Павел Волчков: «Ваш холодильник будет заказывать вам еду по вашему индивидуальному графику питания»
Человек-генетик рассказал нам о том, что уже довольно скоро мы будем вспоминать как страшный сон времена, когда все ели одну и ту же еду, пили одинаковые лекарства и смотрели одни и те же фильмы. Будущее – в персонализации всего!
Сейчас, в 2020 году, перед нами расцветают радужные биотехнологические перспективы. По крайней мере, мы часто слышим о наступающем золотом веке биологии. Но пока мы толком не понимаем, чем нам все это грозит. Правда, что биотехнологическая революция уже произошла? Что там, на переднем крае борьбы, происходит?
Самое важное, что произошло и происходит сейчас, на мой взгляд, это микс из открытий биологических в связке с развитием искусственного интеллекта. Биг-дата биологическая – большие данные. Информационные технологии, которые таргетируют, например, правильную аудиторию для рекламы в наших смартфонах, теперь активно применяются при работе с биологическими данными, что позволяет оперировать гигантскими объемами информации. Причем инвестиции – а это, как мы знаем, основа современной науки – тоже нередко поступают из IT-источников. Та же компания Apple, например, недавно инвестировала достаточно большое количество денег в анализ генома собственных сотрудников.
Зачем?
Видимо, у этих инвестиций есть свои гуманитарные функции, о которых мы можем только предполагать. Но простая, всем понятная составляющая таких заказов – стремление таких корпораций не фиксироваться только на железе, только на софте. Их живо интересуют поведенческие закономерности человека, наши привычки, вкусы, предпочтения, потому что это та самая биг-дата, которая позволяет прогнозировать наше поведение и в конечном счете максимально эффективно под него подстраиваться. Постоянно ведутся серьезные дебаты и в конгрессе американском, и в сенате, да и в научной прессе о том, насколько законен сбор подобной информации. Но процесс уже идет, и мы видим его результаты. Например, в собственном смартфоне, который умеет правильно таргетировать рекламу, учитывая наши интересы.
Да? То есть когда с утра ты получаешь массу ценных предложений прикупить сушеных медведок, резиновых ушей и вот это чучело опоссума по акции – это грандиозный успех био- и IT-технологий? Ведь сплошь и рядом возникает ощущение, что эту рекламу подбирает не просто искусственный интеллект, а интеллект порядком свихнувшийся?
Это особенности каких-то частных торговых площадок, в целом же Интернет – социальные сети, поисковики и прочее – умеет весьма точно просчитывать наши интересы и прогнозировать наши действия. И, переходя к генетике, скажу, что ИT-корпорации понимают: многое в наших действиях связано с генетическими особенностями. Мы все разные. Мы в разной степени наследуем разнообразные признаки, которые будут определять нашу личность и поведение, потому что, как мы теперь знаем, и то и другое в очень большой степени связано с заложенной в нас программой, с нашим геномом.
Свобода воли совсем отменяется?
Отнюдь. Просто и она будет во многом запрограммирована. Да, кажется странным, что наши уникальные поведенческие особенности могут определяться геномом, но во многом это так и работает, и было бы целесообразно научиться этим пользоваться. Поэтому изучается поведение людей, тех же сотрудников компании, сопоставляется с их геномами – и получаются результаты, равно интересные и ученым, и бизнесу, и прочим отраслям. С этими большими данными активно работают, используя машинные алгоритмы обучения, выявляют закономерности.
Можно сказать, человек с таким-то геном будет всегда опаздывать на работу?
Обычно все гораздо сложнее. Хотя есть и простые кейсы. Например, можно довольно достоверно определить пищевые предпочтения человека. Тут, как всегда, все упирается в деньги, это двигатель всего, в том числе и заказов, которые наука получает от бизнеса и за счет чего развивается. Сейчас компании тратят на маркетинг (а большие данные прежде всего обслуживают маркетинг) больше, чем на R&D – исследование и развитие. Вот вы выпускаете новый телефон. 13% ваших вложений уйдет собственно на разработку и создание этого телефона, а 17% – на маркетинг. Поэтому корпорациям очень важно знать своего потребителя. И сейчас это можно сделать с помощью геномного секвенирования. Тут все очень продвинулось, геномные исследования стали очень дешевы и доступны. Не так давно на секвенирование генома человека были потрачены миллиарды долларов, этим занимались, объединившись, много стран. А на недавней калифорнийской конференции BGI китайская компания, занимающаяся секвенированием генома, анонсировала полное секвенирование генома, генотипирование с полным разрешением, за сто долларов.