Любительский разряд
Как марафоны и регаты стали площадками для нетворкинга и какие виды спорта выбирает новое поколение российских предпринимателей.
В России появилось новое поколение предпринимателей, которые ресторанам предпочитают тренировки, вечеринкам — спортивные марафоны, а ленивому отдыху на пляже — активный туризм. Спорт теперь не только способ отвлечься от работы, но и инструмент для нетворкинга. Практически у каждого вида спорта есть свое сообщество, где можно найти и друга, и потенциального партнера по бизнесу. В «Сколково» есть свой яхт-клуб «100 капитанов», участники крупнейшего бизнес-комьюнити России SLP объединяются в Telegram-чаты по сквошу, йоге и даже стоянию на гвоздях (последнее — один из модных среди предпринимателей трендов на стыке духовных практик и спорта), свои спортивные команды есть у Club 500, у «Клуба лидеров».
Рост популярности спорта в бизнес-среде наблюдается в последние десять лет. Как вспоминает сооснователь школы циклических видов спорта I Love Supersport Максим Журило, в Москве все началось с бега. К нему в школу пришло много предпринимателей, которые знакомились и общались на фоне увлечения спортом. Чуть позже, в 2015–2016 годах, бизнесмены стали все чаще интересоваться триатлоном — это совпало с выходом книги Кэллоса Джона «Железный человек есть в каждом. От кресла бизнес-класса до Ironman». По словам Журило, сначала эта книга вдохновила российское сообщество инвестбанкиров. Первопроходцами в триатлоне стали, например, основатель и генеральный партнер компании RTP Global Леонид Богуславский и заместитель председателя правления Совкомбанка Алексей Панферов. Затем триатлоном увлеклись и предприниматели.
«Триатлон — это магнит для бизнесменов, — считает Журило. — Он очень близок им по ценностям. Этим видом спорта занимаются люди амбициозные, смелые, уверенные в себе, не боящиеся ответственности и сложных вызовов. Плюс триатлон довольно капиталоемкое занятие: нужен велосипед, экипировка, гидрокостюм. Не все готовы инвестировать в спорт столько денег и времени. Поэтому остаются самые стойкие».
Действительно, среди предпринимателей особенно популярны циклические виды спорта (бег, велосипед, плавание или все вместе), но не только они. В последние годы невероятно модным стал сквош, а теперь свое небольшое сообщество поклонников появилось и у гибрида сквоша и большого тенниса — падел-тенниса. Популярность набирают шахматы и другие интеллектуальные виды спорта. Отдельное место в экосистеме предпринимательского фитнеса занимают разные вариации серфинга — в дружеские серф-туры в компании опытного тренера и фотографа предприниматели ездят на Шри-Ланку, Бали и Мальдивы, а на водоемах Москвы ранним летним утром теперь не протолкнуться — с шести утра начинаются занятия по вейксерфу и там же проходят первые бизнес-встречи.
«В отличие от Запада у нас не было исторически сложившихся институтов нетворкинга типа клуба выпускников Гарварда, где молодые люди знакомятся с бизнесменами, политиками. Но такой площадкой в России стал спорт», — уверен Журило. Forbes Life поговорил с предпринимателями-спортсменами и выяснил, что мотивирует их уделять столько времени и сил тренировкам и как это помогает им в бизнесе.
Дмитрий Степаненко, основатель Hot Wifi
До 27 лет я вообще не занимался спортом. Думал, что отнимаю это время у компании, сидел в офисе по 14 часов. Но за последние два года изменил свое отношение: сейчас у меня по 11–12 тренировок в неделю, но нет ощущения, что я отнимаю это время у бизнеса. Наоборот, благодаря спорту я становлюсь продуктивнее и могу сделать тот же объем работы за меньшее количество часов.