Дорожное строительство в стране оказалось фактически парализовано

ЭкспертБизнес

«Золотой» автобан

Дорожное строительство в стране оказалось фактически парализовано из-за стремительно выросшей стоимости материалов и работ. Строители и чиновники пытаются найти выход

Сергей Кудияров

Дорожное строительство в рамках госконтрактов в России грозит подрядчикам банкротством. Сергей Бобылев/ТАСС 

Еще не высохли чернила на утвержденной два месяца назад Транспортной стратегии РФ до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, как реализация амбициозных планов документа — ни много ни мало создание опорной транспортной сети национального масштаба — оказалась под угрозой.

Из-за рекордного увеличения стоимости материалов государственные стройки в России оказались под угрозой. Зафиксированные в контрактах сметы невозможно реализовать: фактические цены на инертные материалы (щебень, песок), битум, цемент и металлоконструкции оказываются на десятки процентов выше контрактных, из-за чего подрядчики встают перед жестким выбором — продолжать стройку себе в убыток с явной перспективой банкротства либо останавливать работу, несмотря на неустойки, пытаясь пересмотреть свои обязательства.

Масштаб удорожания неслыханный. Так, первый вице-премьер Марат Хуснуллин недавно оценил прирост стоимости реализации инфраструктурного проекта номер один сегодняшней России — скоростной автомагистрали М12 Москва — Казань — в кругленькую сумму 200 млрд рублей, что соответствует примерно трети утвержденной сметы дороги (623 млрд рублей).

В январе этого года президент России Владимир Путин поручил ФАС оценивать обоснованность удорожания строительных ресурсов, которые поставляются или используются на государственных стройках, не допускать необоснованного роста цен на строительные материалы. Но возможностей антимонопольной службы явно не хватит, чтобы отследить каждый контракт на каждой стройке. Понятно, что нужны системные решения.

Умозрительные цены

Проблема неадекватной системы ценообразования в бюджетном инфраструктурном строительстве на самом деле не нова. Стремительный рост издержек лишь обострил ее. «У нас до сих пор в Главэкспертизе для бюджетных строек применяется базисно-индексный метод определения цены, — возмущался в интервью “Эксперту” три года назад президент Crocus Group Араз Агаларов (см. “Стройка по поручению”, “Эксперт” № 18–19 за 2019 год). — Берется цена 2000 года по справочнику, потом она индексируется какими-то коэффициентами. Они не соответствуют рынку и к реальности не имеют абсолютно никакого отношения. Получается кривая смета: какие-то цены завышены, а какие-то занижены. В рамках этой кривой сметы подрядчик должен кувыркаться. А потом приходят “люди в погонах”, которые должны проверять, и говорят: “Почему это на рынке стоит три рубля, а вы это купили за два? А это стоит полтора, а вы купили за четыре?” И объяснить, что такие цены на рынке, никому нельзя. Это никого не волнует: что в смете есть, то и покупайте».

График 1: Динамика цен на кирпич

График 2: Динамика цен на портландцемент

График 3: Динамика цен на строительные пески

График 4: Динамика цен на битумы нефтяные дорожные

Актуальная начальная цена определяется с применением индекса, который с учетом инфляции переводит базисные цены в текущие, а для расчета будущих цен используются индексы-дефляторы, основанные уже на прогнозной инфляции и рассчитанные для отрасли в целом. Однако эти прогнозы не всегда адекватно отражают реальную ситуацию на строительном рынке. Например, рост цен на строительные материалы в январе–ноябре 2021 года, по данным Росстата, составил в годовом выражении 19,5% — против прогнозного дефлятора 5,4%.

Отсюда проистекает поразительная вещь. Вообще, во всем мире государственные инвестиции в развитие инфраструктуры считаются (и являются) одним из важнейших инструментов стимулирования экономического роста. Государственные контракты при этом интересны подрядчикам благодаря своей надежности. Поэтому особых проблем с поиском контрагента для реализации государственных инфраструктурных проектов обычно не возникает. У нас же очередей желающих получить бюджетный контракт на дорожное строительство не наблюдается. Фактически подрядчики встали перед необходимостью выбора: или работать себе в убыток, или расторгать договор.

«Аномальный рост стоимости строительных материалов в 2021 году послужил триггером усиления негативных тенденций в отрасли, связанных с неактуальной моделью ценообразования при формировании стоимости проектов, несовершенством системы госзакупок, высокой стоимостью и ограниченной доступностью кредитов, снижением активности инвесторов», — сетует Мария Ярмальчук, генеральный директор Национальной ассоциации инфраструктурных компаний (НАИК).

