Александр Бронштейн строит с сыном международный металлургический бизнес

ForbesБизнес

Стрессовые ситуации

Александр Бронштейн, сколотив капитал на российском алюминии, строит с сыном международный металлургический бизнес.

Текст Сергей Титов

Александр Бронштейн прошел школу бизнеса 1990-х, но аппетит к риску не потерял

Одиннадцатое июня 2015 года сотрудники Побужского ферроникелевого комбината (ПФК) запомнят надолго: сначала на украинское предприятие с обысками нагрянули сотрудники прокуратуры и при поддержке милиции провели выемку документов, а к вечеру, спустя несколько часов после отъезда силовиков, к проходной завода подъехало несколько черных микроавтобусов. Из автомобилей высыпали полсотни мужчин в балаклавах и форме без опознавательных знаков. Они забросали территорию завода светошумовыми гранатами и попытались проникнуть внутрь. Рабочие ПФК из-за заводской стены ответили захватчикам градом камней и обдали их водой из противопожарных шлангов. Штурм захлебнулся, атакующие были вынуждены ретироваться.

«В таких историях никогда не поймешь, кто заказчик», — разводит руками 41-летний Даниил Бронштейн, председатель совета директоров Solway Group, которой и принадлежит ПФК. Между тем, он и его отец Александр Бронштейн (сейчас ему 63 года) давно знакомы со спецификой бизнеса в развивающихся странах. Forbes выяснил, как семья Бронштейнов сколотила капитал и чем занимается сейчас.

Перемена мест

Александр Бронштейн родился в семье преподавателей. В 1949 году его отец Михаил Бронштейн был вынужден уехать из Ленинграда в Эстонию, после того как с десяток вузов в городе на Неве отказал ему в трудоустройстве. «Началась война с космополитами», — позже вспоминал академик Бронштейн. По наводке армейского друга он переехал в эстонский город Тарту и устроился работать в Тартуский государственный университет на кафедру политэкономии. Впоследствии его учениками стали будущие президент независимой Эстонии Леннарт Мери и премьер-министр Андрус Ансип.

Тартуский университет по специальности «прикладная математика» окончил и Александр Бронштейн. Среднее образование он тоже получал в Эстонии, куда переехал с матерью из Ленинграда вслед за отцом. Окончив университет, он устроился в Министерство лесного хозяйства и охраны природы Эстонской ССР. Там молодой математик быстро написал программу для ЭВМ, позволяющую прогнозировать численность деревьев. Эта разработка позволила существенно экономить на таксаторах — специалистах, вручную ведущих учет деревьев. Бронштейн работал в министерстве вплоть до распада Советского Союза, а в начале 1990-х эмигрировал в Германию как еврей. Там он организовал свой первый бизнес — ввозил из Эстонии лес и деревообрабатывающее оборудование. Затем Александр Бронштейн занялся импортом в Германию инертных газов из России и Украины. Кроме того, он был финансовым директором немецкой KTH-Handels, в начале 1990-х эта компания занималась оптовой продажей топлива вместе с эстонскими бизнесменами Игорем Пихелой и Олегом Лядовым, писала эстонская деловая газета «Эрипяэв». Деловые связи — личная заслуга Бронштейна, считает его сын Даниил: «Думаю, как человек настойчивый, он сам их наработал». Мог помочь и академик Михаил Бронштейн, который в 1989–1991 годах был народным депутатом СССР, а в начале 1990-х работал в посольстве Эстонии в России. Как бы то ни было, первый бизнес Бронштейна был мелковат. «Деятельность приобрела масштаб, когда он начал заниматься алюминием», — говорит Даниил Бронштейн.

