Евгений Гришковец: Если бы мне пришлось сдавать ЕГЭ, я бы не окончил школу
Каково это — читать хуже всех в классе, так и не сесть за руль, не иметь возможности разобраться в простейшей инструкции? Как при этом все-таки поступить на филфак и стать писателем? И как защитить ребенка от обвинений в лени и отсутствии способностей? Специально для «Сноба» писатель Евгений Гришковец рассказал о своем опыте жизни с дислексией — особенностью восприятия, которая неимоверно усложняет чтение.
Начнем с того, что никакого представления о таком явлении, как дислексия, в то время, когда я учился в школе, не было. Даже слова такого не существовало. Сам термин я узнал году, наверное, в 1989-м, уже после службы в армии. Я был фанатом сериала «Твин Пикс», много читал про него и впервые прочитал слово «дислексия» в статье о Ларе Флинн Бойл. В этот момент у меня как камень с сердца свалился: стало понятно, что я не один такой. Я теперь мог рассказать родителям, что их сын в школе был не лодырь, не безответственный мальчишка, он просто не мог быстро читать.
Я действительно читал хуже всех, медленнее всех в классе. Учителя, разумеется, понимали, что я не идиот. Какой из этого вывод? Лентяй, прохвост. Мои бабушка и дедушка — из школы (дед был директором, бабушка вела биологию), родители — из высшей школы: мама преподавала теплотехнику и термодинамику. А я по физике был худшим в классе. Отец в отчаянии тряс учебником физики у меня перед носом и кричал: «Этот учебник написан для среднего идиота!» А я понимал, что я хуже, чем средний идиот, потому что я вообще не мог с предметом справиться, никак. Я сменил несколько школ — везде было плохо. Но особенно трудно было в школе, которую я оканчивал. Это была единственная в Кемерово школа с английским уклоном. В силу того, что я просто не запоминаю, как пишутся слова, учеба там давалась мне труднее, чем остальным. Бывают школы, где нет престижа знаний, высоких оценок, а это как раз была школа, в которой было престижно учиться и быть отличником. Серьезные страдания, полное непонимание того, что со мной происходит, — все это со мной было. Я не имел никакого представления о том, как воспринимают те же буквы и знаки другие дети. Я понял, что другие люди — другие, только когда узнал о Ларе Флинн Бойл и ее дислексии.
Приспособиться к этой моей особенности я так и не смог. Я получал тройки по русскому языку, литературе, физике, химии, алгебре, геометрии. Пять трояков в аттестате — куда уж тут приспособиться? Если бы мне пришлось сдавать ЕГЭ, я бы не выпустился из школы, я бы просто ее не окончил. При этом читать я всегда любил. Читал я очень медленно, зато вдумчиво, и это была самая большая радость в моей жизни. В то время, когда я был учеником, чтение книг было почтенным занятием. Читающие помногу люди, особенно юноши, вызывали уважение. Я ходил в библиотеку, в читальный зал, где было самое концентрированное чтение, и понимал, что тем самым я зарабатываю очки в глазах отца, мамы, деда. Меня за это уважали, и сам я себя уважал. Какие-то другие дела — занятия спортом или хождение в кино — не вызывали такого