Встали на колесо
Тольяттинская «Зетта» готовит к серии бюджетный городской электромобиль с двигателем и платформой собственной разработки. Рынок в компании оценивают в 15 тысяч электрокаров в год
В России после приснопамятного так и не реализованного проекта «Ё-мобиль» делается новая попытка начать серийное производство городского электромобиля: тольяттинская компания «Зетта» планирует до конца года выпустить десять машин Zetta с электродвигателем, а в следующем году — две тысячи штук. На ближайшие годы потенциальный рынок сбыта гендиректор «Зетты» Денис Щуровский оценивает в 15 тыс. электромобилей в год. Помимо электромобилей компания будет делать грузовую, коммунальную и прочую спецтехнику на электротяге. Но в первую очередь речь идет именно о городских машинах. «В “Ё-мобиле” не было сделано самого главного — не было “сердца”, то есть электродвигателя, который они не успели довести до ума, — говорит г-н Щуровский. — Уже потом, после закрытия проекта, все их наработки передали в Научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ), и сейчас этот электродвигатель используется в гибридном “Кортеже”».
Как рассказал Денис Щуровский, основатели «Зетты» много лет занимаются инженерными разработками и производством автокомпонентов (кстати, к АвтоВАЗу компания отношения не имеет). «Зетта» целенаправленно начала работать в области электротранспорта, а именно разработки электропривода асинхронного типа. Такой двигатель и установлен прямо в колеса электрокара «Зетта», то есть не нужно использовать редуктор для передачи крутящего момента и трансмиссию. Это позволяет существенно облегчить и упростить машину.
«Сейчас все применяют синхронные двигатели постоянного тока, — объясняет Денис Щуровский. — Они просты в управлении, у них высокий крутящий момент. Однако есть и много недостатков, что связано с самими свойствами магнита (там используются электрические магниты), — прежде всего это перегрев. Кроме того, магниты со временем теряют свои свойства, к тому же они очень подвержены химической коррозии. Асинхронный двигатель этими недостатками не обладает. Мы сделали двигатель, у которого крутящий момент намного выше, чем у того, который работает на магнитах, и при этом он более живуч и неприхотлив».
С проектом производства автомобиля с электроприводом собственной разработки «Зетта» пришла в Минпромторг за поддержкой. «В 2017 году мы возили прототип нашего электромобиля на заседание рабочей группы Госсовета по промышленности, и там он получил одобрение. Хотя поначалу никто не верил, что можно достичь такого крутящего момента, тем более с асинхронным двигателем, что можно поставить двигатель в колесо и обойтись без трансмиссии», — вспоминает Денис Щуровский. «Зетта» стала получать субсидии на компенсацию части затрат на НИОКР. Всего в проект было вложено 450 млн рублей — это, как говорит Денис Щуровский, в основном собственные средства учредителей, и порядка 90 млн рублей — субсидии от Минпромторга. Сумма, конечно, небольшая в сравнении с миллиардными затратами на платформы ведущих мировых автопроизводителей. Летом 2019-го проект получил еще 49,5 млн рублей беспроцентного займа от Фонда развития моногородов. Это должно помочь не выбиваться из сроков.
Участники авторынка говорят, что корни тольяттинского проекта — в давних тендерах Минпромторга на производство электротранспорта для маломобильных граждан: «Многие хотели взяться за эту тему, ведь речь шла о бюджете в 78 миллионов и 200 миллионов рублей на условиях софинансирования».
«Зетта» старается обогнать всех желающих: по словам Щуровского, электродвигатели уже прошли сертификацию, а в октябре планируется завершить и сертификационные испытания электромобиля, чтобы он мог пойти в серию. Впрочем, на рынке по этому поводу немало скепсиса. В НП «Объединение автопроизводителей» сказали, что серьезных испытаний электромобиля не проводилось и возможность реализации проекта — допуска таких электромобилей на дороги общего пользования — под большим вопросом. Однако в «Зетте» утверждают, что полным ходом готовятся к производству электромобилей в Тольятти, устанавливая оборудование в цехах общей площадью 20 тыс. кв. м.
Слишком много новшеств
Основная закавыка с электромобилями — их дороговизна относительно классического транспорта. Zetta должна стать одним из первых бюджетных электрокаров: как обещает Денис Щуровский, цены на нее будут начинаться от 450 тыс. рублей (без учета НДС). Приемлемой цены удастся добиться за счет невысокой себестоимости благодаря некоторым технологическим решениям, реализованным в электрокаре, объясняет Щуровский, и отсутствию дорогостоящих механизмов передачи крутящего момента (трансмиссии, редукторной части). Кроме того, электрокар будет максимально локализован. «Мы сами делаем двигатели, контроллеры, систему управления», — говорит Денис Щуровский. Однако главный и самый дорогой элемент электротранспорта — батарею — никто не отменял, а на нее в зависимости от емкости приходится до половины стоимости электромобиля.
Литий-ионные ячейки «Зетта» закупает в Китае, в России их не производят. «Компания “Лиотех”» пыталась что-то делать, но пока мы не видим результата, — утверждает Щуровский. — В целом у литий-ионных батарей в России не очень хорошая перспектива: лития у нас мало, и технологически мы на самом деле отстали».
