Погода, климат и жизнь птиц
Внешняя среда, в которой обитают все живые организмы на нашей планете, в большинстве случаев подвержена значительным сезонным изменениям. Длина светового дня, температура, уровень осадков и другие параметры сильно меняются в течение года. В процессе эволюции живые организмы, в том числе птицы, выработали механизмы, позволяющие оптимально реагировать на эти внешние колебания. Пример таких механизмов — смена стадий жизненного цикла в течение года и сезонные миграции птиц.
На Куршской косе Балтийского моря сотрудники Биологической станции «Рыбачий» Зоологического института РАН более 60 лет ведут мониторинг мигрирующих и гнездящихся птиц. Изучают они и то, как влияет потепление климата на численность, гнездование и миграцию пернатых.
Изменение поведения птиц — верный признак смены климатического сезона. Появление в средних и северных широтах первых пернатых, прилетающих из южных стран, видимо, во все времена символизировало приход весны. В Великобритании в графстве Кент в одном из замков сохранился мозаичный пол времён Римской эпохи, на котором изображены времена года, где весна представлена в виде деревенской ласточки. А первое весеннее кукование обыкновенной кукушки в Англии регистрируется любителями птиц начиная с 1703 года. Однако научный подход к изучению сезонного поведения птиц предложил лишь в ХVIII веке Карл Линней, создав первую сеть наблюдателей для регистрации перелётов птиц, то есть основал науку авифенологию (фенологию* птиц), долго остававшуюся единственной основой исследования перелётов птиц. К концу XIX века в Европе появилась широкая сеть наблюдателей — любителей и профессионалов, которые в первую очередь регистрировали сроки миграции птиц.
*Фенология (от греч. phainómena — явления и lógos — слово, учение) — система знаний о сезонных явлениях природы, сроках их наступления и причинах, определяющих эти сроки.
В России такую сеть впервые организовал в середине XIX столетия академик Петербургской академии наук Александр Фёдорович Миддендорф. Впоследствии отечественную сеть наблюдателей возглавил исследователь Дмитрий Никифорович Кайгородов. Именно с его именем связан наибольший размах фенологических наблюдений в дореволюционной России. В сети Кайгородова было около 700 корреспондентов, с которыми он вёл переписку в течение 30 лет. В газете «Новое время» на протяжении многих лет регулярно печатались его фенологические заметки с данными из разных концов страны. После революции начал работать специальный фенологический отдел им. Д. Н. Кайгородова при бюро научных наблюдений Русского общества любителей мироведения. Позже был организован фенологический сектор Географического общества СССР. Он насчитывал около 4000 участников. В Советском Союзе практически во всех заповедниках в обязательном порядке велась (и до сих пор ведётся в России) «Летопись природы», в которую записывали разного рода фенологическую информацию, включая и сроки миграций птиц.
Глашатаи весны
Сроки прилёта птиц в разных странах обычно оценивают по дате первой встречи (регистрации) весной вида в данной местности. Наши исследования на Куршской косе Балтийского моря и некоторые другие наблюдения показали, что по дате первой регистрации птицы можно вполне объективно судить о сроках миграции того или иного вида в конкретный год. Однако чтобы получить более или менее реальные представления о сроках миграции популяции в целом, производят регулярный массовый отлов птиц на протяжении всего периода миграции. Это можно делать только на специальных орнитологических станциях, оснащённых разного рода ловушками.
На Биологической станции «Рыбачий» на Куршской косе мониторинг сроков прилёта более 20 видов воробьиных птиц ведут с 1957 года. И он показал, что за два последних десятилетия ХХ века весенняя миграция большинства из них значительно сместилась на более ранние сроки. Для видов, зимующих не только в Европе, но и в Африке, это смещение нередко достигает 20—30 дней. Сходная тенденция замечена и в других регионах Балтики: Финляндии, Швеции, Польше, Литве, Латвии, Эстонии.
Однако более ранний прилёт птиц в последние десятилетия наблюдается не во всех регионах России, а лишь в тех, где имело место значимое увеличение весенних температур воздуха в прошедшие десятилетия. Это видно из анализа зарегистрированных сроков весеннего прилёта птиц с 1970 по 2000 годы в семи регионах России. Например, на Куршской косе более ранний прилёт наблюдается у 55% исследованных видов, на Полярном Урале — у 57%, в Карелии — у 24%, на Камчатке — у 33%, в то время как в Архангельской области — у 5%, на Южном Урале — у 8%, в Прибайкалье — у 13%.