6 способов не впадать в ступор во время трудного разговора
Когда не удается связно изложить свое мнение, ответить на неудобный вопрос или агрессивный выпад собеседника, чувствуешь себя неприятно. Растерянность, ступор, ком в горле и замороженные мысли… Именно так описывают большинство людей свои коммуникативные неудачи, связанные с неуместным молчанием. Можно ли развить иммунитет в общении и не терять дар речи во время трудных разговоров? И как это сделать?
Речевой ступор — термин из клинической психологии, обозначающий психическую патологию. Но это же понятие часто используется для описания особого речевого поведения здорового человека. И в этом случае основная причина такого замешательства и вынужденного молчания — эмоции.
Когда я провожу консультации по речевым ступорам, чаще других я слышу две жалобы. Одни клиенты грустно замечают, что не смогли достойно ответить оппоненту в разговоре («Я не знал, что ответить на это», «Я просто промолчал. И теперь переживаю», «Ощущение, что я подвел себя»); другие — бесконечно тревожатся о возможной неудаче («А если я не смогу ответить на вопрос?», «А если я скажу какую-нибудь чушь?», «А вдруг я буду выглядеть глупо?»).
Столкнуться с такой проблемой могут даже люди, обладающие большим опытом общения, чья профессия связана с необходимостью много и часто говорить.
«Я не умею моментально реагировать на резкое замечание в свой адрес. Я скорее поперхнусь и замру, а потом уже на лестнице придумаю, что надо было сказать и как ответить» — как-то поделился известный режиссер Владимир Валентинович Меньшов в одном из интервью.
Социально значимые ситуации: публичные выступления, диалоги с клиентами, руководителями и другими важными для нас людьми, конфликтерами — это сложные дискурсы. Они характеризуются новизной, неопределенностью и, конечно, социальными рисками. Самый неприятный из которых — опасность «потерять лицо».
Сложно не говорить, сложно молчать
Наиболее трудный в психологическом плане вид молчания для большинства людей — это когнитивное молчание. Это такой короткий период умственной деятельности, во время которого мы пытаемся найти содержание и форму для своего ответа или высказывания. И у нас не получается это сделать быстро. В такие моменты мы чувствуем себя максимально уязвимыми.
Если во время разговора и выступления такое молчание длится пять и более секунд, оно часто приводит к коммуникативному сбою: разрушает контакт, дезориентирует слушателя или аудиторию, усиливает внутреннее напряжение говорящего. Как следствие — все это может негативно сказаться на имидже того, кто говорит, а потом и на его самооценке.
В нашей культуре молчание расценивается как потеря контроля в общении и не воспринимается ресурсно. Для сравнения: в японской культуре молчание, или тиммоку, — это положительная коммуникативная стратегия, включающая в себя умение говорить «без слов». В рамках западных культур молчание чаще видится как проигрыш, аргумент, подтверждающий собственную несостоятельность и некомпетентность. Чтобы сохранить лицо, выглядеть профессионалом, отвечать нужно быстро и точно, любое промедление в речи — неприемлемо и расценивается как некомпетентное поведение. На самом же деле проблема ступора не в уровне компетентности, а гораздо глубже.