Знакомство с профайлерами — специалистами, которые помогают ловить преступников

RR Люкс.Личности.Бизнес.История

Я возвращаю ваш портрет

RR знакомится с профайлерами — специалистами, которые помогают ловить преступников, — и выясняет, зачем обучать подобным навыкам вашего хедхантера, почему стоит заказать собственный профайл, даже если за вами нет криминала, а также что общего у Гитлера, Чикатило и вашего бизнес-партнёра

Текст Анастасия Стаханова

В 1943-м, в разгар Второй мировой, Управление стратегических служб США (позднее — ЦРУ) обратилось к известному психоаналитику Вальтеру Лангеру с поручением создать психологический портрет Адольфа Гитлера. Год упорной работы целой команды экспертов под руководством Лангера, анализ 11 000 страниц данных разведки и на выходе — доклад, на который немедленно навесили гриф «секретно». Неудивительно: речь шла о военной тайне и — как некоторые всерьёз верят — секретных методиках ЦРУ. Политический и психологический профиль, или профайл, фюрера оказался для военных полезным. И хотя на исход войны повлиял вовсе не доклад Лангера, именно он положил начало профайлингу, который распространился не только на политиков и серийных убийц, но и на топ-менеджеров, пусть и невиновных (но это не точно).

Профессия «профилёр»

Профайлинг — наука пока молодая, но музеем уж обзавелась. Основан он в 2020 году Научно-исследовательским центром корпоративной безопасности (НИЦКБ), который занимается профилированием, обучает профессии и ведёт научную деятельность. Экскурсию по музею, расположенному в московском бизнес-центре на Бауманской, для меня проводят основательница НИЦКБ Анна Кулик и Артём Курицын — гендиректор ForseeTech, проекта НИЦКБ, который создал VR-тренажёр для обучения профилированию на объектах, через которые проходят толпы людей.

Анна Кулик — основательница НИЦКБ, занимающегося профилированием.

Среди исторических документов, собранных в разных концах света, легче понять, чем занимаются профайлеры. Пока я рассматриваю копию того самого досье, собранного Лангером на Гитлера, оригинальные материалы из дела Чикатило и даже подлинник трактата Камилло Бальди XVII века (первая в истории работа по психологической оценке почерка), Анна Кулик рассказывает, что с детства знала, кем хочет стать. Не знала только, как называется будущая профессия.

Когда в 1990-х в России появилась переведённая на скорую руку западная литература о профайлинге, слово «профайлеры» с английского перекладывали как бог на душу положит: «лицечтецы», «профилометры» и прочие «лицемеры». «Так что прежде, чем стать профайлером, я мечтала стать профилёром», — улыбается Кулик. Можно подумать, что ещё в юности на Анну, как на многих из тех, чьё детство выпало на девяностые, неизгладимое впечатление произвели выпуски «Криминальной России» на НТВ. Но на самом деле первым шагом была любовь к биографиям писателей и поэтов, попытки понять мотивы их поступков. Переломным моментом для 12-летней на тот момент Анны стала экскурсия в музей МВД на «Новослободской».

«Когда я оказалась перед стеной с фотографиями жертв Чикатило, помню, подумала: “Что же должно происходить в голове у человека, который совершает такие страшные поступки?” Меня переклинило, и интерес к изучению жизни великих поэтов и писателей сместился на изучение поведения преступников».

Артём Курицын замечает, что представления российского обывателя (и некоторых профессионалов) о профайлинге в основном почерпнуты из массовой культуры. Конечно, Голливуд сделал этому направлению большую рекламу, но, насмотревшись «Молчания ягнят» (1991) и «Мыслить как преступник» (2005—2020), многие стали воспринимать фильмы и сериалы как готовое учебное пособие. Между тем криминалистический профайлинг — лишь один из существующих видов профилирования. Помимо него есть и политический, и массовый, и бизнес-профайлинг. И развиваются они с той же быстротой, с какой криминалистический профайлинг романтизируется благодаря моде на документалистику в жанре тру-крайм, буквально захватившей мир.

Кадр из фильма «Молчание ягнят» (1991) . В центре сюжета – противостояние серийного убийцы Ганнибала Лектера (Энтони Хопкинс) и  молодого следователя Клариссы Старлинг (Джоди Фостер).

Выхожу тебя искать

Коллекция музея охватывает историю профессии с самого её начала. Вот фото улыбчивого мужчины средних лет в шляпе, костюме и пальто. Он похож на доброго соседа, который при встрече спрашивает: «Вы розы подрезаете справа налево или слева направо?» На самом деле это «сумасшедший бомбист» Джордж Метески, который 16 лет держал в ужасе жителей Нью-Йорка, закладывая самодельные взрывные устройства в общественных местах. В далёком 1957-м его поймали во многом благодаря решению отчаявшегося найти преступника капитана полиции Говарда Финни обратиться за помощью к психиатру и будущему «отцу криминалистического профайлинга» Джеймсу Брусселу.

Меня как поклонницу «Охотника за разумом» (не путайте двухсезонник от Netflix (2017—2019) с одноимённой лентой 2021 года) и криминального жанра в целом в музее манят артефакты, связанные с Джоном Дугласом и Робертом Ресслером. Эти легендарные агенты ФБР — прототипы главных героев сериала. Как рассказывается в нём, ФБР в 1970-е столкнулось с ростом числа покушений и убийств на сексуальной почве и стало использовать бихевиористику для поимки преступников. Чтобы собрать научную базу для работы, Дуглас и Ресслер ездили по тюрьмам и общались с уже пойманными серийными убийцами, изучая их психологию. Среди собеседников были Эд Кемпер и Чарльз Мэнсон.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Из всего, что есть в доме Из всего, что есть в доме

Подборка самых необычных арт-объектов России, которые были созданы умельцами

2Xplore
Владение немецким Владение немецким

Насколько кроссоверы Jetta VS5 и VS7 из Китая фольксвагеновские по восприятию?

Автопилот
Во власти эмоций Во власти эмоций

В чем разница между воришкой и клептоманом?

Лиза
Семейные ценности Семейные ценности

Уютный загородный дом для большой семьи из трех поколений

SALON-Interior
«Нас очень быстро догнала реальность» «Нас очень быстро догнала реальность»

Анна Кузнецова о своем дебютном фильме «Каникулы»

Weekend
Степени сна Степени сна

Тест-драйв кубика для улучшения качества сна

ТехИнсайдер
Это нужно знать перед операцией! Вот как работает анестезия: интересные факты Это нужно знать перед операцией! Вот как работает анестезия: интересные факты

Что происходит с телом человека под воздействием анестезии?

ТехИнсайдер
Трудности электропривода Трудности электропривода

Почему китайцы теснят европейский автопром

Деньги
Философия зрения: вчера, сегодня, завтра Философия зрения: вчера, сегодня, завтра

Философия зрения начинается там, где мы перестаем доверять видимому

Знание – сила
Личинки, серебро и кровопускание: как люди лечились до появления антибиотиков Личинки, серебро и кровопускание: как люди лечились до появления антибиотиков

Как люди лечились до открытия пенициллина?

ТехИнсайдер
Складская дюжина Складская дюжина

В корпорации Amazon сегодня трудится более чем 750 тыс. роботов

ТехИнсайдер
Исследование префронтальной коры показало, что одиночество меняет мозг Исследование префронтальной коры показало, что одиночество меняет мозг

Нейронные представления одиноких людей отличаются от типичных для их группы

ТехИнсайдер
Снежная красавица Снежная красавица

Какой уход требуется нашей коже зимой?

Лиза
Интернет: зависимость или досуг? Интернет: зависимость или досуг?

Интернет: обратная сторона медали

Здоровье
Чужая территория: что учесть при выходе на рынок Азии Чужая территория: что учесть при выходе на рынок Азии

Особенности азиатского рынка, его тренды и возможности

Inc.
Хозяин порта Хозяин порта

Фантастический рассказ Роберта Чамберса «Хозяин порта»

Наука и жизнь
Потерянные и обретенные Потерянные и обретенные

Истории пропавших шедевров напоминают сюжеты самых невероятных фильмов

Вокруг света
Эхо горы Эхо горы

«Волшебная гора» Томаса Манна: роман-собор, роман-университет, роман-путешествие

Weekend
Зимняя Башкирия Зимняя Башкирия

Башкортостан не зря называют «русской Швейцарией»

Отдых в России
«Хоспис — это дом, где берегут жизнь, сколько бы ее ни осталось»: отрывок из книги сотрудников фонда «Вера» «Хоспис — это дом, где берегут жизнь, сколько бы ее ни осталось»: отрывок из книги сотрудников фонда «Вера»

Отрывок из книги «Настоящее время», написанной сотрудниками фонда «Вера»

СНОБ
У банков появился интеллект. Искусственный У банков появился интеллект. Искусственный

Крупнейшие банки почти достигли пределов развития в финансовой сфере

Монокль
Никита Мещерский: Как король полного привода отстал от конкурентов Никита Мещерский: Как король полного привода отстал от конкурентов

Audi Quattro — культовый полноприводный автомобиль

4x4 Club
Пространство свободы Пространство свободы

Этот лаконичный дизайн стал воплощением идеи об интерьере как месте отдыха

SALON-Interior
Как противостоять газлайтингу: 7 способов Как противостоять газлайтингу: 7 способов

Газлайтинг: как его определить и не дать сбить себя с толку?

Psychologies
Уют по-мужски Уют по-мужски

Элегантный и сдержанный интерьер для бизнесмена

SALON-Interior
Катерина Ковальчук: «Семья — самое важное в жизни, это у меня в приоритете всегда было, есть и будет» Катерина Ковальчук: «Семья — самое важное в жизни, это у меня в приоритете всегда было, есть и будет»

Говорят, что мы выбираем мужей, похожих на наших отцов

Караван историй
Безумству поем мы славу Безумству поем мы славу

Второй «Джокер»: Хоакин Феникс и Леди Гага отказываются развлекать публику

Weekend
Джон Тиндаль и уникальные свойства паров воды: физика и метафизика Джон Тиндаль и уникальные свойства паров воды: физика и метафизика

Физик-экспериментатор Джон Тиндаль и его открытие свойств водяного пара

Знание – сила
Моя гениальная мелодрама Моя гениальная мелодрама

«Моя гениальная подруга»: четвертый сезон экранизации бестселлера Элены Ферранте

Weekend
В авиастроении сменился командный состав В авиастроении сменился командный состав

Чем спровоцированы кадровые перестановки в российском авиастроении

Монокль
Открыть в приложении