Шоу должно продолжаться
Что будет с книгами и книжным рынком, когда человечество вернется к привычному образу жизни
Вситуации, когда никто не берется предсказать окончание карантина, издательства и книжные магазины продолжают подсчитывать убытки. Сейчас можно говорить, что сбываются самые мрачные прогнозы относительно ближайшего будущего книжной индустрии. В то же время контуры отдаленного будущего, которое наступит, когда пандемия закончится и человечество вернется к привычному образу жизни, становятся все более четкими. Как сказал «Эксперту» Рамиль Фасхутдинов, главный редактор издательства «Бомбора», точку невозврата к привычной ситуации мы можем пройти в ближайшие недели: «Если карантин закончится в апреле, то мы сможем вернуть покупателя в книжные магазины во второй половине этого года. Тогда мы потеряем год, но по крайней мере удержим индустрию. Если карантин продлится значительно дольше, то рынок, скорее всего, изменится до неузнаваемости. Могут исчезнуть крупные сети, могут уйти какие-то издательства. Рынок ждет большая депрессия, причем не только наш, но и западный».
Основная проблема, с которой столкнутся офлайн-магазины, причем не только книжные, — снижение трафика покупателей, и, как прогнозирует г-н Фасхутдинов, даже если некоторые магазины смогут возобновить работу после карантина, то часть из них все равно будет вынуждена закрыться. Дело в том, что во время карантина потребители могут изменить привычную для них и производителей модель поведения. В результате доля товаров, продающихся через онлайн-магазины, резко вырастет. «Большую роль приобретут онлайн-игроки, — считает Рамиль Фасхутдинов, — возрастет значение электронной и аудиопродукции. Сейчас мы активно работаем над продвижением книг в интернет-магазинах, над тем, чтобы они там лучше выглядели, чтобы появлялись дополнительные фотографии, чтобы читатели писали отзывы, чтобы авторы проводили онлайн-встречи с читателями. Небольшую часть книг, которые должны были выйти в апреле, июне, мае, мы выпустим на бумаге осенью, а пока выпускаем их в электронном формате. Однако более девяноста процентов нашей издательской программы выйдет и в бумажном виде. Так что традиционный формат остается для нас приоритетным».
Премьеры книжных новинок в электронном формате — ключевое событие на рынке, свидетельствующее о том, что перелом в модели поведения издателей все-таки произошел, несмотря на то что они по-прежнему говорят об отсутствии сомнений в приоритете бумажной книги. Выбор издательств в пользу электронного формата — мера, к которой они прибегают под давлением целого ряда обстоятельств. Выход новинок Марии Метлицкой, Татьяны Поляковой и Татьяны Степановой на «ЛитРес», а также обещание в ближайшем будущем выпустить здесь же новую книгу хитмейкера Анны Тодд CEO издательство «Эксмо» Евгений Капьев сопроводил характерной для карантинных времен риторикой: «Благодаря нашим партнерам мы можем презентовать новинки на цифровых площадках — это в текущих условиях безопасно, быстро и удобно». Но нетрудно догадаться, что помимо безопасности важнейшее преимущество цифровых площадок для издателей заключается в том, что они, в отличие от офлайн-магазинов, продолжают работать в том же режиме, что и до карантина.
Чуть больше двух недель назад Storytel (стриминговый сервис аудиокниг родом из Швеции) активизировался и расширил период бесплатной подписки до одного месяца. Борис Макаренков, генеральный директор Storytel в России, до пандемии прогнозировал, что электронные сервисы займут до сорока процентов рынка через пять-семь лет: «В последние дни мы действительно замечаем, что идет рост и повышается интерес к онлайн-сервисам электронных книг и аудиокниг. Однако сейчас итоги подводить пока рано, так как многие сервисы запустили активности и предложения, чтобы поддержать людей, находящихся в карантине. Приведет ли это к увеличению потребления в долгосрочной перспективе или хотя бы в горизонте нескольких месяцев, сказать трудно. Увеличение потребления электронных книг и аудиокниг — это вообще долгоиграющий тренд, который текущая ситуация, конечно, ускоряет». По оценке Бориса Макаренкова, дальнейшее развитие событий будет зависеть от того, насколько серьезно от кризиса пострадает издательская отрасль.