Электромобиль будет весьма компактным, каркасного типа и с пластиковым корпусом. Разработчики обещают впечатляющий запас хода: в характеристиках Zetta указано, что емкость батареи электромобиля может варьироваться от 8 до 32 кВт·ч, при этом на одном заряде машина способна проехать 180–560 км. Для сравнения: у большинства электромобилей массового сегмента батарея в районе 30 кВт·ч, у премиальной «Теслы» — 60–100 кВт·ч, говорит гендиректор компании «Электротранспортные технологии» (резидент «Сколково») Антон Поппель. Он отмечает, что батарея мощностью 8 кВт·ч позволяет проехать не более 50 км. Для Москвы это может показаться недостаточным запасом хода, но для среднего российского города вполне приемлемо.
По мнению Антона Поппеля, некоторые заявленные «Зеттой» параметры выглядят фантастическими. Кроме того, достаточно спорным он считает использование мотор-колеса.
«В мире нет примеров применения мотор-колеса нигде, кроме как в карьерных самосвалах и прочей специфической технике с медленным ходом, где важна компактность и нет возможности выделить свободное место для силовой установки, — говорит г-н Поппель. — Все, кто сегодня делает мотор-колеса, не смогли решить вопрос с теплоотведением: само колесо не является хорошим элементом теплоотвода. Поэтому заявленные “Зеттой” параметры в мотор-колесах реализовать невозможно. Можно попытаться работать с мотор-колесами, если речь идет об автомобильчике, который ездит в специфических условиях: только асфальт, маленькие дистанции и небольшие скорости, 30–40 километров в час».
Вопросы вызывает и асинхронный двигатель. По мнению Антона Поппеля, он в принципе не может работать в тяговых режимах. «Любой асинхронный двигатель, а они применяются, например, на “Тесле”, должен работать на очень высоких частотах вращения, а значит, здесь нужен редуктор. Это уже говорит о том, что использовать его в качестве мотор-колеса невозможно, — продолжает г-н Поппель. — Я просто не знаю, кто их использует в реальности, они пока, скорее, описаны в учебниках. Обычно столь новаторские разработки стараются поначалу применить в более стандартных транспортных средствах и опытных сериях — в коммунальной технике или иной специальной. Городить вокруг колеса сразу городской автомобиль не самая очевидная история. В случае с “Зеттой” слишком уж много революционных новшеств для недорогого продукта на очень непонятном рынке».
Кому нужен недорогой электрошик
Рыночные перспективы в этом случае действительно неочевидны — очень уж мало у нас покупают электротранспорта. По данным Татьяны Арабаджи, директора Russian Automotive Market Research, за семь месяцев этого года в России продано 212 новых легковых электромобилей и 399 гибридов. В целом на 1 июля 2019 года в России в парке значится 3571 легковой электромобиль. Самые популярные у россиян марки электромобилей — Nissan Leaf, Mitsubishi i-MiEV и Tesla.
В агентстве «Автостат» отмечают, что хотя продажи электрокаров в стране и растут (за семь месяцев года они увеличились вдвое по сравнению с предшествующим периодом), в ближайшие годы они будут очень небольшими, в основном из-за дороговизны таких машин и неблагоприятных климатических условий на большей части территории страны. Исключение разве что Дальний Восток, говорит Антон Поппель: там из-за дороговизны бензина продажи электрокаров и гибридов относительно быстро увеличиваются.
Но если «Зетта» не слишком отклонится от заявленной на сегодня продажной цены, она может быть интересна молодым людям — тем, кто пока не потянет покупку дорогостоящего автомобиля и при этом задумывается об экологии и любит модный транспорт (вроде электросамокатов, моноколес и т. д.). Денис Щуровский считает, что больше всего покупателей привлечет низкая стоимость обслуживания электромобиля: «Не нужно менять масло, в разы реже придется менять тормозные колодки, а километр пробега будет обходиться существенно дешевле, чем на классическом авто (примерно пятьдесят копеек на километр против 3,8 рубля для экономичных автомобилей с двигателем внутреннего сгорания ). Другие бонусы для владельцев электрокаров, по крайней мере в Москве и Санкт-Петербурге, — налоговые льготы, бесплатная парковка, а в будущем, возможно, и бесплатный проезд по платным дорогам (эта инициатива «Автонета» направлена на рассмотрение в Минпромторг).
Самое узкое место для планов «Зетты» по покорению рынка — отсутствие развитой сети заправок для электромобиля, признает Денис Щуровский (впрочем, по его словам, «Зетта» сможет заряжаться от обычной розетки на 220 вольт). Татьяна Арабаджи считает, что у владельцев электромобилей будут возникать сложности с обслуживанием техники, покупкой запчастей, а вот преимуществ будет не настолько много, чтобы покупка такой машины могла считаться выгодной, по крайней мере на сегодняшний день.
В «Зетте» рассчитывают не только на внутренний, но и на зарубежные рынки, но выйти туда получится явно не скоро, учитывая долгий процесс сертификации. Эксперты с сомнением относятся к планам быстро выйти на продажи тысяч электромобилей в год частным покупателям и советуют проекту обратить внимание на возможности продвижения, например, на b2b-рынке: такой электротранспорт нужен множеству сервисных компаний. Но и здесь не стоит ждать прорыва. По словам Антона Поппеля, «Электротранспортные технологии» работали с одной из крупнейших delivery-компаний, однако и у нее потребность в электромобилях была не очень большой — не более тысячи единиц.
Однако в целом «Зетта» внушает надежды: пресловутое «излишество инноваций» оправдано необходимостью удивить рынок, низкая цена вкупе с отсутствием затрат на бензин и бесплатностью парковки способны подкупить потребителя, и, в конце концов, радует то, что попытки сказать свое слово в автопроме в России не заканчиваются.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl