Какие награды получала Россия на всемирных выставках

Культура.РФИстория

Бриллианты, шампанское и гречка: успехи России на всемирных выставках

Автор: Дарья Мартыненко

0:00 /
807.474
Неизвестный художник. Королева Виктория на открытии международной промышленной выставки в Хрустальном дворце в гайд-парке в Лондоне, Великобритания (фрагмент литографии). 1851. Частное собрание

Первая международная выставка прошла в Лондоне в 1851 году, и Россия выставляла на ней сырье и драгоценности. В разные годы российские и советские промышленники привозили на экспозиции русскую матрешку и мозаики Исаакиевского собора, акварельные пейзажи Транссиба длиной 900 метров и макет корабля «Восток». Читайте, какие награды получали отечественные ювелирные изделия, технические изобретения и даже крупы на всемирных выставках в Лондоне, Париже и Монреале.

Дебют России в 1851 году: гречка, бриллианты и малахитовые двери

Первая международная выставка была промышленной, она прошла в 1851 году в Лондоне. Специально к экспозиции в Гайд-парке построили Хрустальный дворец. Именно там гости со всего мира впервые попробовали сгущенку, увидели швейную машинку «Зингер», бриллиант Кохинур, вулканизированную резину и прототип факса. Для удобства изделия были разделены на 30 классов: «машины для мануфактурного производства», «ископаемые и горнозаводские продукты», «сырые материалы» и другие. Международное жюри награждало представителей Большими медалями, Медалями второй степени и Похвальными отзывами.

Русский отдел состоял всего из 365 экспонатов: крепостное хозяйство страны находилось в кризисе, поэтому помещиков, купцов и фабрикантов, которые пожелали бы принять участие в выставке, было мало. Однако Россия привезла зерно, хлопок, кожу, изделия металлургической промышленности и предметы роскоши. Злаки и травы получили Медаль второй степени, особенно жюри выделило гречневую и манную крупы. Большой медалью наградили ювелирную фирму Павла Сазикова за канделябр с сюжетами Куликовской битвы и придворных ювелиров Камера и Зефтигена — за бриллиантовую диадему. Фабрика малахитовых изделий Демидовых получила приз за предметы мебели. Француз де Валон писал: «Мы, бедняки, счастливы, если у нас печатка или запонки из этого камня, а в России г-н Демидов может из него выстроить целый дворец!» Малахитовые двери массой 18 фунтов (около 44 килограммов) после выставки купил английский банкир Гопе за 10 тысяч фунтов стерлингов — огромную сумму для Англии XIX века, где средний житель тратил 30 фунтов в год.

Неизвестный художник. Открытие Наполеоном III всемирной выставки во дворце промышленности в Париже, Франция (фрагмент литографии). 1855. Частное собрание

На первой всемирной выставке побывало шесть миллионов человек из 32 государств. Так начался культурно-технический обмен между странами. Следующая экспозиция прошла в 1855 году в Париже. На ней впервые были представлены работы современных художников из разных стран мира, для этого воздвигли Дворец изящных искусств. Однако Россия пропустила выставку из-за Крымской войны и в следующий раз приехала только в 1867 году.

Выставка 1867 года: русская изба, императорские конюшни и сапфиры

Эдуард Мане. Всемирная выставка 1867 года (фрагмент). 1867. Национальный музей искусства, архитектуры и дизайна, Осло, Норвегия

Четвертую по счету выставку в 1867 году организовала Франция. На Марсовом поле в Париже построили огромный дворец в форме эллипса. Он состоял из семи галерей — изящные искусства, машины, история труда и другие. Проходы делили пространство на секторы с экспозициями стран-участниц. Конструкцию придумал французский инженер Фредерик Ле Пле, а построили Жан-Батист Кранц и Александр Гюстав Эйфель.

В российском отделе было выставлено больше 1300 экспонатов: ювелирные изделия, мозаики, оружие, кавказские ковры, меха, вышивки по сукну и бархату, этнографические изделия. Ответственный за Кавказский отдел Николай Ситовский писал о золотых и серебряных изделиях придворного фабриканта Игнатия Сазикова: «Около витрины его вещей была постоянно масса народа. Замечательное разнообразие сюжетов, отчетливое исполнение делали произведения г. Сазикова предметом общего восхищения». А мозаика, которую старший мастер Петергофской гранильной фабрики Иван Соколов изготовил для Исаакиевского собора, по словам Ситовского, была «далеко выше всего, что некогда производило флорентийское искусство».

Также Россия выставляла драгоценные камни и металлы из Кабинета Его Императорского Величества. Аметисты, сапфиры и изумруды позже приобрел Британский музей.

