Шаги розничной консолидации
На рынке розничных сетей FMCG объявлены две сделки поглощения сильнейшими ритейлерами менее удачливых соперников: «Магнит» присоединяет к себе «Дикси», а «Лента» — сеть Billa. Идет обычный процесс консолидации
О планируемых поглощениях объявили на прошлой неделе две розничные сети FMCG, входящие в топ-5 российского сетевого рынка. Обе сделки — это эпизоды закономерного процесса консолидации, который прошли многие страны с развитым ритейлом. России еще предстоит их догнать (см. график). Однако причины, по которым в сделках задействованы те или иные конкретные участники, и детали их конфигурации различаются.
«Магнит», один из двух основных, конкурирующих между собой игроков российского рынка (второй — X5 Retail Group), объявил, что достиг соглашения о приобретении розничной сети «Дикси». В результате «Магнит» с выручкой 1553,8 млрд рублей и 21 564 торговыми точками присоединит к себе сеть с выручкой 281,4 млрд рублей, объединяющую 2651 магазин. Цена сделки основана на текущей стоимости бизнеса — 92,4 млрд рублей, но может быть скорректирована, что зависит, в частности, от изменений чистого долга и чистого оборотного капитала, рассчитанных на дату закрытия сделки. Закрыть сделку можно будет после согласования с Федеральной антимонопольной службой (ФАС), но в качестве предварительного срока называется 31 августа 2021 года, хотя этот срок может быть отодвинут до 30 сентября.
Практически одновременно с заявлением «Магнита» появилась информация о том, что сеть гипермаркетов «Лента» покупает за 19,32 млрд рублей сеть супермаркетов Billa. «Лента» — четвертый по выручке, составившей в 2020 году 445,5 млрд рублей, отечественный ритейлер. В сеть входят 253 гипермаркета и 143 супермаркета. Она готова интегрировать 160 супермаркетов Billa с общей выручкой почти 50 млрд рублей. Сделка также требует одобрения ФАС.
Мы покупаем
Рынок положительно отреагировал на объявленные сделки: акции «Магнита» и «Ленты» сразу после объявления о покупке поднялись в цене. Приобретения позволят сетям укрепиться на наиболее «жирных» потребительских рынках, где пока доминируют другие игроки. Так, несмотря на то что магазины «Магнита» действуют в 3800 населенных пунктах страны, в Москве и Санкт-Петербурге присутствие сети недостаточно. Ради экспансии в столичные регионы «Магнит» даже отошел от своей обычной практики органического роста и прибег к поглощению. По словам Яна Дюннинга, президента и генерального директора «Магнита», «после завершения сделки мы значительно укрепим наши позиции на рынке в обеих столицах, которые являются стратегически важными для дальнейшей экспансии “Магнита” в стране. Высококачественные локации, хорошо известный бренд и сильная клиентская база в Москве и Санкт-Петербурге позволят “Магниту” стать одним из ведущих игроков в этих регионах. Усиление физического присутствия в Москве и СанктПетербурге предоставит значительную поддержку дальнейшему развитию наших онлайн-инициатив». Бóльшая часть (около 70%) магазинов «у дома» «Дикси» расположена в Москве и Московской области (1329), Санкт-Петербурге и Ленобласти (458). По данным инвестиционной компании «Атон», благодаря сделке «Магнит» почти вдвое увеличит свое присутствие в Москве и Московской области, а также в Санкт-Петербурге и Ленобласти (с 4 до 8% и с 13 более чем до 19% соответственно).
