Фейковые новости: как мы сеем панику в соцсетях
Конспирологические теории и домыслы, непроверенная информация и откровенные провокации… Хотим мы того или нет, коронавирус продолжает оставаться главной повесткой дня. Недостоверных сведений о ситуации куда больше, чем реальных фактов, и они напрямую влияют на наше настроение, психическое и даже физическое состояние. Так зачем же многие так увлеченно сеют панику?
В мире, управляемом интернетом, источниками информации давно уже стали социальные сети. Особенно актуально это в кризисные периоды, когда в соцсетях и мессенджерах активно распространяются всевозможные «предупреждения» и информация, определить достоверность которой невозможно. Порой это приводит к распространению фейковых «новостей», причем основную волну подхватывают и разносят сами пользователи.
Профессор Асако Миура и команда ученых из университета Осаки опубликовали результаты исследования, в котором обнаружили схему распространения подобной дезинформации. «В ее основе лежат ложные слухи, и мы решили изучить основные методы их распространения», — пишет профессор Миура.
Ученые сосредоточились на одной из популярных всемирных социальных сетей, где пользователи могут делиться информацией с помощью функции репоста.
Когнитивная модель Словика
Изученные ранее модели распространения информации не дают ответа на вопрос, каким именно «маршрутом» передаются фейковые новости, потому что не учитывают пользовательские характеристики обитателей соцсетей. Поэтому для начала ученые занялись изучением этих характеристик.