Пьер Тетар ван Эльф. Император Александр II и императрица Евгения на празднике в честь иностранных правителей 10 июня 1867 года (фрагмент). 1867. Музей Карнавале, Париж, Франция
Выставочный дворец Всемирной выставки на Марсовом поле в Париже, Франция. 1867. Фотография: Библиотека конгресса, Вашингтон, США
Александр Коцебу. Победа под Полтавой (фрагмент). 1862. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

В парке вокруг здания располагались строительные мастерские и национальные павильоны, в том числе русская изба. Она была собрана «без единого гвоздя» и напоминала крестьянский дом — с крытым двором, флигелем, красным углом, русской печкой и лубочными картинками на стенах. Плотницкий цех из Владимирской губернии получил за нее серебряную медаль. Рядом находилась конюшня с царскими лошадьми. За помощь в совершенствовании их пород Гран-при наградили императора Александра III.

За полотно «Победа под Полтавой» золотой медалью удостоили художника Александра Коцебу. А акварельная копия фресок 1189 года новгородской церкви в Нередице настолько поразили французского императора Наполеона III, что он приказал отлить специальную медаль и наградил ею художника Николая Мартынова.

Выставка 1900 года: Павильон русских окраин, Транссиб и матрешка

Международная выставка в Париже, Франция. 1900. Фотография: библиотека конгресса, Вашингтон, США

Выставка 1900 года тоже проходила в Париже на Марсовом поле и подводила итоги столетия. Россия и Франция на тот момент были ближайшими союзниками, поэтому руководство выставки выделило под российский отдел самую большую площадь — 24 000 квадратных метров. Подготовкой занималась «Высочайше учрежденная комиссия». В выставке участвовало 2,5 тысячи российских производителей. Все экспоненты должны были заранее прислать изображение своих витрин генеральному комиссару князю Вячеславу Тенишеву, чтобы согласовать с общим планом и художественным видом.

Павильон Русских окраин спроектировал архитектор Роберт-Фридрих Мельцер. Его оформили в стиле Московского и Казанского кремлей — с башенками, колоколами и разноцветной черепичной кровлей. Внутри павильон украшал Константин Коровин — на панно были виды Кавказа, Средней Азии, Сибири и Крайнего Севера, сцены добычи золота и пушного зверя. Правительство Франции наградило художника орденом Почетного легиона. После выставки панно перевезли в Русский музей в Санкт-Петербурге.

Павильон России на Международной выставке в Париже, Франция. 1900. Фотография: Бруклинский музей Библиотеки и архивы, Бруклин, Нью-Йорк
Константин Коровин. Проект кустарного отдела русского павильона (фрагмент эскиза). 1900. Частное собрание
Экспозиция российской железнодорожной техники на Международной выставке в Париже, Франция. 1900. Фотография: Центральный музей железнодорожного транспорта РФ, Санкт-Петербург

Французская пресса назвала павильон «Сибирским дворцом»: многие экспонаты были посвящены освоению Сибири, например модели ледоколов Байкальской переправы. В честь Транссибирской магистрали построили поезд-аттракцион: посетители садились в вагон, а за окнами двигалась 900-метровая панорама с акварельными пейзажами Великого сибирского пути, их написал художник Павел Пясецкий. Комитет Сибирской железной дороги и Министерство путей сообщения получили за проект строительства Транссибирской магистрали Гран-при, а инженер Лавр Проскуряков за проект Красноярского железнодорожного моста через Енисей — золотую медаль.

Гран-при также удостоили крымский шампанский завод «Новый Свет» и шоколад товарищества «Эйнем» — сегодня это фабрика «Красный Октябрь». Физик Александр Попов получил золотую медаль за прототип радио. Такая же награда досталась и русской матрешке. Именно на выставке 1900 года знаменитая игрушка была представлена впервые.

Французская газета Liberte писала: «В течение немногих лет русская промышленность и торговля приняли такое развитие, которое поражает всех», а Александр Мильеран, на тот момент министр торговли Франции, назвал русскую экспозицию «наиболее интересной приманкой на парижском празднике труда». Всего Россия получила более полутора тысяч наград, из которых 212 Гран-при и 370 золотых медалей.

Выставка 1967 года: «летящая крыша», освоение Сибири и полет в космос

Территория всемирной выставки «Экспо-67» в Монреале, Канада. 1967. Фотография: Евгений Кассин / ТАСС

Выставка 1967 года должна была наконец пройти в Москве — в честь 50-летия Октябрьской революции. Однако из-за отставки первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева мероприятие перенесли в канадский Монреаль. Специально к выставке там построили метро, развязку Тюркотт и искусственный остров Нотр-Дам. Главная тема звучала так: «Человек и его мир». На эмблеме были изображены взявшиеся за руки люди — призыв к дружбе между народами.

Павильон СССР был самым крупным и посещаемым: он расположился в северной части острова Нотр-Дам на территории площадью 1,6 гектара. За полгода здесь побывали 13 миллионов человек. Здание спроектировали советские архитекторы Михаил Посохин, Ашот Мндоянц и Борис Тхор. Стены были стеклянными, а кровля выглядела как огромный трамплин, поэтому в западной прессе советский павильон получил название «летящая крыша». Вечером витражи на стенах подсвечивались, здание выглядело еще более воздушным, а на потолке появлялся силуэт реактивного самолета — одного из самых быстрых на тот момент Ту-144. Он был одним из основных экспонатов СССР.

Макет Красноярской ГЭС, барельеф профиля Ленина, карта СССР в советском павильоне на всемирной выставке «Экспо-67» в Монреале, Канада. 1967. Фотография: old.vdnh.ru
«Летящая крыша» советского павильона на всемирной выставке «Экспо-67» в Монреале, Канада. 1967. Фотография: old.vdnh.ru
Конструкция «Чечевица» в советском павильоне на всемирной выставке «Экспо-67» в Монреале, Канада. 1967. Фотография: old.vdnh.ru

Экспозиция начиналась с большой карты СССР, а экраны на ней показывали короткометражные фильмы о населении разных уголков страны. Экспонаты рассказывали о том, как развивается советская электроника, энергетика, металлургия. Были представлены макеты первой в мире Обнинской атомной электростанции, Красноярской гидроэлектростанции, термоядерного реактора «Токамак».

Часть коллекции посвятили освоению космоса. Незадолго до этого свой первый полет совершил Юрий Гагарин. И в павильоне СССР был представлен макет ракеты «Восток» в натуральную величину. На третьем этаже повесили замкнутую конструкцию «Чечевица». Посетители заходили внутрь, садились на качающиеся кресла и смотрели на диораму с изображением ракеты в космосе — возникало ощущение полета. Демонстрировалась также панорама с видами Луны — станция «Луна-9» сняла их 3 февраля 1966 года.

Делегаты из СССР во время выноса Государственного флага СССР на всемирной выставке «Экспо-67» в Монреале, Канада. 1967. Фотография: Александр Батанов / ТАСС
Скульптура, символизирующая бумажную промышленность Канады, и павильон СССР (на втором плане) на всемирной выставке «Экспо-67» в Монреале, Канада. 1967. Фотография: Евгений Кассин / ТАСС
Первый заместитель Председателя Совета Министров СССР Дмитрий Полянский (справа) в разделе изобразительного искусства павильона СССР на всемирной выставке «Экспо-67» в Монреале, Канада. 1967. Фотография: Александр Батанов / ТАСС

В отделе искусства выставляли изделия из уральских камней — яшмовые и малахитовые пейзажи, статуэтку «Серебряное копытце», колье и серьги из дымчатого хрусталя. Были представлены якутские алмазы, часы 25 марок и оренбургские пуховые платки. В павильоне показывали документальный фильм об этом старинном промысле и проводили показ мод.

Канадская газета «Монреаль стар» назвала «летящую крышу» лучшим из всех советских павильонов за всю историю. Однако СССР в 1967 году не получила ни одной награды. Организаторы заявили, что «причиной стали многочисленные претензии отдельных участников по поводу справедливости некоторых решений жюри». После выставки павильон демонтировали и установили на ВДНХ под номером 70. Он сильно обветшал и сейчас находится на реставрации.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Убийца иммунитета: ученые назвали продукт, который разрушает микробиом кишечника Убийца иммунитета: ученые назвали продукт, который разрушает микробиом кишечника

Если этот продукт «похозяйничал» в организме, жди ожирения или диабета

Вокруг света
70 лет Александру Сокурову: 5 фильмов, без которых этого режиссера невозможно представить, еще труднее — понять 70 лет Александру Сокурову: 5 фильмов, без которых этого режиссера невозможно представить, еще труднее — понять

5 картин из фильмографии Сокурова, которые необходимо увидеть

Esquire
Следствие по делу декабристов Следствие по делу декабристов

Офицеры на Сенатской площади и офицеры на допросах — совершенно разные люди

Дилетант
Чем грозит отсутствие зуба, и почему «мосты» и протезы не спасают от деформации челюсти Чем грозит отсутствие зуба, и почему «мосты» и протезы не спасают от деформации челюсти

Эксперт отвечает на самые популярные вопросы об имплантации зубов

Популярная механика
Слиятельные люди Слиятельные люди

Кто все еще делает бизнес на умирающем российском рынке M&A

Forbes
Безответная любовь: как ее переживают мужчины? Две откровенные истории Безответная любовь: как ее переживают мужчины? Две откровенные истории