Понимая риски и угрозу срыва реализации масштабных планов строительства, правительство начало системно реагировать на существующие и намечающиеся проблемы в отрасли. Первым решением стало принятие постановления правительства № 1315, которое в ряде случаев предусматривает возможность увеличения цены действующих контрактов, заключенных до 1 октября 2021 года.

«С одной стороны, правительство быстро отреагировало, — продолжает г-жа Ярмальчук. — Но с другой стороны, этой меры оказалось недостаточно ввиду сложности, многостадийности и длительности бюджетно-инвестиционного процесса. Постановление № 1315 было принято в августе 2021 года, однако первые средства компании увидели только в конце года, а большинство компаний не получило средства по сей день, продолжая получать их по итогам прохождения государственной экспертизы, которая верифицировала и подтверждала стоимость удорожания материалов и ресурсов вследствие изменения цен на рынках».

Эта проблема касается как договоров между обычными юридическими лицами, так и госконтрактов. «В случае сделки между двумя коммерческими компаниями вопрос повышения цен решается достаточно просто — путем заключения дополнительного соглашения об увеличении стоимости соответствующего контракта, — пояснил нам Алексей Матюхов, управляющий партнер BMS Group. — Однако в случае пересмотра цены по договору с государством у подрядчика не так много способов ее изменить без проведения дополнительных конкурсных процедур. В соответствии с вышедшими актами правительства России такое увеличение не может превышать 30 процентов. Это условие касается увеличения цен как по концессионным соглашениям, так и по госконтрактам. При этом вряд ли в связи с изменением цен по госконтрактам реализация крупнейших и просто больших инфраструктурных проектов будет задерживаться, потому что существуют различные программы, которые позволяют перенаправлять средства для завершения значимых строек. В преддверии подготовки к выборам 2024 года вопрос завершения инфраструктурных проектов будет иметь особое значение, поэтому большинство таких проектов будет реализовано».

Сметы — вверх

Минэкономразвития признает: используемые индексы-дефляторы не могут учитывать фактические темпы удорожания ресурсов, что создает риски неисполнения госконтрактов.

Министерство предлагает перейти на индексы для конкретных видов ресурсов, по которым наблюдается наибольшее удорожание, — их должен будет устанавливать Минстрой с учетом фактической инфляции.

По данным «Центрдорразвития», в настоящий момент в той или иной степени учесть динамику изменения цен основных строительных материалов позволяют индексы изменения сметной стоимости, ежеквартально выпускаемые Минстроем России.

Также согласно письму от 10 июня 2021 года о позиции Минфина России, Минстроя России и ФАС по вопросу о возможности изменения цены и срока исполнения госконтракта, предусмотрено изменение существенных условий договора по соглашению сторон в связи с возникновением не зависящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих за собой невозможность его исполнения. Однако такие действия допускаются только в рамках контракта на строительство, срок которого составляет не менее года и цена которого не менее 100 млн рублей.

Генеральный директор компании InfraKap Александр Баженов считает, что для управления рисками удорожания строительных материалов и работ должен применяться целый арсенал инструментов.

Во-первых, чтобы подрядчики могли легче принимать риски удорожания входящих ресурсов в процессе строительства, они должны получить свободу управления техническими решениями в исполняемых ими контрактах, стремясь снизить сроки строительства и его материалоемкость.

Во-вторых, больше инфраструктурного строительства должно производиться с использованием будущих эффектов такого развития — когда за счет маржинальности долгосрочной эксплуатации можно нивелировать низкую маржинальность стройки.

«Все крупнейшие европейские инфраструктурные компании имеют портфель бизнесов — подрядный, сервисный и концессионный, — поясняет Александр Баженов. — Соотношение, по памяти, порядка 40 процентов общих доходов формируется в подрядном бизнесе, но прибыли порядка 10 процентов и порядка 10–20 процентов бизнеса от концессий, но это дает более 40 процентов от общей прибыли компаний. У нас компании работают на одном рынке, мало концессий на эксплуатационном этапе после стройки, операторских контрактов или эксплуатационных концессий чуть-чуть, строительные компании с закрытой ограниченной по капиталу структурой собственности, поэтому кризис в экономике подрядной стройки такой чувствительный для корпоративного выживания. Робкие попытки крупных компаний типа ВИС или “Автобан” трансформироваться — подобно Мюнгхаузену, вытянуть себя за волосы — происходят с очевидным конфликтом интересов и ограничены рынком. Так что если сейчас выбран мобилизационный подход — развитие инфраструктуры через подряды, — значит, государство должно принимать эти риски на себя».

По мысли Баженова, последнее будет делать легче, если государство освоит практику формирования стратегических оборотных резервов строительных материалов, закупая их крупным оптом (возможно, в бумажной форме) и поставляя в проекты стройки, реализуемой на условиях госзакупок.

Наконец, снижению рисков будет способствовать сокращение сроков контрактации, проектирования и экспертизы.

Не только цены

Между тем реализация проектов инфраструктурного развития оказалась под ударом не только по причине роста цен, но и в связи с мерами регулятивного характера.

Проблемы возникли из-за нормативных новаций в сфере казначейского сопровождения. С начала этого года расширенное казначейское сопровождение будет применяться к госконтрактам на суммы свыше 1 млрд рублей.

В соответствии с новыми правилами все денежные средства по таким контрактам будут поступать на лицевой счет в казначействе, в связи с чем подрядчики не смогут использовать их до исполнения договора. Строительные компании будут вынуждены оплачивать из собственных средств расходы, не относящиеся к конкретному объекту. Вследствие этого будет сложнее привлечь субподрядчиков, а число соисполнителей сократится еще на этапе открытия ими лицевых счетов.

В НАИК ожидают значительных проблем в финансово-хозяйственной деятельности подрядчиков из-за нового правила. «По сути, в строительной отрасли грядет катастрофа. В случаях, когда компании работают по государственному заказу, а подрядчики все еще ждут, пока до них дойдут средства, ввиду удорожания строительных ресурсов, принятые изменения остановят строительство всех крупных объектов», — опасается Мария Ярмальчук.

Таблица 1: Средние цены реализации дорожных работ в 2019 году (млн руб.)

Дорожная карта для дорожной стройки

По оценкам НАИК, из-за новелл в регулировании рынка и разбежки между реальной ценой материалов и той, что прописана в контракте, 94 дорожно-строительные компании из 200 крупнейших находятся в зоне неопределенности по модели прогнозирования банкротства. По итогам 2021 года предприятия ждет совокупный убыток в 26 млрд рублей, а к 2025 году эта сумма вырастет более чем в два раза.

«Повлиять на мировую конъюнктуру цен, избежать удорожания ресурсов невозможно. Но при этом можно научиться реагировать на это оперативно, создав механизмы, которые будут сглаживать сезонные колебания цен на строительные материалы, в том числе битум. Важно оперативно реагировать на изменения цены и, что еще важнее, своевременно доводить соответствующее финансирование до подрядчиков. Мы сейчас над такими предложениями работаем», — резюмирует Мария Ярмальчук.

В проект дорожной карты «Совершенствование правового регулирования в сфере транспортного строительства и практики применения внесенных изменений в нормативно-правовые акты», которая, как надеются в НАИК, будет принята в ближайшее время, заложен пункт о реагировании на удорожание строительных ресурсов и материалов. Обсуждается введение системного механизма учета изменения цен на ресурсы, по аналогии с постановлением правительства № 1315.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Авиация забытого назначения Авиация забытого назначения

Тема местной авиации в России — из разряда вечно тлеющих

Эксперт
Мумия из Инпаня оказалась останками китайского военного чиновника Мумия из Инпаня оказалась останками китайского военного чиновника

Биоархеологи исследовали останки богатого мужчины из Синьцзяна

N+1
Что скрывается за мифами о распаде Советского Союза Что скрывается за мифами о распаде Советского Союза

Самые интересные высказывания о мифах о развале СССР

Эксперт
Планетологи разрешили воде быть жидкой на Марсе еще миллиард лет Планетологи разрешили воде быть жидкой на Марсе еще миллиард лет

Последний раз вода текла по поверхности Марса 2 миллиарда лет назад

N+1
«Движовый» регион для самого молодого губернатора «Движовый» регион для самого молодого губернатора

Как Калининградская область и Антон Алиханов понравились друг другу

Эксперт
Главное – говори! Главное – говори!

Чулпан Хаматова празднует 15-летие фонда «Подари жизнь»

Harper's Bazaar
Украина Зеленского: страна бесконечного полураспада Украина Зеленского: страна бесконечного полураспада

Президент Украины Владимир Зеленский поднял ставки в борьбе за власть

Эксперт
G и точка G и точка

Герои санно-бобслейного спорта бросят вызов не только соперникам

Men’s Health
Маркетплейсы открывают рынки Маркетплейсы открывают рынки

Российские производители товаров увеличили свои экспортные продажи

Эксперт
Неподъемные доспехи и культ прекрасной дамы: правда и вымысел об эпохе рыцарей Неподъемные доспехи и культ прекрасной дамы: правда и вымысел об эпохе рыцарей

Какими были рыцари на самом деле?

Популярная механика
Тиндер для бизнеса Тиндер для бизнеса

Компании могут быстро находить аналог импорту и заключать сделки

Эксперт
Как будут выглядеть Кардашьян, Джоли и другие звёзды если с них смыть макияж Как будут выглядеть Кардашьян, Джоли и другие звёзды если с них смыть макияж

Мы провели эксперимент и «умыли» популярных красавиц

Cosmopolitan
Гражданская война вернулась в Эфиопию Гражданская война вернулась в Эфиопию

Кому править в восточноафриканской республике

Эксперт
Диоксид олова помог сделать эффективные перовскитные солнечные элементы Диоксид олова помог сделать эффективные перовскитные солнечные элементы

Скорость нежелательной безызлучательной рекомбинации снизилась на 80 процентов

N+1
Мировой уровень Мировой уровень

Пять глобальных предпринимателей из России, известных далеко за пределами Рунета

Forbes
Почему возникает язва желудка, как ее распознать и чем она опасна Почему возникает язва желудка, как ее распознать и чем она опасна

Язва желудка вызывает сильные боли и ужасный дискомфорт

Cosmopolitan
Гидрофойл для миллионов Гидрофойл для миллионов

Гидрофойл – доска на подводных крыльях для серфинга

Популярная механика
От Инстасамки до Давы: эти блогеры разбогатели благодаря пластическим операциям От Инстасамки до Давы: эти блогеры разбогатели благодаря пластическим операциям

После череды пластических операций, жизнь этих блогеров изменилась

Cosmopolitan
10 крупнейших катаклизмов в истории Земли 10 крупнейших катаклизмов в истории Земли

Самые наглядные примеры катаклизмов прошлого и настоящего.

Популярная механика
Важные вещи, которых не хватает на планете, а ты и не подозревал Важные вещи, которых не хватает на планете, а ты и не подозревал

Подборка дефицитных вещей, без которых пандемия покажется цветочками

Maxim
Болевая «Почка»: почему все обсуждают новый российский сериал о женщине-коррупционере Болевая «Почка»: почему все обсуждают новый российский сериал о женщине-коррупционере

Почему сериал «Почка» наделал много шума

Forbes
Такой разный восток Такой разный восток

Считать восточную окраину страны депрессивной периферией категорически нельзя

Эксперт
Как быстро похудеть после Нового года: разгрузочные дни для возвращения в форму Как быстро похудеть после Нового года: разгрузочные дни для возвращения в форму

От новогоднего багажа килограммов можно избавиться, притом быстро

Cosmopolitan
Забыть нельзя запомнить Забыть нельзя запомнить

Антон Филипенко об актерских работах и трудности держать в голове имена и даты

OK!
Главная литература для предпринимателей XXI века: топ-10 книг про бизнес Главная литература для предпринимателей XXI века: топ-10 книг про бизнес

Лучшие книги по бизнесу и управлению для начинающих и опытных предпринимателей

Forbes
«Адская молотилка». Десять выстрелов в минуту в одну точку «Адская молотилка». Десять выстрелов в минуту в одну точку

Российская армия приняла на вооружение артиллерийского монстра

Популярная механика
Эффект стереотипов: почему мы симпатизируем одному миллиардеру сильнее, чем группе богачей Эффект стереотипов: почему мы симпатизируем одному миллиардеру сильнее, чем группе богачей

Почему мы терпимо относимся к богатству отдельных людей?

VC.RU
Опережая время. Погоня за Le Train Bleu Опережая время. Погоня за Le Train Bleu

В первой половине ХХ века инженер Уолтер Оуэн Бентли преследовал свою мечту

Esquire
Владимир Маяковский Владимир Маяковский

Правила жизни поэта Владимира Маяковского

Esquire
Как студент из Казани в 27 лет возглавил разработку беспилотников «единорога» Arrival Как студент из Казани в 27 лет возглавил разработку беспилотников «единорога» Arrival

Павел Савинков — о том, как почему важно в работе видеть мечту?

Forbes
Открыть в приложении