Что касается «Ленты», то с поглощением Billa она становится игроком номер два на столичном рынке супермаркетов. «Покупка Billa — хороший стратегический шаг для “Ленты”. Она решает свои тактические задачи — развитие формата “у дома” и существенное увеличение присутствия в Московском регионе. Не секрет, что в Москве рентабельность бизнеса выше, чем в большинстве регионов», — считает Сергей Илюха, генеральный директор консалтинговой компании «Лига коммерсантов». Как заявил Владимир Сорокин, генеральный директор «Ленты», «присоединение российских супермаркетов сети Billa удваивает присутствие “Ленты” в сегменте супермаркетов в столичном регионе, а расположение магазинов Billa позволяет расширить территорию экспрессдоставки по онлайн-заказам, подкрепляя наши амбициозные планы существенно нарастить наш онлайн-бизнес в ближайшие годы». «Лента» займет три процента московского рынка ритейла.
Нас покупают
В 2019 году состоялось громкое событие: в единый холдинг слились алкогольные сети «Красное & Белое» и «Бристоль» (см. «Эксперт» № 5 за 2019 год). Цель этого слияния — дать импульс развитию новому для России, но уже показавшему стремительную положительную динамику формату алкомагазина, то есть занимающей небольшую площадь, но наполненной под завязку алкоголем и немудрящей закуской торговой точки. «Дикси» принадлежала собственникам «Бристоля» и вошла в сделку в качестве «нагрузки». Уже тогда «Дикси» была проблемным активом. Компания существенно отставала от других крупных сетевых игроков по операционным и финансовым показателям. Слабые результаты «Дикси» объяснялись неудачной попыткой сети приобрести ради усиления конкурентоспособности свое собственное лицо, сменив формат мягкого дискаунтера на формат жесткого, или классического. Однако жесткий дискаунтер — это очень сложный в организации формат, и «Дикси» так и не удалось его отладить, сеть практически не развивалась. Теперь группа, к которой принадлежала «Дикси», «будет сконцентрирована на форматах, которые у нее остаются — “Красное & Белое”, “Бристоль”: эти магазины конкурентоспособны, их много, инвестиций на открытие требуется меньше, ассортимент меньше, и в представленном ассортименте у компании лучшие закупочные условия, будь то табак или алкоголь — собственные поставки и импорт. Здесь им более комфортно, и мы увидим значительное увеличение числа торговых точек в ближайшие годы. Стратегически очень логично!» — поясняет Сергей Леонов, глава франчайзиновой сети «Хороший выбор».
У Billa своя грустная история. Сеть была убыточна последние года три. «“Билла” в целом очень хороший актив, — пишет Марат Ибрагимов, исполнительный директор департамента анализа рыночной конъюнктуры Газпромбанка. — Плотность продаж “Биллы” — самая высокая в сегменте супермаркетов — 347,5 тысячи рублей с одного квадратного метра, а плотность валовой прибыли на 53 процента выше показателя той же “Ленты” — 104,2 тысячи рублей с одного квадратного метра. Главное, в чем уступает “Билла” крупнейшим конкурентам и в чем состоит причина ее низкой эффективности, — относительно высокая плотность денежных операционных издержек — 133 тысячи рублей на квадратный метр, что в три (!) раза выше показателя “Ленты” и в два с половиной раза выше показателя X5 Retail». Заметим, что Billa принадлежала немецкой компании Rewe Group и, учитывая не лучшие финансовые результаты российских магазинов, материнская компания, естественно, решила сосредоточиться на более значимых для нее европейских рынках. Тем более что в последние годы она ушла из таких восточноевропейских стран, как Украина и Болгария, где появилась в 2000-е годы, как и в России. Да и российский рынок стал весьма токсичным по политическим причинам.