Наши герои анонимно рассказали свои истории о неразделенной о любви

Psychologies
Трудности перевода: о том, как лингвистические казусы могут испортить аппетит или уничтожить мир Трудности перевода: о том, как лингвистические казусы могут испортить аппетит или уничтожить мир

Рассказываем о ляпах перевода, которые вошли в историю и даже изменили ее

Популярная механика
Изнасилование, разводы и выкидыши: драмы легендарной актрисы Мэрилин Монро Изнасилование, разводы и выкидыши: драмы легендарной актрисы Мэрилин Монро

Мэрилин Монро прожила короткую, но очень насыщенную жизнь

Cosmopolitan
Хочу все знать: как развить у ребенка мотивацию к учебе Хочу все знать: как развить у ребенка мотивацию к учебе

Как сделать так, чтобы ребенку захотелось учиться

Forbes
Obladaet рассуждает о творчестве, бюджетах и конфликтах с рэперами Obladaet рассуждает о творчестве, бюджетах и конфликтах с рэперами

Obladaet — о музыкальной журналистике и визуале своего творчества

GQ
Изучать непознанное: инопланетяне, йети, Атлантида, лох-несское чудовище Изучать непознанное: инопланетяне, йети, Атлантида, лох-несское чудовище

Йети, Атлантиду и инопланетян ищут не только чудаки в шапочках из фольги

Maxim
Новый король ринга: как Тони Хан покончил с монополией в рестлинге Новый король ринга: как Тони Хан покончил с монополией в рестлинге

Тони Хан создал реальную угрозу для WWE Винса Макмэна

Forbes
Если нельзя, но очень хочется Если нельзя, но очень хочется

Как власти относились к Андрею Сахарову

Дилетант
Что смотреть: 10 сериалов, которые спасут от грусти Что смотреть: 10 сериалов, которые спасут от грусти

Смешные, трогательные и красивые сериалы, которые поднимут вам настроение

Cosmopolitan
Mary Gu Mary Gu

Блиц-вопросы певице и блогеру Mary Gu

ЖАРА Magazine
Для двоих Для двоих

Идеальная, трансформируемая жилая среда для жизни в городе

SALON-Interior
Чем грозит передозировка йода? Чем грозит передозировка йода?

Симптомы отравления йодом обнаруживаются у многих туристов

Cosmopolitan
«Моя смелая красавица Вивьен!»: удивительные факты о дочери Анджелины Джоли «Моя смелая красавица Вивьен!»: удивительные факты о дочери Анджелины Джоли

Вивьен - родная дочь Анджелины Джоли и Брэда Питта

Cosmopolitan
Велодрама Велодрама

Отрывок из книги Сергея Медведева «Человек бегущий»

Maxim
Мы устаем от своих детей, это нормально: честный рассказ о материнском выгорании Мы устаем от своих детей, это нормально: честный рассказ о материнском выгорании

Как жить с биполярным аффективным расстройством? История героини

Cosmopolitan
Что такое бруксизм: как скрежетание зубами портит наше здоровье Что такое бруксизм: как скрежетание зубами портит наше здоровье

Головная боль и хроническая усталость могут быть признаками бруксизма

Cosmopolitan
Синдром «серой мышки»: почему женщины отказываются от ярких нарядов Синдром «серой мышки»: почему женщины отказываются от ярких нарядов

Почему женщины не решаются носить яркую одежду и как с этим бороться?

Psychologies
«Не знаю, как быть дальше»: 22 вещи, которые можно сделать прямо сейчас «Не знаю, как быть дальше»: 22 вещи, которые можно сделать прямо сейчас

Простые советы, которые помогут двигаться дальше

Psychologies
Правила «голодных» тренировок Правила «голодных» тренировок

Одна из самых эффективных тренировок для похудения — это утреннее кардио натощак

Cosmopolitan
5 странных профессий со всего мира 5 странных профессий со всего мира

Только представь себе их Доски почета!

Maxim
Два новых вида людей? О чем поведали сенсационные открытия антропологов Два новых вида людей? О чем поведали сенсационные открытия антропологов

Антропологи описали новый вид древних людей

СНОБ
Девственница или блудница. Как меняются требования к партнеру Девственница или блудница. Как меняются требования к партнеру

Нужно ли искать баланс между девственницей и блудницей?

СНОБ
12 главных фильмов лета 12 главных фильмов лета

Лучшие фильмы для лета: о британской музыке девяностых и взрослении

РБК
Чистая победа! Чистая победа!

10 способов избавиться от пыли в квартире

Лиза
Эйджизм не пройдет: 5 активистов, повлиявших на мир в юном возрасте Эйджизм не пройдет: 5 активистов, повлиявших на мир в юном возрасте

Активисты, которые привлекли внимание к серьезным проблемам в юном возрасте

Вокруг света
Открыть в приложении