«Кризис дал возможность инвестировать на лучших условиях»: основатель компании EdutechLab Дмитрий Волошин о менторстве и перспективах российских стартапов
Инвестор и основатель компании EdutechLab, сооснователь Otus.ru и Школы миллиардера, ментор Дмитрий Волошин в интервью для Forbes рассказал о бизнес-наставничестве для предпринимателей, инвестициях в пандемию и перспективах российских стартапов за рубежом
— Как возникла идея проекта EdutechLab?
— Я — предприниматель, занимаюсь сферой образования, и когда делал свои бизнесы, то обратил внимание, что в России существует пропасть между инструментами поддержки бизнесов на разных стадиях. Когда предприниматели начинают свое дело, у них есть достаточное количество помощников, начиная от программы государственной поддержки, заканчивая разными акселераторами. Предположим, что вы сделали компанию и она успешно прошла «долину смерти», вы проверили продуктовые гипотезы, начали зарабатывать деньги. А дальше пустота, нет никакого института, который позволяет более эффективно выйти на следующий этап. За рубежом такая поддержка называется менторинг. Менторы — это люди, которые проводят бизнес до сферы внимания private equity (частных капиталовложений. — Forbes) фондов или стратегического инвестора. В России, к сожалению, эта практика не развита. Я увидел в этом возможность и вызов для себя, и решил передавать свой опыт тем, кто идет по моему пути.
— Как строится сотрудничество с проектами? Вы в них инвестируете, или это только менторская помощь?
— Я действительно делаю собственные инвестиции, вкладываю свои деньги. В этом году я произвел шесть инвестиций, и у меня, несмотря на сложную ситуацию с пандемией, был даже один экзит. Но я принял для себя такое решение, что я сначала захожу в проекты как ментор, изучаю их, общаюсь с ними, и уже потом, примерно через год я, если вижу, что наше сотрудничество в плане менторинга приносит результат, я могу в них инвестировать.
Я искренне считаю, что каждый бизнес — это ровно то, что хочет в настоящий момент фаундер (основатель компании. — Forbes). И идея менторинга заключается в очень простой мысли: я работаю с фаундером, пытаясь гармонизировать его личные цели и стратегию бизнеса. Иногда это получается и фаундер перестает декларировать какие-то совершенно космические вещи, говорит: «Да, мне хочется с помощью этого бизнеса делать продукт». Некоторых бизнесменов социум заставляет заявлять вещи, которых они реально не хотят и в которые не верят, например, утраиваться по выручке год к году. Но подавляющее количество людей вообще не про это, они про смыслы и создание нового. Когда мы, работая с фаундером, понимаем, что этот человек на самом деле не очень про деньги, это и есть переломный момент в менторинге. После этого мы начинаем придумывать вместе, а какая же стратегия бизнеса будет одновременно учитывать и его интересы, то, что ему хочется делать на самом деле, и, то, что от него ждет рынок, или общество, или СМИ. Фактически, если разложить менторинг на этапы, то он всегда строится в три стадии. Первая стадия —