Федор Бухаров: «Мы проповедуем простой принцип win-win»
Вице-президент «Тинькофф» и директор «Тинькофф Бизнеса» объясняет, что такое «Играем за бизнес», почему банк не ставит крест на проблемных клиентах и зачем внедряет сервис идентификации для юридических лиц.
Официальная статистика свидетельствует: на конец мая 2021 года в России насчитывалось почти 7 млн коммерческих юрлиц и ИП — на уровне показателей 2007 года. В экосистеме «Тинькофф», уже семь лет работающей с малым, средним и крупным бизнесом, не считают это положение драматичным. Во-первых, конкуренцию — а следовательно, самоликвидацию или банкротство — никто не отменял. Во-вторых, нередко закрытие ООО или ИП означает, что предприниматель просто берет паузу, чтобы через некоторое время вернуться с новыми идеями и проектами. По данным исследования аналитического проекта Tinkoff Data, к апрелю 2021 года количество действующих компаний в сегменте малого и среднего бизнеса выросло на 1,4% по сравнению с апрелем 2020 года. По мнению Федора Бухарова, условия для развития бизнес-активности в России вполне благоприятны: налоговая нагрузка не самая высокая в мире, платежеспособность населения остается на приемлемом уровне. В первом квартале 2021 года «Тинькофф Бизнес» продолжил расширять свою клиентскую базу. Чтобы предпринимателям было проще решиться на риск и действовать, банк обещает взять на себя значительную часть организационных задач, в том числе помочь с выбором формы собственности, регистрацией бизнеса и автоматизацией рутинных бизнес-процессов, позволяющей сосредоточиться на проверке жизнеспособности своих идей.
— Появление «Тинькофф» в свое время кардинально изменило стандарты обслуживания розничных клиентов в банковской сфере. Что принципиально нового ваше подразделение предложило малому и среднему бизнесу?
— С точки зрения базовых банковских продуктов придумать нечто революционно новое невозможно. Но мы в корне поменяли ситуацию с сервисом, прежде всего, по отношению к малому бизнесу. Раньше эту категорию практически никто не обслуживал и не кредитовал, в приоритете были крупные и средние компании. Малым бизнесом, как правило, управляет один человек, и его основная цель — борьба за выживание. Мы начали с решений, автоматизирующих рутинные процессы и дарящих самый ценный ресурс — время. Когда у предпринимателя появляется свободное время, он быстро конвертирует его в новые идеи и прибыль. Бесплатный сервис онлайн-бухгалтерии позволял проводить оплаты, сдавать отчетность и взаимодействовать с налоговой. Второй момент — скорость и удобство. Для доступа к нашей инфраструктуре требуется только компьютер или смартфон. Большинство операций выполняется за считаные секунды, платежный день в «Тинькофф Бизнесе» — с часа ночи до девяти вечера, платежи проводятся моментально. На сегодня каждый пятый новый индивидуальный предприниматель в России открывает свое дело вместе с «Тинькофф». Многие клиенты, которые начинали с нами как малый бизнес, за прошедшие годы выросли до масштабов среднего бизнеса.
— С какого уровня начинается средний бизнес?
— В нашем понимании это компании с годовым оборотом от 120 млн рублей. Верхняя планка — примерно 800 млн рублей. Причем мы считаем выручку по совокупности организационных форм, которые составляют бизнес. Сейчас очень распространено, когда одни активы регистрируются на ИП, а другие — на ООО. Поэтому, когда мы говорим о планах увеличить клиентскую базу до 1 млн клиентов, это не означает, что мы остаемся банком для малого бизнеса. Мы в целом работаем для предпринимателей, независимо от того, как устроен их бизнес и какой он величины.
— Получение кредитов всегда было головной болью и малого, и среднего бизнеса. Что вам удалось изменить на этом направлении?
— Самое главное — мы сократили время на решение по кредиту до двух минут. Выписки, папки с документацией — все это не нужно. Технология отточена на физлицах: скоринговые системы обрабатывают информацию из разных источников и дают ответ — «да» или «нет». Не скрою, часто приходится отказывать. Основная причина — плохая кредитная история. «Тинькофф» — бизнес, которому точно так же, как и всем остальным, важно зарабатывать и развиваться. Но мы не ставим крест на проблемных клиентах и предлагаем инструменты и идеи, как улучшить их положение. Наши алгоритмы могут проанализировать ценовую политику и выдать рекомендации, что стоит поменять. Есть сервисы, с помощью которых можно настроить рекламную кампанию. Бесплатный конструктор сайтов дает возможность создать посадочные страницы и быстро протестировать, насколько интересен целевой аудитории продукт или акция. Сейчас у нас кредитуется более 40 000 компаний. Самым надежным из них будет присваиваться знак «Тинькофф Бизнес доверяет», который мы запустили совсем недавно. Это значит, что бизнес-модель компании успешно прошла комплексную проверку: оценивается структура выручки, расходы компании, надежность собственников