Розничный пейзаж после сделок
Описанные сделки, безусловно, меняют общую ситуацию на рынке ритейла. С одной стороны, «Магнит» сделал очередной ход в гонке за лидерство с X5 Retail Group и вышел на первое место. Этот ход, как полагают эксперты, приведет к новому витку конкуренции между ними. Впрочем, по мнению Сергея Илюхи, это не отразится на рынке в целом: два лидера существенно оторвались от своих преследователей и во многих регионах уже достигли порога доминирования (25%), да и на противостояние X5 Retail — «Магнит» объявленная сделка существенно не повлияет, поскольку они достигли определенного паритета. Тем не менее и этот эксперт уверен, что соревнование лидеров в ближайшие годы будет продолжаться, но в плоскостях развития технологий и повышения эффективности бизнеса. Эту точку зрения разделяет и Марат Ибрагимов: «У покупателей возникает резонное опасение, что покупка одной сети другой приведет к ослаблению конкуренции, вызовет сокращение разнообразия в рознице. На самом деле это не совсем так. За последние несколько лет все мы были свидетелями того, как именно благодаря конкуренции трансформировался сначала “Перекресток”, потом “Пятерочка”, а затем и «Магнит». Достаточно вспомнить, как эти магазины выглядели раньше и как выглядят сейчас. Мы считаем, что покупка “Магнитом” сети “Дикси” только подстегнет конкуренцию на рынке, а значит, еще больше усилит мотивацию торговых сетей к повышению качества предоставляемых услуг». Похоже, X5 уже сделала шаг в этом направлении: совсем недавно X5 Retail Group объявила о ребрендинге, изменив логотип: теперь краткое название компании X5 обрамляется зеленым листочком, что, видимо, символизирует более «зеленый» подход к бизнесу. При этом надо помнить, что снижение закупочных цен, оптимизация операционных издержек и экономия на масштабе по крайней мере частично транслируется в более низкие цены на полке, что, безусловно, будет выгодно всем покупателям.
С другой стороны, как полагает Сергей Леонов, такие сделки являются посылом для рынка в целом, показывая, что лидеры имеют стратегию экстенсивного развития через поглощения и борьбу за каждый значимый регион в РФ: «А дальше мы увидим еще бóльшую разницу в условиях между федеральными компаниями и всем другим рынком. Поэтому эти поглощения подстегнут конкуренцию с региональными сетями. Как следствие, мы увидим новые покупки лидерами региональных ритейлеров и активизацию слияний, поглощений и объединений регионалов».
Впрочем, есть и другие пути конкуренции, актуальные не только для региональных, но и федеральных, но не лидирующих сетей: найти свое уникальное место на рынке. Так, экспансия крупнейших федеральных сетей ухудшает переговорные позиции поставщиков, требования, предъявляемые ритейлом, способны удовлетворить лишь крупные производители. На этом фоне могут выиграть такие сети, как «ВкусВилл»: они ставят на полки продукцию локальных производителей, которую многие покупатели считают более качественной. В целом речь идет о поиске ритейлерами новых ниш. Не случайно на следующий день после сообщения о продаже «Дикси» в СМИ появилась информация, что один из владельцев сети получил 51% в новом ритейлере «ФрешФрост», специализирующемся на продаже замороженных продуктов.
«Магнит» основан в 1994 году в Краснодаре, присутствует в 66 регионах России, включает в себя магазины формата «у дома», супермаркеты, аптеки и магазины дрогери, состоит из 21 564 торговых точек, имеет 38 160 распредцентров. Выручка в 2020 году составила 1553,8 млрд рублей.
«Дикси» основана в 1992 году в Санкт-Петербурге, присутствует в пяти регионах России, состоит из 2655 магазинов формата «у дома», супермаркета и гипермаркета, четырех распредцентров. Выручка в 2020 году составила 281,4 млрд рублей.
«Лента» основана в 1993 году в Санкт-Петербурге, состоит из 253 гипермаркетов в 89 городах России и 140 супермаркетов в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге и ЦФО, 12 распредцентров. Выручка в 2020 году — 445,5 млрд рублей.
Billa основана в 1953 году в Австрии. Материнская компания Rewe Group — четвертая в Европе по величине, в ее сети входит 13 тыс. торговых точек. В России состоит из 160 магазинов. Выручка в 2020 году — 50 млрд рублей.
Фото: Алексей Зотов/ТАСС
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl