Сэмюэл Л. Джексон в сериале «Последние дни Птолемея Грея»: вспомнить всё
Это полноценный бенефис 73-летнего Сэмюэла Л. Джексона. И это главная причина, по которой стоит смотреть сериал. Разбираемся, почему сериал о болезни Альцгеймера больше чем детектив и семейная история
Зачем тебе будильник в холодильнике, папа Грей?» — спрашивает племянник по имени Реджи своего дядю, 91-летнего Птолемея Грея. Тот страдает прогрессирующей болезнью Альцгеймера, которая превращает его в престарелое, беспомощное, неопрятное дитя. Режиссер первой серии Рамин Бахрани скрупулезно воспроизводит бесконечные дни Птолемея, наполненные одними и теми же действиями. Вот растрепанный, шаркающий Грей ищет пульт от телевизора, заклеенный грязным лейкопластырем, а вот бредет по своему заваленному всяким хламом дому, превратившемуся в мусорник. У Грея нет никого: любимая жена умерла от рака, а родственников не осталось, кроме любимого племянника Реджи. Он присматривает за доживающим свои дни стариком и планирует отвести дядю к доктору, способному излечить деменцию новаторским методом.
В назначенный день Реджи не появляется, и Грей узнает, что племянника застрелили. На похоронах Птолемей знакомится с юной сиротой Робин (Доминик Фишбэк), которая и становится проводником, своеобразным Вергилием для Грея из мира тьмы в светлое прошлое. В этом, пожалуй, и заключен единственный фантастический момент. Доктор Сатана (Уолтон Гоггинс), как называет его Грей, делает старику три инъекции, превращающие немощного, полубезумного Птолемея в немолодого, но статного, с ироничным и ясным умом мужчину.
«Человек — это то, что он помнит». Возможно, эта реплика врача-экспериментатора по прозвищу Сатана могла бы стать эпиграфом к сериалу. Первоисточник «Последних дней Птолемея Грея» — роман Уолтера Мосли, в сериале тот выступил в роли сценариста и шоураннера. Права на сериал выкупил Сэмюэл Л. Джексон, для которого тема болезни Альцгеймера неслучайна: ею страдали его родственники.
“Последние дни Птолемея Грея” очень важный для меня проект, ему я посвятил последние двенадцать лет, — сказал Джексон на одном из премьерных показов. — История Грея слишком большая, чтобы поместить ее в полуторачасовой или даже в двухчасовой фильм, поэтому мы выбрали формат сериала с эпизодами. Этот проект — свидетельство того, что мечты сбываются».
Для Джексона сериал стал поистине звездным часом, которого он ждал почти всю жизнь. Зритель привык, что актер такого масштаба способен сделать из эпизодической роли шедевр, как это было в тарантиновских «Криминальном чтиве» и «Омерзительной восьмерке». В «Последних дня Птолемея Грея» Джексон наконец выходит на авансцену и становится триумфатором. Уже сейчас критика называет роль Птолемея самой значимой в карьере 73-летнего актера, который пока не удостоился «Оскара».
«Посмотрите, что делает человек с деменцией, пытаясь стать детективом, — призывает Сэмюэл Л. Джексон. — Я очень надеюсь, что вам не пришлось пройти через все трудности, связанные с болезнью Альцгеймера или деменцией у ваших родственников. Но если вы сталкивались с этими недугами, то увидите, как человек становится одиноким».
Однако сериал ценен не просто сильным актерским ансамблем, но прежде всего яркой, запоминающейся историей: по задумке Джексона, она должна донести до зрителя важность семьи и взаимоподдержки.
«Это люди, которые постепенно исчезают для вас, свет гаснет в их глазах… Но вы способны удержать их: помните, когда они держали вас; помните, когда они готовили для вас; помните, когда они просто рассказывали вам о себе, — говорит Джексон о людях с болезнью Альцгеймера. — Знайте, что они где-то там, они есть. Любите их, как они когда-то любили вас».
Наверное, этим и ценен сериал: здесь вы не найдете запоминающегося экшена, лихо закрученной детективной истории. Здесь много неторопливого нарратива, внимательного отношения к мельчайшим деталям, даже самотерапии. Создатели не ставят себе целью сделать полномасштабное муви с топовым актером в главной роли, они всячески уходят от растиражированных приемов, призванных удерживать зрительское внимание. Мучительные флешбэки Грея, неторопливое житье-бытье старика и девушки без малейшего намека на романтику, ожидаемая развязка… Похоже, Джексон достиг своей цели: «Последние дни Птолемея Грея» возвращают нас к мере всех вещей, к человеку — немощному, но могучему духом, способному не только изменить настоящее, но и научить милосердию.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl