2003 год
19 февраля Владимир Путин встречается в Кремле с крупными предпринимателями. Михаил Ходорковский зачитывает доклад о коррупции и упоминает компанию «Северная нефть», на которую претендовал ЮКОС и которая, по его мнению, была продана «Роснефти» по завышенной цене и с нарушениями. Путин в ответ припоминает проблемы ЮКОСа с налогами: компания Ходорковского неоднократно прибегала к так называемой налоговой оптимизации: пользовалась юридическими лазейками, чтобы уменьшить объем налоговых отчислений. Позже Алексей Кондауров, отставной генерал-майор КГБ и соратник Ходорковского, назовет эту полемику олигарха с президентом «последней каплей, которая позволила нажать на спусковой крючок». Две недели спустя начнется «дело ЮКОСа».
Первое время следствие ведется в строгой секретности, широкая публика, равно как и фигуранты, узнают о расследовании 2 июля: арестован Платон Лебедев, соучредитель знаменитого банка «Менатеп». Ходорковский отправляется в большое турне по России – встречается с местным руководством и населением. Официально это реклама его нефтяной компании, неофициально считается, что это попытка завязать отношения с региональными властями и выяснить, насколько они готовы бунтовать против федерального центра. Самолет олигарха направляется в Иркутск и садится для дозаправки в Новосибирске; сразу после посадки его окружают сотрудники ФСБ. В тот же день Ходорковского доставляют в Москву: сначала на допрос, потом в суд, затем – в СИЗО «Матросская Тишина».
Ходорковского и Лебедева обвиняют в уклонении от уплаты налогов и мошенничестве в ходе приватизации. Общественное мнение разделяется: для одних Ходорковский – узник совести, которого новый режим отправляет в тюрьму за приверженность демократии, другие справедливо замечают, что стать в 1990-х олигархом, не нарушая закон, было физически невозможно. Ходорковский получил ЮКОС после известной истории с залоговыми аукционами: тогда государство фактически продало доверенным олигархам несколько крупных компаний по ценам много ниже рыночных.
Глава ЮКОСа – не единственный из олигархов, кому новое правительство объявляет об изменившихся правилах игры. Российская Федерация требует от Великобритании выдать Бориса Березовского – в свое время второго человека в стране, теперь скрывающегося в Лондоне от многочисленных уголовных дел. Березовского вызывают в британское министерство внутренних дел, прямо там арестовывают и отбирают паспорт, но вскоре отпускают под залог в сто тысяч фунтов стерлингов. Суды по делу об экстрадиции будут тянуться еще несколько лет.
Но в тюрьме или в опале оказываются не все олигархи: так, Роман Абрамович в 2003 году тоже отправляется в Лондон – но не в изгнание, а чтобы купить за 140 млн фунтов стерлингов английский футбольный клуб Челси». Это примета времени. Лондон – столица и опальных, и лояльных российских сверхбогатых: в Англию следующие два десятилетия будут выводить деньги, отправлять на учебу детей, здесь будут покупать дома и поместья.