Список Forbes / Бурлаков
Зеленые паруса
Сколотив первый капитал в 1990-е, пережив корпоративные войны 2000-х и продав бизнес в 2010-х, Олег Бурлаков строит яхту на альтернативной энергии.
Лучи солнца едва проникают в просторное лобби отеля Le Meridien на побережье Монако. За затемненными окнами виден залив — здесь бросила якорь мегаяхта Ocean Victory владельца ММК Виктора Рашникова. В этой бухте часто стоят лодки других миллиардеров: Madam Gu Андрея Скоча, Dilbar Алишера Усманова, яхта «A» Андрея Мельниченко. На диване спиной к панораме с яхтами расслабленно расположился бизнесмен Олег Бурлаков (№150 в списке Forbes, состояние — $650 млн), свою 106-метровую лодку Black Pearl он строит уже более 10 лет. Это вторая встреча корреспондента Forbes с Бурлаковым, который избегает публичности и настолько привык к конспирации, что во время первой встречи в Москве два часа выдавал себя за своего помощника, и только официант ресторана невольно разоблачил его, обратившись по имени-отчеству. Сфотографироваться для статьи Бурлаков категорически отказался, но рассказал некоторые подробности своего прошлого и поделился планами на будущее.
Потомственный глухонемой
О 68-летнем Бурлакове практически ничего не известно. И иногда таинственность приводит к казусам. В мае 2017 года в приемной предправления тюменского Стройлесбанка Евгения Ковкова раздался звонок, мужской голос на другом конце провода настойчиво интересовался владельцем банка Олегом Бурлаковым. Звонивший получил предложение якобы с личного сайта бизнесмена Бурлаков.рф поучаствовать в отборе инвестпроектов, но должен был сам заплатить $10 000, и это его насторожило. Олег Бурлаков утверждает, что сайт не имеет к нему отношения. Он написал на мошенников заявление в полицию.
Олег Бурлаков родился в Санкт-Петербурге в семье военного и медработницы. Отец Бурлакова был инженером-испытателем ядерных бомб. Оканчивать школу будущему фигуранту списка Forbes пришлось вдали от культурной столицы — в поселке Багерово под Керчью. Там был расположен сверхсекретный атомный полигон, куда перевели служить отца Бурлакова. Военных этой части, которая создавалась в 1950-х под руководством Лаврентия Берии, называли глухонемыми из-за того, что им было запрещено что-либо рассказывать об объекте. Бурлаков решил пойти по стопам отца и поступил в Киевское военное авиационное училище. Свою специализацию он не называет, ограничиваясь размытой формулировкой «связана с глухонемыми». В 1972 году Бурлаков стал офицером Военно-воздушных сил СССР. Основную часть времени он посвящал научно-исследовательской работе и «особым проектам», связанным с получением энергии. Разработки использовались в том числе в авиапромышленности и космической отрасли. Более подробно рассказывать о своих достижениях Бурлаков отказывается: «Занимались темами, которые носили соответствующие грифы, некоторые не сняты до сих пор».
15 $ млн достигала годовая прибыль нефтетрейдингового и строительного бизнеса Бурлакова в начале 1990-х
О местах боевой славы Бурлаков тоже не слишком распространяется: «Служил в частях, куда Родина послала». Одним из таких мест была, например, Военно-воздушная инженерная академия им. Жуковского в Москве. Перестройка застала Бурлакова на службе в Харькове.
Нефтяной насос
В 1989 году Бурлаков решил уйти с военной службы по моральным соображениям: «Государство, в котором мы жили и давали присягу, начинало исчезать. Все трещало по швам. Советской армии не стало». Тогда Бурлаков с бывшими коллегами по службе учредил компанию «Интеграл», которая занималась научно-исследовательскими работами. В то время они неплохо оплачивались, объясняет бизнесмен. По его словам, одно изыскание могло принести более 150 000 рублей, на эту сумму можно было приобрести 15 автомобилей «Волга». «Интеграл», в частности, разрабатывал топливные системы для советской военной промышленности и детали для космических аппаратов. Заказы поступали от госинститутов, с которыми у Бурлакова и его партнеров был налажен контакт со времен военной службы. Почему на услуги «Интеграла» был спрос? «Если государственный НИИ делал научно-исследовательскую работу полгода-год, то небольшая группа людей — в два раза быстрее и в пять раз качественнее», — объясняет Бурлаков. В начале 1990-х годовая прибыль бизнеса Бурлакова достигала, по его словам, $15 млн. К тому времени его интересы вышли далеко за пределы научной работы.
В 1990-м экономика Советского Союза, перед которым уже маячил распад, тоже трещала по швам. Не был исключением и машиностроительный центр Украины Харьков. Магазины пустели, а на совещаниях в обкомах и облисполкомах промышленники жаловались на нехватку денег. На этом фоне в городе были особенно заметны несколько новеньких Peugeot 605 представительского класса. Увидев такой автомобиль, харьковские милиционеры вытягивались в струнку и на всякий случай отдавали честь. Владельцем одного из них был недавний военный Олег Бурлаков. Купить иномарки порекомендовали французские партнеры. К тому времени он с компаньонами учредил в Харькове еще одну компанию — советско-французское СП «Совинтерфранс». Происхождение иностранных инвестиций Бурлаков объясняет в своем стиле — очень размыто: «Француз хотел приспособить свои личные деньги, чтобы получать доход». Инвестор якобы сам вышел на Бурлакова и его партнеров и предложил совместный бизнес. Назвать имя иностранца Бурлаков отказывается, говорит лишь, что у француза было строительное бюро во Франции. Иностранные СП были «модной темой», вспоминает другой бизнесмен, они получали тарифные льготы и экспортные квоты. Для этого нередко «находили мифического партнера», долю в СП, например, мог получить небольшой частный банк. На самом деле это были те же советские граждане, которые держали деньги в этом банке, говорит собеседник Forbes.