Катерина Мурашова: Опознать свои чувства
Какая грань отделяет эмоционального ребенка от ребенка с неврологическими проблемами и какие факторы способствуют развитию «правильных» эмоций
Я вообще-то человек спокойный, неэмоциональный, но тут, честное слово, накипело. Не могу больше молчать. Выскажусь — и пусть родители и коллеги, если пожелают, со мной не соглашаются и даже осуждают.
Вот как это обычно выглядит. Приходит мама, приводит ребенка с какими-то проблемами, рассказывает о них и либо между делом, либо вот прямо в начале заявляет:
— Только вы знаете, он у меня весь такой прямо очень чувствительный и эмоционально тонкий…
Причем здесь откровенно подразумевается: он у меня не такой, как другие дети. И мерить его надо другой меркой, и относиться по-особому. И странно, что воспитательница в детском саду, учительница в школе или руководительница в обучалке-развивалке этого не видят, не понимают и не хотят считаться. И кстати, другие дети (по всей видимости, бесчувственные и «эмоционально толстые») тоже как-то не особенно его жалуют.
— Но вот мы до школы год ходили в хороший дорогой частный садик, и там была совершенно другая картина: маленькая группа, много внимания, его все время хвалили, и он прямо расцветал, ему все нравилось. А так он у нас очень, очень чувствительный…
— То есть вы хотите сказать, что эмоциональность вашего ребенка более развита и богата оттенками, чем в среднем у детей этого возраста?
— Да, да, именно так!
— А в чем же это выражается? — стараясь быть или хотя бы казаться доброжелательной, уточняю я.