Розничный сектор считается одним из основных бенефициаров пандемии

ForbesБизнес

Экспресс-трансформация: уроки пандемии

Розничный сектор считается одним из основных бенефициаров пандемии: большинство компаний закрыли прошлый год с впечатляющими результатами. Участники форума «Ретейл: изменись или умри», организованного FCongress в апреле, рассказали об обратной стороне успеха и поделились планами, реализация которых заметно изменит ландшафт рынка.

Результаты совместного опроса участников рынка KPMG и FCongress фиксируют довольно позитивную картину. В самом начале пандемии продажи ретейлеров снизились, но через несколько недель наметился тренд на рост. «Его продемонстрировали те, кто оперативно перестроился к работе в новых условиях», — уточняет Георгий Патарая, руководитель практики по работе с компаниями потребительского сектора KPMG в России и СНГ. Таких оказалось большинство: товарооборот увеличился у 68% компаний. Активнее всего развивался онлайн-сегмент: у 55% его представителей бизнес вырос более чем в 2 раза.

Ретейлеры отмечают, что данные не отражают масштаба вызова, с которым столкнулась индустрия. «Безусловно, гораздо проще решать проблемы роста, чем спасать свой бизнес: распускать людей, брать кредиты или признавать себя банкротом. Но кризис мы почувствовали, — признает основатель и генеральный директор компании Wildberries Татьяна Бакальчук. — Пришлось кардинальным образом перестроить всю систему». По словам операционного директора «Утконос онлайн» Елены Образцовой, в течение года на практике пришлось реализовать задачи, которые бизнес не мог решить последние 20 лет. «Все не спали ночами, бежали в пять раз быстрее, были более гибкими, рисковали», — добавляет директор по доставке Lamoda Илья Стародубцев.

Неплохие бизнес-показатели, которых удалось добиться в итоге, — не главный бонус от пандемии, считают ретейлеры. Большинство за считанные дни пересмотрели стратегию развития, узнали много нового о собственных возможностях и выиграли время благодаря партнерским альянсам в направлениях, где ранее предпочитали полагаться исключительно на собственные ресурсы.

Татьяна Бакальчук, Николай Усков

Доставка с препятствиями

Логистическая инфраструктура — опорная часть бизнеса и в офлайн, и в онлайн, напоминает директор по инновациям X5 Retail Group Иван Мельник. Именно логистика в пандемию столкнулась с колоссальными перегрузками. Чтобы справиться со шквалом заказов, компании задействовали широкий арсенал решений. «Когда мощности централизованного интернет-магазина оказались переполнены, было непонятно, как обеспечить неудовлетворенный спрос. Открыть новый склад сложно, дорого и долго. Мы пошли по пути интеграции доставки с офлайн-площадками и дали возможность заказывать непосредственно в магазинах», — рассказывает президент «Азбуки вкуса» Денис Сологуб. Заказы доставлялись покупателям в течение двух часов.

Решение логичное, однако в некоторых случаях подобная тактика приводила к новым проблемам. В сети «ВкусВилл» год назад было более 1200 магазинов, 900 из которых были расположены в Москве, среднее расстояние до покупателя от ближайшей точки всего 2 км. Поэтому в компании добавили в мобильное приложение опцию доставки товаров. Для оперативного обучения продавцов комплектованию заказов попросили специалистов из «СберМаркета» прочитать лекцию, разработанную для сборщиков. Лариса Романовская, управляющая электронной коммерцией «ВкусВилл», отмечает, что ключевым уроком стала формула: собирайте как для себя. Себе возьмете — отправляйте покупателю. Нет — значит не нужно.

Первое время модель работала прекрасно: без дополнительных затрат на складскую инфраструктуру и штат сборщиков. Когда сеть вышла на уровень 90 000 заказов в день, начались сбои. В один день магазин мог получить 200–300 заказов, параллельно обслуживая покупателей в офлайне. В розничных точках площадью 100–150 кв. м с таким объемом заказов просто не справлялись. «Мы стали получать негативную обратную связь о том, что в наши магазины невозможно ходить. Все спотыкались о пакеты, товары на полках были расставлены не всегда аккуратно», — вспоминает Лариса Романовская. В компании рассматривали два выхода из ситуации: ограничить поток заказов или инвестировать в инфраструктуру. Выбрали второй путь, чтобы дать покупателям озможность с комфортом ходить в магазины и при этом не ограничивать важный для сети рост онлайн-продаж.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Путешествуем дома Путешествуем дома

Как государства сопротивляются краху туристической отрасли

Forbes
Преисполненная светом Преисполненная светом

Дизайнерский интерьер, наполненный винтажной мебелью и предметами искусства

SALON-Interior
Боевой характер Боевой характер

Дмитрий Мазепин 25 лет воюет за влияние, активы и репутацию

Forbes
Какой он будет, постапокалипсис? Пять художников с позитивным прогнозом на «непрекрасное далеко» Какой он будет, постапокалипсис? Пять художников с позитивным прогнозом на «непрекрасное далеко»

