«Если есть возможность, нужно пользоваться»: как женщины покоряют архитектурный рынок
Женщины до сих пор составляют меньшинство среди архитекторов, но их положение на рынке постепенно меняется. Forbes Woman поговорил с четырьмя героинями, которые создали собственные архитектурные бюро и проектируют общественные пространства, офисы крупных компаний и интерьеры мишленовских ресторанов
Дарья Белякова, основательница бюро Arch(e)type
Дарья Белякова родилась в Москве, выросла в районе Тверского бульвара и Никитских ворот и с детства была влюблена в город. Уже в третьем классе она решила, что хочет связать свою жизнь с дизайном. По словам Дарьи, в какой-то момент пришло желание сделать мир лучше и красивее. После школы она уехала получать образование в Миланский политехнический институт, а затем — в школу Архитектурной ассоциации в Лондоне. С первого курса Белякова набивала руку и подрабатывала на разных проектах.
В 2015 году она основала архитектурно-дизайнерское бюро Arch(e)type, где собрала международную команду архитекторов и дизайнеров из Москвы, Лондона и Токио. Белякова признается, что всегда боялась упустить время, поэтому свое дело открыла еще во время обучения в Англии, когда ей было 23 года. «Если есть возможность, нужно ею пользоваться и максимально сокращать свою дорогу к цели. Я сразу привлекла сильных людей в команду, чтобы делать достойные проекты», — рассказывает архитектор. Сегодня в компании работают 30 человек.
Белякова всегда хотела работать в Москве, так как в России свободный рынок и большие возможности. Первыми клиентами были друзья, которым Дарья проектировала квартиру. А первым крупным заказом для бюро стал московский офис компании McKinsey, генеральный директор которого знал Белякову через общих знакомых. Он пригласил ее посмотреть помещение, но Дарья не была уверена в своих силах и отказалась от проекта, посоветовав несколько других бюро. Однако заказ все-таки достался Arch(e)type. Дело было под Новый год, итальянский визовый центр не дал Беляковой визу, планы на праздники рухнули, и она осталась одна на даче. Из интереса решила заняться планировкой офиса и после праздников отправила наработки в компанию. «Планировка получилась и концептуальная, и эффективная: она позволяла снизить площадь арендуемых помещений, но значительно увеличить количество рабочих мест», — рассказывает Белякова. Концепция понравилась, и Arch(e)type получило контракт.
Сегодня бюро делает акцент на больших архитектурных проектах. Например, работает над жилым комплексом «Level Нагатинская», площадь которого — 64 000 м2. Недавно Arch(e)type выиграло конкурсы на проектировку двух жилых комплексов в Москве. Площадь одного из них превышает 500 000 м2. «У нас нет типовых решений. Важно, чтобы у каждого проекта была своя идея, вокруг которой развивается все проектируемые пространство», — считает архитектор.