сыновей, которые расширили влияние семьи в самых разных областях, от издательского и отельного бизнеса до благотворительности и политики.

Сегодняшние Рокфеллеры — это 200 праправнуков и праправнучек, шестое и седьмое поколение наследников и наследниц, продолжающих тихо, вдали от телекамер и инстаграмов, решать судьбы мира на благо семьи и Америки. Несмотря на политические карьеры Нельсона, Уинтропа и Джея Рокфеллеров, а также десятки небоскребов и общественных организаций, осененных именем Рокфеллер, эта семья остается уникальным образчиком закрытости, непубличности и серьезности намерений.

В отличие от Гетти и Вандербильтов, не устоявших перед соблазном превратить свои зачарованные жизни в шоу-бизнес, Рокфеллеры никогда не выносили сор из избы. Они — сами себе Бильдербергский клуб: все важные решения, касающиеся финансов, общественного имиджа и прочих животрепещущих вопросов, до сих пор принимаются на больших семейных собраниях, проходящих два раза в год в родовом гнезде в Покантико-Хиллз в штате Нью-Йорк. Удивительно, но факт: полуторавековая история царствования Рокфеллеров на самом верху финансовой пирамиды прошла почти без репутационных потерь. Главный же скандалист семьи — священное чудовище рода, хорошо замаскированный скелет в коллективном шкафу — жил, по счастью, еще до появления вездесущих массмедиа. Звали его Уильям Рокфеллер-старший, он же Большой Билл, он же Дьявол Билл, и был он великим американским пройдохой прямиком из Марка Твена и О’Генри.

Билл любил девушку по имени Нэнси Браун, но она была из бедной семьи, поэтому он женился на другой — Элайзе Дэвисон, отец которой давал приданое в пятьсот долларов. Нэнси Билл, однако, тоже не бросил, а пристроил к себе домработницей и в последующие семь лет сделал своей Элайзе шестерых детей, а своей Нэнси — двух. И жили бы они поживали водиннадцатером, не зная тревог и лишней информации друг о друге, если бы в 1848 году Биллу не приглянулась еще одна работавшая у них служанка по имени Энн. Судя по тому, что согласилась на связь та только под дулом пистолета, взаимной симпатии не случилось. Но стоило Биллу зачехлить ствол, как девушка отправилась прямиком в суд. В итоге, чтобы выплатить залог, ему пришлось занять у тестя 1175 долларов и продать семейный дом в городке Моравиа, что в штате Нью-Йорк. Однако на этом судебные приключения не закончились.

Вскоре уже сам тесть подал на Билла в суд за то, что тот не возвращал долг, и тогда Рокфеллер просто растворился в воздухе, оставив семью хоть и без денег, но зато и без новых скандалов.

Примерно через семь лет в пограничной канадской провинции Онтарио обнаружился продавец «целебных» снадобий из змеиного масла по имени доктор Уильям Ливингстон, который в свободное от врачевания время трудился коммивояжером и лесорубом, а в 1856 году женился на местной женщине по имени Маргарет Аллен. Как вы, вероятно, догадались, доктор Уильям был не кем иным, как нашим старым знакомцем Биллом Рокфеллером, насильником и двоеженцем.

Прожил Билл еще полвека и умер 95‑летним старцем в Иллинойсе, когда его старший сын Джон Д. Рокфеллер-старший уже был самым богатым человеком Америки. Джозеф Пулитцер — еще один нарицательный американский персонаж — пытался найти его и обещал восемь тысяч долларов тому, кто выяснит местонахождение блудного папаши главного богатея США. Но выставить семейный позор Рокфеллеров на всеобщее обозрение при жизни Билла не получилось. Члены семьи сомкнули ряды, и журналистам ничего не удалось раскопать даже после тщательных полуторагодовых поисков. Лишь через несколько лет после смерти Билла правда всплыла на поверхность, но к тому времени ажиотаж уже поутих, и скандала не вышло. Эти везучие Рокфеллеры!

Билл Рокфеллер был классическим аферистом, например, он продавал лекарства собственного изготовления, включая «Средство от всех видов рака». По числу скандалов, жен и детей он даст фору любому из потомков. Из хорошего от него членам клана досталось разве что богатырское здоровье.

Наиболее везучим из шести отпрысков Большого Билла оказался вышеупомянутый старший сын. С него-то и стартует отсчет больших денег Рокфеллеров. По сути, вся жизнь Джона Д. Рокфеллера-старшего — а прожил он 97 лет, на два года дольше родителя — укладывается в пару цитат. Первая принадлежит Дьяволу Биллу: «Своих пацанов я стремлюсь облапошить при любой возможности. Пусть растут внимательными». Цитата вторая — из самого Джона: «С самых младых ногтей меня приучили работать, откладывать деньги и делиться с ближними». И это уже заслуга его матери-протестантки.

Удивительным образом пример бандитствующего папаши не стал для юного Джона заразительным; с куда большим рвением он впитал жизненные ценности и отношение к труду набожной Элайзы. В 16 лет Джон устроился помощником бухгалтера и вскоре сформулировал две главные задачи своей жизни: заработать 100 тысяч долларов и дожить до 100 лет. Первое ему удалось в стократном размере, второе почти удалось. К 20 годам он уже был обладателем солидного капитала в четыре тысячи долларов — почти 110 тысяч сегодняшними — и не забывал при этом давать деньги на нужды армии северян (Джон голосовал за Линкольна и был убежденным аболиционистом — сторонником отмены рабства).

