В сухом остатке
Чтобы поскорее вернуть форму после карантина, адепты сухого голодания отказались даже от воды. Стоит ли взять на заметку — задумалась Мария Чекалина.
«На фото вы видите счастливого человека, который провел на сухом голодании тридцать три часа и стремительно врывается в водный мир. Лучшего способа скинуть с себя все карантинные токсины, в том числе эмоциональные, и придумать было нельзя!» — поделилась в июне со своими подписчиками главный редактор Harper’s Bazaar Дарья Веледеева. Посту ставит лайки Надежда Оболенцева («Клуб 418»), диджей Виталий Козак пишет в комментариях, что будет изучать тему, а велнес-энтузиаст, сооснователь 7sisters.ru Татьяна Азатян сообщает, что тоже прошла этот путь. Обе девушки голодали с онлайн-курсом «Голодный марафон». Его программа рассчитана на двадцать один день, среди обещанных результатов омоложение организма на клеточном уровне, регенерация и вывод токсинов, обновление сознания, профилактика депрессии, прилив энергии, очищение кишечника, сосудов и кожи. Снижение веса не цель, но бонус. Заявленные лечебные эффекты базируются на принципах аутофагии (в переводе с греческого — «самопоедание») — естественного процесса удаления нефункциональных компонентов клеток во время голодания или токсического и окислительного стресса. Голодать всухую предлагается, конечно, не все три недели, а тридцать шесть часов. А потом возвращаться к привычному рациону около трех суток, постепенно добавляя воду, соки, свежие овощи и фрукты, а затем — овощи на пару, вареные или тушеные. Судя по всему, сухое голодание — это родственник интервального (при котором вся пища, рассчитанная на день, съедается в течение восьми часов), только более радикально настроенный. Ведь интервальное, весьма популярное в Кремниевой долине и Голливуде, тоже основано на принципе аутофагии. Дженнифер Лопес, конечно, серьезный авторитет, но аргументы в пользу эффективности любой диеты все-таки хочется услышать от медицинских экспертов.
«Вы знаете, что тот самый японский биолог Есинори Осуми, получивший Нобелевскую премию за открытие механизмов аутофагии, был крайне удивлен, когда на его лекции в Москве люди стали спрашивать об интервальном голодании, — рассказывает врач-гастроэнтеролог клиники Aging Control Елена Володкина. — «Я же работал с мышами, грибами — это не имеет никакого отношения к людям, — говорил он. — Какое интервальное голодание?».
«Специалисты Кремниевой долины любят подхватывать все новое, — рассуждает врач-терапевт Европейского медицинского центра (ЕМС) Фархад Мингалеев. — На мой взгляд, сухое голодание — это просто очередной способ энтузиастов испытать на себе что-то экстремальное (в своем собственном посте Татьяна Азатян как раз упоминает о «чисто спартанском интересе испытать свои пределы». — Прим. «Татлера»). Ничего общего с доказательной медициной этот способ не имеет». «Клинические исследования есть, — подсказывает врач-эндокринолог, диетолог института красоты «Сенсави» Константин Овсянников. — Но они проводились на паре десятков человек, а это слишком маленькая выборка. Современные требования к любой методике — эффективность и безопасность. Эффективность определяется простым, но дорогостоящим способом — клиническими исследованиями, в которых участвует несколько тысяч человек. Не удивлюсь, если скоро снова станут популярны клизмы для очищения. Все циклично, и сухое голодание не новинка». «Голодание, в том числе сухое, еще в конце семидесятых продвигал Порфирий Иванов, известный как «победитель природы», — продолжает Фархад Мингалеев. — До восьмидесяти пяти лет он ходил босиком по снегу и обливался холодной водой. Лишение себя воды и пищи — из этой же категории. Просто победа над природой».