2006 год
Суверенная демократия с переменным успехом отстаивает свои внешнеполитические интересы. Продолжается газовый конфликт с Украиной: «Газпром» предлагает новому украинскому правительству покупать газ по тем же ценам, что установлены для Германии. В ходе конфликта Украина лишается правительства – Верховная рада отправляет его в отставку за попытку прийти к соглашению с Россией. В свою очередь, страны Центральной Европы недополучают газ, предназначенный им, – украинская сторона просто забирает недостающее из подземных транзитных хранилищ. Газовые войны к этому моменту уже станут традиционными: история с судами, соглашениями, снижением и повышением цен затянется надолго.
Еще один пролог к войне на постсоветском пространстве – конфликт с Грузией, которая подписывает меморандум о желании войти в НАТО, а грузинский президент Михаил Саакашвили, выступая на ассамблее ООН, называет поведение России деструктивным. Российская Федерация в ответ вводит эмбарго на ввоз грузинских вин, закрывает грузинские рестораны и, по слухам, собирается выслать на родину грузинских воров в законе. Молодой прозападный реформатор Саакашвили популярен у части российской либеральной интеллигенции, и в «Живом Журнале» начинается флешмоб под лозунгом «Я грузин!». Все это выглядит невинно, и пока еще никто не может предположить, что всего через два года русские и грузинские солдаты откроют друг по другу огонь на поле боя.
Вокруг посольства Великобритании разворачивается шпионский скандал: Федеральная служба безопасности обнаруживает в одном из московских парков камень-радиопередатчик, вокруг которого регулярно прогуливаются сотрудники посольства и предполагаемые агенты короны. Арестованы четыре человека. Камень показывают по телевидению, но история с секретным радиобулыжником звучит настолько комично, что вызывает у общественности в основном смех. Только в 2012 году британцы к всеобщему удивлению признают, что камень-передатчик действительно существовал. Но главная (и гораздо более мрачная) шпионская история года разворачивается в Лондоне: там умирает Александр Литвиненко, бывший подполковник ФСБ. Литвиненко еще в 1998-м бежал в Лондон, заявив, что получил приказ убить олигарха Бориса Березовского. Британские спецслужбы считают, что Литвиненко погиб не своей смертью: в чай ему подмешали радиоактивное вещество полоний-210; англичане даже называют имена предполагаемых исполнителей – бывший сотрудник КГБ Алексей Луговой и предприниматель Дмитрий Ковтун. Выгода подобного убийства для российских властей кажется неочевидной, а метод – странным, но на Западе впервые начинают говорить о новой холодной войне. Впрочем, война пока случается только газовая – на этот раз с Белоруссией: для братской республики, почти десять лет не платившей положенную пошлину с перепродажи дешевого российского топлива, повышают цену на газ до рыночной, причем часть предлагают заплатить акциями «Белтрансгаза» – и «Газпрому» в итоге достается 50% компании.