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Ни пуха ни пера Ни пуха ни пера

Зачем в современном аэропорту Домодедово используются хищные птицы

Вокруг света
Почему женщины живут с манипуляторами? Почему женщины живут с манипуляторами?

4 разновидности самообмана, которым занимаются женщины в абьюзивных отношениях

Psychologies
Молчание – золото? Молчание – золото?

Сколько слов в день достаточно произносить, чтобы вас понимали и любили?

Лиза
«Очень рискованная игра». США пригрозили санкциями за «Северный поток-2» «Очень рискованная игра». США пригрозили санкциями за «Северный поток-2»

США ужесточит санкции в случае ввода в строй газопровода «Северный поток-2»

Forbes
Кто был до Родригеса: 8 горячих мужчин Дженнифер Лопес Кто был до Родригеса: 8 горячих мужчин Дженнифер Лопес

Самые яркие романы Джей Ло

Лиза
Майские итоги. Силуанов и Собянин поспорили о росте зарплат бюджетников Майские итоги. Силуанов и Собянин поспорили о росте зарплат бюджетников

Майские итоги. Силуанов и Собянин поспорили о росте зарплат бюджетников

Forbes
Лови момент: когда выгоднее всего менять старый iPhone Лови момент: когда выгоднее всего менять старый iPhone

Лови момент: когда выгоднее всего менять старый iPhone

Forbes
Квартира с картинной галереей Квартира с картинной галереей

Акцент в этой двухуровневой лондонской квартире сделан на искусство

AD
Приморье: как краснеет край России Приморье: как краснеет край России

Провал единоросса и отмена результатов выборов. Что дальше

Русский репортер
Валерия: «Горжусь, что дети не просят денег» Валерия: «Горжусь, что дети не просят денег»

Артистка Валерия призналась, из-за чего ссорится с Иосифом Пригожиным

StarHit
Алкогений: Михайло Ломоносов Алкогений: Михайло Ломоносов

«Дрался в винном погребке, с самого начала слишком много пьянствовал»

Maxim
Бро, это элементарно: 10 завтраков, с которыми справится даже школьник Бро, это элементарно: 10 завтраков, с которыми справится даже школьник

«Итак, будем готовить это два часа» — такой завтрак мы точно не будем

Playboy
Alpine A110 Alpine A110

Alpine A110

Quattroruote
Плохое слово. Как научиться выступать публично Плохое слово. Как научиться выступать публично

Топ-менеджерам приходится учиться даже листать слайды: почему?

Forbes
По твоим параметрам По твоим параметрам

Решила купить мебель на заказ? Рассказываем обо всех тонкостях и даем советы

Лиза
Народная тропа. Что делать с негласными правилами в коллективе Народная тропа. Что делать с негласными правилами в коллективе

Если в парке появляется тропинка от аллеи, ее бесполезно перекрывать оградой

Forbes
Фанаты, которые изуродовали себя, чтобы стать похожими на кумиров Фанаты, которые изуродовали себя, чтобы стать похожими на кумиров

Почему не стоит тратить миллионы, чтобы стать похожим на своего кумира

Cosmopolitan
Маленький победоносный холивар Маленький победоносный холивар

Почему человек так любит холивары и как зацепить публику в соцсетях

Maxim
Тактика кирпича. Как научиться жестким переговорам Тактика кирпича. Как научиться жестким переговорам

Жесткость не имеет никакого отношения к негативу или агрессии

Forbes
Слушаем 6 самых горячих музыкальных релизов пятницы! (и мы счастливы) Слушаем 6 самых горячих музыкальных релизов пятницы! (и мы счастливы)

Парочка не пятничных сюрпризов

Playboy
Сезон мотивации. Почему мы ходим на тренинги, но это не помогает Сезон мотивации. Почему мы ходим на тренинги, но это не помогает

Люди готовы отдать половину зарплаты, чтобы услышать мотивационные речи коучей

Forbes
Советский День Д: высадка на Курилы Советский День Д: высадка на Курилы

Как красноармейцы повторили знаменитую высадку в Нормандии

Maxim
Распродажа Потанина: миллиардер избавляется от второй яхты подряд Распродажа Потанина: миллиардер избавляется от второй яхты подряд

За 88-метровую Barbara Потанин хочет выручить €179 млн

Forbes
Драмы больше нет: 7 лучших драматических фильмов Драмы больше нет: 7 лучших драматических фильмов

7 лучших драм последних лет

Cosmopolitan
50 типичных ошибок в общении 50 типичных ошибок в общении

Оцените свой уровень эффективности общения

Psychologies
Илья Ковальчук: «Не хочется выглядеть неудачником» Илья Ковальчук: «Не хочется выглядеть неудачником»

Илья Ковальчук — об НХЛ и подготовке к матчам

Forbes
9 лучших мыслей основателя Amazon, которые привели его к миллиардам 9 лучших мыслей основателя Amazon, которые привели его к миллиардам

Основатель Amazon Джефф Безос и его секреты успеха

Playboy
Дела поважнее. Почему российские компании не защищают личную информацию Дела поважнее. Почему российские компании не защищают личную информацию

Российский бизнес пока не придает серьезного значения GDPR

Forbes
Беспокойный союз. Отношения Минска и Москвы дали трещину Беспокойный союз. Отношения Минска и Москвы дали трещину

Беспокойный союз. Отношения Минска и Москвы дали трещину

Forbes
Отель The Capitol Kempinski Hotel Singapore принимает первых гостей Отель The Capitol Kempinski Hotel Singapore принимает первых гостей

Отель The Capitol Kempinski Hotel Singapore

Cosmopolitan
Открыть в приложении