Сергей Анурьев, генеральный директор группы компаний «ЛитРес», сказал «Эксперту», что уровень продаж в крупнейшем книжном сервисе в России и странах СНГ стал заметно расти: «В период с 17 по 23 марта читатели скачали на 142 процента больше бесплатных книг, чем неделей ранее, а количество проданных экземпляров выросло на пятнадцать процентов по сравнению со второй неделей февраля. Значительный рост демонстрируют подписные сервисы: продажи MyBook, крупнейшего книжного сервиса по подписке, на неделе выросли на 68 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В целом число активных пользователей MyBook и количество установок приложения MyBook в тот же период выросло на пятнадцать процентов к прошлой неделе. Читатели активно пользуются онлайн-услугами библиотек, посещение которых закрыто в период карантина. В период с 17 по 23 марта российские библиотеки через проект “ЛитРес: Библиотека” закупили на 23 процента больше книг в библиотечные фонды, чем неделей ранее, а количество выданных книг читателям в проекте увеличилось на двенадцать процентов в сравнении с предыдущей неделей».
Среди городов — лидеров по уровню читательской и потребительской активности Сергей Анурьев выделяет Москву, Санкт-Петербург, Челябинск, Ростов-на-Дону, Мурманск, Пермь и Томск. По его мнению, рост продаж на «ЛитРес» обусловлен не только самоизоляцией, к которой сейчас вынуждена прибегнуть человеческая цивилизация, но и тем, что сервис сделал упор на «специальные предложения с карантинными офферами для тех, кто вынужден оставаться дома, работать и учиться удаленно». Это и подборки бесплатных книг (таковых на MyBook около тридцати тысяч), и скидки до пятидесяти процентов на подборки книг «Эксмо-АСТ», и месяц бесплатной подписки на стандартный каталог, который включает в себя уже 140 тысяч книг, и все те же премьеры книжных новинок. Среди эксклюзивов «ЛитРес» — «Нормальные люди» Салли Руни, «Коронавирус. Инструкция по выживанию» Анчи Барановой, аудиоверсия сценария Людмилы Улицкой «1978–2020. ООИ в городе (Чума)».
Bookmate во время карантина тоже завлекает подписчиков книжными премьерами. Самая громкая из них — последняя книга Эдуарда Лимонова «Старик путешествует». По словам генерального директора сервиса Андрея Баева, они наблюдают активный рост числа новых пользователей: «Мы видим, что новых пользователей стало в среднем в четыре-пять раз больше, если, например, сравнить аудиторию 9 апреля и 9 февраля. Значительно возросла нагрузка на серверы и техническую команду, что, конечно, можно воспринимать позитивно — в библиотеке стало больше читателей и слушателей. Мы также отмечаем повышенный спрос на партнерские активности. Самое важное — сохранить впоследствии эту тенденцию, ведь никто не может предсказать, насколько затянется кризис и как это скажется на общей экономической ситуации. Безусловно, мы рассчитываем, что онлайн-чтение войдет у аудитории в привычку, и делаем все для этого, — раньше не доходили руки, некогда было и так далее».
Окончание карантина Андрей Баев прогнозирует на июнь, а возвращение к привычной жизни — на июль. В интервью «Эксперту» он выразил уверенность, что «печатная книга останется в жизни человека, главное — чтобы издательства дожили до окончания карантина и вновь набрали обороты». Сергей Анурьев на время изоляции ожидает повышенного спроса на электронные и аудиокниги, но взять ответственность за компенсацию падения доходов на всем книжном рынке «ЛитРес» не готов. Сергей Анурьев солидаризируется с необходимостью государственных мер поддержки книжной индустрии, в которых, по его словам, нуждается и цифровая отрасль, — таких как «введение налоговых каникул для магазинов и издательств, снижение НДС на электронные книги, включение сервисов по производству и распространению электронных и аудиокниг в список социально значимых интернет-ресурсов как сервисов для работы и активного развития человека».
Онлайн-сервисы находятся в неоднозначной ситуации: с одной стороны, период карантина приводит к ним новых пользователей, с другой — они заинтересованы в том, чтобы их основные поставщики контента — издательства — как можно скорее вернулись к прежнему режиму работы, а те, в свою очередь, ждут открытия офлайн-магазинов, на которые до сих пор приходилось больше пятидесяти процентов их выручки. Абсолютно защищенной позиции в этой цепочке нет ни у кого.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl