С нами мох
Парфюмерный эксперт Матвей Юдов объясняет, почему мода на шипровые ароматы не проходит уже сто лет — и вряд ли когда-нибудь закончится.
Начнем издалека — с острова Кипр, жители которого знали толк в ароматизации помещений. До наших дней дошли средневековые «кипрские птички» — фигурки, наполненные душистыми веществами из дубового мха, корней ириса, смолы ладанника, кипариса, миндаля. Ими-то и вдохновлялись парфюмеры в конце XIX столетия, создавая пряно-бальзамические ароматы — так называемую Eau de Chypre, шипрскую (то есть кипрскую) воду.
Однако официальный отсчет современным шипрам ведется с 1917 года, когда вышел легендарный Chypre Франсуа Коти: жизнерадостный сочный бергамот в нем был удачно противопоставлен угрюмому дубовому мху, пахнущему дремучим лесом с иллюстраций Билибина. Базовые ноты Коти усилил лабданумом, мускусом и пачулями, а в сердце композиции поместил пышный цветочный букет.
Мода на новый аромат не обошла стороной и молодое Советское государство — уже в конце 1920‑х в Ленинграде было налажено производство отечественного «Шипра». Ленинградские парфюмеры явно вдохновлялись шедевром Коти — скопировали даже флакон, разработанный для Coty в компании Lalique.