Алиса в стране откатов
Экономист и профессор ВШЭ Симон Кордонский – один из немногих людей в Российской Федерации, которые понимают, как именно работает эзотерическая экономика откатов и офшоров. Он рассказал Esquire о том, чем депутаты отличаются от казаков и почему откат – единственное, что склеивает наш противоречивый социум в единое целое
О чиновниках
Чиновники у нас не политический институт, а смешанный – политико-хозяйственный. Чиновники – часть огромной машины, занятой поиском ресурсов (материальных, финансовых, информационных, властных), их сбором, охраной, распределением, освоением и, в конечном итоге, списанием. И преследованием тех, кто получил доступ к ресурсам неправомерно и пользуется ими не по понятиям. Ресурсы всегда в дефиците, за них идет конкуренция, выигрывает тот, кто дает откат. Откат в нашей системе – аналог ставки банковского процента при капитализме. Есть легализованные формы отката: лицензирование, квотирование, сертификация. Есть нелегальные. Норма отката регулируется репрессиями. Чем жестче и системнее репрессии, тем меньше откаты. Точную среднюю цифру назвать невозможно, ее никто не озвучивает. Это всегда оценочное суждение: вот здесь справедливо откатил, а здесь «не по чину берешь». Когда ФНС начала эксперимент с самозанятыми, я сразу сказал, что это преждевременно, сначала надо научиться брать налоги с откатов. Но для этого откаты надо легализовать. Не могут же заместители министров указывать в налоговой декларации источник дохода «откаты».
Строго говоря, откат не коррупция, а норма функционирования системы, распределяющей ресурсы. Ее фундаментальное свойство. Как поделить дефицитный ресурс, если претендентов тысяча, а нужно дать одному? Кого выбрать? Поэтому и существует откат. Чиновники все прекрасно понимают, по-другому просто нельзя. Откат – клей, который склеивает страну в странное и противоречивое, но все-таки единое целое.
О справедливости
Есть два принципиально разных вида справедливости – сравнительная справедливость (равенство перед законом) и распределительная справедливость (когда ресурсы делит государство). У нас система распределительная, и даже протесты начинаются с лозунгов о несправедливом распределении ресурсов. Протестующим кажется, что им дали меньше, чем положено, а кому-то – слишком много. Такая экономико-политическая модель устраивает всех и одновременно не устраивает никого, потому что каждый обижен и считает, что получил меньше, чем заслуживает.