В фонде Solway Даниил Бронштейн начал со сделок по слиянию, а сейчас он курирует весь семейный бизнес
Завод в Волхове стал одним из первых алюминиевых активов Александра Бронштейна

Питательная флора

В ночь на 19 февраля 2001 года взлетела на воздух «Ауди» гендиректора Волховского алюминиевого завода. Взрыв мощностью 200 г тротила произошел прямо у завода накануне встречи его владельцев, где они планировали обсудить объединение с пикалевским «Глиноземом». Среди акционеров обоих предприятий был Александр Бронштейн.

Алюминиевый бизнес Бронштейн начал вместе с питерским бизнесменом Михаилом Шлосбергом, рассказывает Даниил. Про Шлосберга известно немного. В 1976 году он окончил Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта и почти 15 лет работал в системе Министерства путей сообщения, пока в 1990 году не ушел в автотранспортный бизнес. Он занимался им «на уровне правительств России и Германии», рассказывал его двоюродный брат, политик Лев Шлосберг. По данным регистрационной палаты Санкт-Петербурга, в 1991 году Шлосберг учредил ООО «Предприятие ЛТР», которое занималось транспортом и лесозаготовкой. Другими учредителями выступали немецкие KTH-Handels и LTR Handels, а также мальтийская Shanton International. В каждой из этих компаний работал Бронштейн, как указано в его биографии.

«Волгоградский алюминий» был жемчужиной холдинга Бронштейна и больше всего интересовал Виктора Вексельберга
Знакомство Александра Бронштейна с Вексельбергом и его партнером Леонардом Блаватником (слева) переросло в совместный бизнес

Shanton и LTR были общими компаниями Шлосберга и Бронштейна, рассказывает их знакомый. Это подтверждает один из бывших подчиненных Бронштейна и добавляет, что компании работали по толлинговым схемам с пикалевским «Глиноземом» и Волховским алюминиевым заводом: «С деньгами [у питерских заводов] было сложно. А эти компании владели контрактами на сырье и получали на себя разрешения на переработку». Шлосберг был знаком с руководством питерских алюминиевых заводов благодаря связям во Всесоюзном алюминиево-магниевом институте (ВАМИ), утверждает один из бывших топ-менеджеров крупного алюминиевого холдинга. Бронштейн же выстраивал торговые цепочки, рассказывает его бывший подчиненный. По словам Даниила Бронштейна, начав с трейдинга, Шлосберг с его отцом постепенно скупили акции «Глинозема» у трудового коллектива, консолидировав контрольный пакет. Затем «Глинозем» через суд стал владельцем и Волховского завода, предварительно скупив его долги.

На заводы нельзя было смотреть без слез, иронизирует бывший бизнес-партнер Бронштейна. Волховский завод был запущен в начале 1930-х годов и больше напоминал музей, а себестоимость продукции «Глинозема» была в два раза выше рынка. Дела пошли в гору, после того как Бронштейн привлек еще одного партнера — владельца банка «Флора-Москва» Михаила Отдельнова.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Тише едешь Тише едешь

Для чего в городах запрещают водителям разгоняться свыше 30 км/ч

Forbes
Путин побеждает с рекордным результатом, Грудинин занимает второе место Путин побеждает с рекордным результатом, Грудинин занимает второе место

Выборы президента России завершаются победой Владимира Путина

Forbes
Дом для миллиардера Дом для миллиардера

Кирилл Писарев зарабатывает на элитной недвижимости по всему миру

Forbes
Как взлетают дирижабли Как взлетают дирижабли

Увидеть в небе дирижабль – невероятная в наши дни удача

Популярная механика
Трудоустроить Россию Трудоустроить Россию

Почему юные и пожилые не нужны экономике

Русский репортер
Пермячки хотят отсудить у Минздрава 30 миллионов за подмену детей в роддоме Пермячки хотят отсудить у Минздрава 30 миллионов за подмену детей в роддоме

Много лет женщины воспитывали не своих детей

Cosmopolitan
Ключевая ставка Ключевая ставка

Миллиардер Олег Бойко создал крупнейшую в Европе игорную империю

Forbes
Приготовить себя. Что такое «Зеркало Карлоса Сантоса» и как оно создавалось Приготовить себя. Что такое «Зеркало Карлоса Сантоса» и как оно создавалось