О пяти авторах, которые попытались предопределить будущее

СНОБ
Грибной культ Грибной культ

История взаимоотношений трюфеля и человека

Forbes
Аналоги YouTube в России в 2025 году: 5 альтернативных сервисов Аналоги YouTube в России в 2025 году: 5 альтернативных сервисов

Какие аналоги видеохостинга могут стать конкурентами YouTube

Inc.
Семь секретов стратегии Continuous Listening Семь секретов стратегии Continuous Listening

Как создать сильную команду, которая сама будет притягивать сильных сотрудников

Forbes
Норма жизни: зачем министерству спорта 70 процентов занимающихся физкультурой Норма жизни: зачем министерству спорта 70 процентов занимающихся физкультурой

Что не так с методикой подсчетов спортивных граждан?

Forbes
Мобильный офис Мобильный офис

Как выпускница физфака построила мебельную компанию в России

Forbes
Полина — единственная дочь Сергея Супонева из «Зова джунглей»: как сложилась ее жизнь Полина — единственная дочь Сергея Супонева из «Зова джунглей»: как сложилась ее жизнь

Чем занимается дочь Сергея Супонева и почему она не стала заменой отцу

Maxim
Измерение климата Измерение климата

Какова цена «зеленой инфляции»

Forbes
«Я в шаге от того, чтобы послать ее куда подальше»: история влюбленности, которая рушит дружбу подруг «Я в шаге от того, чтобы послать ее куда подальше»: история влюбленности, которая рушит дружбу подруг

Почему выдуманные романы могут сказаться не только на дружеских отношениях?

Psychologies
Роковые пари Роковые пари

Как публичные споры известных миллиардеров отражаются на заработках инвесторов

Forbes
«Надо видеть следующую вершину» «Надо видеть следующую вершину»

Чем схожи покорение горных вершин и ведение бизнеса?

Ведомости
Е-коммерческий банк Е-коммерческий банк

Лев Хасис строит партнерства ради торговых и платежных сервисов «Сбера»

Forbes
История призрака: 17 оригинальных фильмов о потусторонней силе История призрака: 17 оригинальных фильмов о потусторонней силе

Как кино может разнообразно трактовать и исследовать сюжеты о привидениях

Правила жизни
Упущенные возможности Упущенные возможности

Почему отсутствие инвестиционного риска стало новым главным риском

Forbes
9 хаков для уборки, которые не работают 9 хаков для уборки, которые не работают

Несколько мифов о наведении чистоты, о которых давно пора забыть

VOICE
Ё-моё, сани и бутылка водки Ё-моё, сани и бутылка водки

Что изобретают и патентуют богатейшие люди России

Forbes
Питаемся по циклу Питаемся по циклу

Составляя меню, можно ориентироваться на гормональный цикл

Лиза
Мировые люди Мировые люди

Самые высокооплачиваемые российские спортсмены 2010-х

Forbes
Базальтовые бусины в невесомости подтвердили вклад трибоэлектричества в формирование планет Базальтовые бусины в невесомости подтвердили вклад трибоэлектричества в формирование планет

Зачем ученые отправили в суборбитальный полет кучку базальтовых бусин

N+1
Системный администратор Системный администратор

Почему айтишники считают премьера Михаила Мишустина главным CIO страны

Forbes
За мечтой — в кошелек? За мечтой — в кошелек?

«Анора» — философский фильм о мечтах и реальности

Монокль
Вокруг да около Лувра Вокруг да около Лувра

Все, что вы хотели бы узнать о самом знаменитом музее мира, под одним переплетом

Forbes
Ляйсан Утяшева: «Мой идеальный день должен начинаться с объятий мужа и завтрака с детьми» Ляйсан Утяшева: «Мой идеальный день должен начинаться с объятий мужа и завтрака с детьми»

Мы сами способны выбирать оттенки, которыми будем писать картину своей жизни

Караван историй
Путь семьи Тоёда Путь семьи Тоёда

Как Toyota дошла до вершины мирового автомобилестроения

Forbes
Как снять защиту записи флешки: избавляемся от ошибки «диск защищен» Как снять защиту записи флешки: избавляемся от ошибки «диск защищен»

Как снять защиту записи с флешки usb, если диск защищен?

CHIP
Дегустация с Маленьким принцем Дегустация с Маленьким принцем

Фестиваль молодых премиальных вин стал традицией. Нужен ли он в России?

Forbes
Как не попасть на «развод» в автосалоне. 6 уловок продавцов Как не попасть на «развод» в автосалоне. 6 уловок продавцов

Названы 6 самых хитрых приемов дилеров при продаже машин

РБК
Открыть в приложении