Абонент временно недоступен
«Время вашего пребывания в сетях увеличилось на 40 % по сравнению с прошлой неделей». Отправляя такое сообщение, смартфон недвусмысленно намекает: тому, в чьих он руках, не помешал бы диджитал-детокс.
Крепко влипли
Согласно Оксфордскому словарю, digital detox означает «осознанный перерыв в использовании смартфонов и компьютеров с целью избавления от стресса, вызванного избытком всевозможной информации». Само понятие появилось в словаре сравнительно недавно, в 2013 году. Почему именно тогда? Выводы напрашиваются сами, стоит только заглянуть в условный раздел «Воспоминания» любой соцсети.
Итак, 2013‑й. На YouTube 8 млн человек одновременно смотрят, как Феликс Баумгартнер прыгает с высоты 40 км. В WhatsApp ежемесячно пересылается 10 млрд сообщений. Клип Gangnam Style набирает — впервые в истории — миллиард просмотров… «Разговоры про диджитал-детокс возникли как ответ на популярность социальных сетей, — говорит Дмитрий Соловьев, лидер отдела исследований компании Qiwi, много лет изучающий взаимодействие людей и технологий. — Сети начали активно засасывать людей, которые по большей части еще не были к этому готовы». Первыми, кто откликнулся на потребность отдохнуть от экранов, стали туристические компании и отели. Они начали предлагать специальные туры и пакеты услуг для отдыха без мобильных устройств и интернета. Следом в Калифорнии появился Digital Detox Camp Grounded — своего рода пионерский лагерь для взрослых, уставших от гаджетов. Сотни людей до сих пор стремятся туда попасть, чтобы стрелять из лука, ходить на ходулях, устраивать чайные церемонии и не слышать уведомлений о новых сообщениях.
В 2013 же году редактор онлайн-ресурса The Verge Пол Миллер, отвечавший в издании, на минуточку, за обзоры технологических новинок, отключился от интернета на целый год. Примерно тогда же французский публицист Тьерри Крузе, пережив стресс и паническую атаку, отказался от использования глобальной сети на полгода и описал свой опыт в книге «Я отключился от интернета».
«Гаджеты стали проблемой, когда мы завели детям мессенджеры, а родителям создали профили в соцсетях, — уверен Сергей Апресов, главный редактор журнала «Цифровой океан». — В этот момент мы почувствовали себя морально обязанными быть всегда онлайн. С тех пор невозможно просто взять и выключить смартфон — нужно это себе разрешить, найти веские оправдания. Если и говорить о цифровой зависимости, то ее причиной становятся семья и работа, а вовсе не Counter Strike ночи напролет».
«Цифровой сахар»
С момента появления понятия «диджитал-детокс» интернет и соцсети еще сильнее срослись с нашей повседневной жизнью, а речь (и анамнез) пополнились множеством терминов, обозначающих тревожные состояния, связанные с постоянной близостью гаджетов. Среди них, например, есть фаббинг (англ. phone + snubbing, «пренебрежение») — привычка смотреть в телефон, разговаривая с людьми, от которой собеседник чувствует себя неуютно. Номофобия (англ. no mobile phobia) — страх остаться без мобильного телефона; по версии Кембриджского словаря, «номофобия» стала словом года в 2019‑м. FoMO (fear of missing out) — синдром упущенной выгоды, боязнь пропустить что-то важное, отключившись от информационного потока, а также состояние, при котором собственная жизнь кажется блеклой и никчемной в сравнении с яркими инстаграм-фото друзей и знаменитостей. А еще существует синдром фантомных вибраций — ощущение, что телефон звонит или вибрирует, хотя это не так. И даже экранный вуайеризм — подглядывание за тем, что происходит на экранах смартфонов других людей в общественном транспорте, на работе, дома.