В Москве начал работать «ресторан в трех действиях» «Зеркало Карлоса Сантоса»

СНОБ
Основной инстинкт Основной инстинкт

Crossfit за 18 лет приобрел миллионы поклонников по всему миру

Playboy
Удивительная история Ширли Темпл — самой юной победительницы Удивительная история Ширли Темпл — самой юной победительницы

У Ширли Темпл сбылись и детские, и взрослые мечты в совсем нежном возрасте

Cosmopolitan
Леся Кафельникова рассказала о наркозависимости и суициде на шоу «Пусть говорят» Леся Кафельникова рассказала о наркозависимости и суициде на шоу «Пусть говорят»

История дочери теннисиста Евгения Кафельникова

Cosmopolitan
Играющий тренер Играющий тренер

Режиссерский дебют Данилы Козловского

GQ
Феникс против Годзиллы: в прокате “Тихоокеанский рубеж 2” и “Тебя никогда здесь не было” Феникс против Годзиллы: в прокате “Тихоокеанский рубеж 2” и “Тебя никогда здесь не было”

О новинках проката в кино

Esquire
Венский салон в Москве Венский салон в Москве

На один вечер Венский дом на Плющихе погрузился в атмосферу высокого эстетизма

СНОБ
Тайнопись Тайнопись

Александр Александрович Андроханов о технологии русской мозаики по малахиту

Seasons of life
6 простых шагов к идеальному сну 6 простых шагов к идеальному сну

Рассказываем, как отрегулировать режим сна

Esquire
7 причин заняться балетом во взрослом возрасте 7 причин заняться балетом во взрослом возрасте

Многие девочки мечтают стать балеринами, но реализуют это желание единицы

Psychologies
Никого не будет в доме Никого не будет в доме

В этом заброшенном шведском доме поселилась коллекция японской марки Ariake

Seasons of life
Форма воды Форма воды

Водопады, которые нужно посетить, и легенды о каждом из них

GQ
10 фактов о марке Off-White 10 фактов о марке Off-White

Разбираемся, почему детище Вирджила Абло постоянно на слуху

GQ
Viva, Valencia! Viva, Valencia!

Всю Валенсию можно обойти пешком за пару часов

Seasons of life
Что носили мужчины на этой неделе Что носили мужчины на этой неделе

На этой неделе наши герои предлагают быть смелее

GQ
«Солнце и знойный мужчина — что еще нужно женщине!» «Солнце и знойный мужчина — что еще нужно женщине!»

Певицы арт-группы «SOPRANO Турецкого» легко могли бы покорять модные подиумы

Playboy
5 редких ретрофотографий, которые хочется рассматривать снова и снова 5 редких ретрофотографий, которые хочется рассматривать снова и снова

Эти фотографии актуальны не только сегодня

Maxim
Джунгли не зовут: что случилось с “Ларой Крофт” Джунгли не зовут: что случилось с “Ларой Крофт”

Не фильм, а беспощадное напоминание о том, что мы с вами стареем

Esquire
Городские легенды Городские легенды

Нью-йоркская квартира певца и композитора Джона Ледженда

AD
Римский профиль Римский профиль

Выразительность архитектуры состоит из множества слагаемых

Seasons of life
Святая простота Святая простота

В гостях у бельгийского коллекционера Акселя Вервордта

The Rake
12 апостолов: «Футляр от виолончели» 12 апостолов: «Футляр от виолончели»

Телеграм-канал, который отслеживает всю систему координат

Esquire
Где и чему учатся дети российских звезд и сколько это стоит Где и чему учатся дети российских звезд и сколько это стоит

Что изучают наследники известных фамилий, сколько это стоит и как туда поступить

Cosmopolitan
Открыть в приложении