Герой нашего времени. Кто и зачем становится розничным инвестором в России
Лишь 2 млн россиян инвестируют на фондовом рынке. Для страны с населением в 140 млн человек это мало, но для российского рынка — цифра существенная. Большинство этих людей пришли в инвестиции лишь в прошлом году. Кто эти новые инвесторы?
В прошлом году Московская биржа зарегистрировала рекордный приток розничных клиентов. По итогам 2018 года на российском фондовом рынке клиенты открыли более 700 тысяч счетов. Количество розничных инвесторов по итогам года превысило 2 млн, число открытых ими счетов составило 3 млн. Рынку понадобилось 18 лет, чтобы привлечь свой первый миллион розничных инвесторов – это произошло в 2013 году. На второй миллион понадобилось уже шесть лет.
Кто эти люди и зачем они инвестируют?
Новая кровь
Основную массу розничных инвесторов в прошлом году на рынок привели крупные банки. За последние два года на фондовый рынок с онлайн–приложениями для розничных инвесторов пришли Сбербанк, Тинькофф Банк, Альфа-банк и ВТБ.
Клиенты мобильных приложений – это чаще всего молодые и неопытные инвесторы. Из-за притока этой свежей крови среднестатистический инвестор за последние пять лет помолодел на один год. По данным Московской биржи, средний возраст новых клиентов сейчас составляет 34 года, опытных – примерно 39 лет. Если говорить о клиентах банков, то, например, в Сбербанке средний возраст клиента брокерского обслуживания сейчас 38 лет, в Альфа-банке – 41 год.
Среди инвесторов преобладают мужчины, но женщин с каждым годом становится больше. «Женские инвестиции — это сейчас развивающийся тренд в мире. Раньше считалось, что женщины в семье больше доверяют управление деньгами мужчинам, но с ростом числа успешных и самостоятельных женщин растет и объем инвестиций с их стороны», — рассказывает директор по стратегическому развитию УК «Альфа-Капитал» Вадим Логинов. Так, например, в Сбербанке мужчин среди инвесторов около 60%, а женщин – 40%. В Альфа-банке соотношение 23% к 77% в пользу мужчин.
Как инвестируют?
По данным Московской биржи, 80% розничных клиентов принимают решения самостоятельно и только 20% — доверяют советникам и консультантам. Новые инвесторы более консервативны, чем их предшественники — они чаще выбирают ценные бумаги известных брендов и активно включают в свои портфели биржевые фонды, говорит управляющий директор по фондовому рынку Московской биржи Анна Кузнецова.
«Большинство наших клиентов придерживаются стратегии «buy-and-hold» («купить и держать»). – рассказывает вице-президент Тинькофф Банка Александр Емешев. — Такой подход наиболее характерен для начинающих инвесторов, которые покупают и продают ценные бумаги впервые и не имеют большого опыта торгов на бирже». Они предпочитают инструменты с фиксированной доходностью, защитой капитала и минимальным риском, подтверждает Константин Шульга, директор по развитию брокерского бизнеса Департамента глобальных рынков Сбербанка. По его словам, «новички» часто выбирают ОФЗ и корпоративные облигации, а также открывают индивидуальные инвестсчета (ИИС) типа А, которые дают налоговый вычет в 13% от суммы взноса на счет.