История с географией
В мире десятки тысяч аукционных домов. Куда ехать покупать?
Скажешь «аукционный дом», подумают «Сотбис». Или «Кристис». Или «Бонэмс». Когда я листаю непрофильную прессу, не могу отделаться от ощущения, что в мире от силы три аукционных дома, других нет. Во многом это объяснимо: играют роль и рекламные бюджеты, и ценовые рекорды, которые в большинстве случаев ставятся именно на торгах домов-гигантов (и освещаются в первую очередь), и огромная доля рынка, которая им принадлежит. С другой стороны, перед нами эдакое кривое зеркало рынка предметов искусства и коллекционирования: что-то оно отражает, но не все и не так, как есть. Для справки: аукционных домов в мире около десяти тысяч, и каждый день проходят сотни торгов. Поэтому принимать во внимание одних только лидеров стратегически неверно. Да, если заявлена цель приобрести конкретный шедевр или хочется ощутить причастность к большой игре, то акцент на аукционных домах-гигантах оправдан. Но куда умнее искать качественные и редкие предметы на локальных аукционах. Во-первых, многие направления коллекционирования и стили имеют региональную привязку. Во-вторых, в каталогах малых аукционных домов можно найти уникальные предметы по очень привлекательной цене.
Следуя этой логике, поговорим о том, где покупать. Тройка мировых лидеров уже который год неизменна: США, Китай, Великобритания. Суммарно эти три рынка дают более 90% мирового оборота. В Европе лидерами будут Франция, Германия и — на первом месте — Великобритания. Последняя является регионом с самой долгой аукционной историей: в 2017-м лондонская Национальная галерея совместно с Исследовательским институтом Гетти оцифровали огромный массив каталогов 1600–1700-х годов: в сумме более 130 000 результатов торгов. Аукционный рынок королевства (несколько сотен аукционных домов) составляет более 20% мирового оборота, являясь третьим по объему. Немалую роль в этом играют самый низкий VAT и отсутствие налога на ввоз и вывоз между странами ЕС; пока Великобритания — одна из самых выгодных в Европе стран для покупок. Брекзит, правда, может ситуацию изменить. Если корона Лондона пошатнется, главными претендентами на нее станут Брюссель (и вообще вся Бельгия, чья налоговая система не столь тяжеловесна, как в целом в Европе) и Франция. Рынок последней — один из самых богатых в континентальной Европе.
Аукционная жизнь Франции сосредоточена в столице: парижские аукционы дают около 90% годового оборота рынка страны. Лидер (и по обороту, и по числу проданных лотов) — аукционный конгломерат Hôtel Drouot, под чьей эгидой проводят свои торги десятки домов. Список продолжают дома Tajan, Cornette de Saint Syr и ArtCurial. Что покупать? Мои рекомендации: вино, искусство (ар-деко, ар-нуво, Парижская школа и художники конца XIX — первой четверти XX века). И если «главных» импрессионистов чаще увидишь в каталогах глобальных «домов-гипермаркетов» в Нью-Йорке или в Лондоне, то искусство перечисленных направлений часто встречается в небольших аукционных домах Парижа. И стоит оно дешевле: нет надбавки за крупный аукционный бренд.
Аукционные дома Германии известны не оборотом, а стабильностью: они из года в год попадают в списки лучших в мире (здесь назову Ketterer Kunst, Grisebach, Van Ham). Причина в по-немецки скрупулезном подходе к отбору предметов в каталоги по соотношению цена/ качество. Как следствие, одни из самых высоких в мире проценты продаж и стабильные обороты. Следует обратить внимание на декоративно-прикладное искусство и старых мастеров (особенно Северной Европы). В Германии (да и в Австрии) можно найти редчайшие предметы югендстиля и бидермаера, а также работы участников сецессионов, и Венского, и Берлинского.
Итальянский рынок — вещь в себе: особенности налогообложения и законодательства таковы, что вывезти предмет из страны может быть сложно (в чуть более выигрышном положении оказываются, пожалуй, владельцы недвижимости в Италии). Жаль: тут есть, что купить. На итальянских аукционах до сих пор встречаются картины, мебель и скульптура мастеров первого ряда как ренессанса, так и модерна. Большей частью оборота рынка Италия обязана небольшим аукционным домам, разбросанным по стране (крупнейшие — Meeting Art в Верчелли или Il Ponte Casa D’Aste в Милане).
В Северной Европе своя аукционная атмосфера. В Швеции по сей день проводит торги старейший в мире дом Stockholms Auktionsverk (на одном из его аукционов в свое время купил подержанное пальто Владимир Ленин — впоследствии, говорят, именно это пальто пробила пулей Фанни Каплан). С годами он не утратил позиций и является крупнейшим и в Швеции, и в Скандинавии. Другие достойные имена — Bukowskis, Uppsala Auktionskammare, долгое время специализировавшийся в регионе на продаже русского искусства, и лидер онлайн-продаж последних лет датский Bruun Rasmussen. Последний проводит еженедельные торги по различным категориям (от вина и монет до современного искусства) и известен демократичными ценами.