Как Первая мебельная фабрика разработала новую стратегию продаж в пандемию

ЭкспертБизнес

Кухня в виртуальном, корпоративном и прочих измерениях

Локдаун заставил Первую мебельную фабрику ускорить открытие полноценного онлайн-магазина мебели для кухонь. Это показало правильность стратегии, нацеленной на обеспечение разнообразия каналов продаж

Виктория Безуглова

Благодаря интернет-магазину Первая мебельная фабрика рассчитывает закончить год с выручкой не меньше, чем в 2019 году

До апреля текущего года интернет-магазин Первой мебельной фабрики выполнял лишь некоторые процедуры по оформлению розничных заказов на штучные изделия, а виртуал от и до планировали на будущее: слишком сложной казалась задача: ведь, чтобы кухонный гарнитур встал на место в квартире заказчика, мало выбрать его цвет и модель, нужно создать дизайн-проект, а для этого отправить специалиста на дом к клиенту либо тот сам должен хоть раз приехать в салон. Однако грянул локдаун, розница замерла, и внезапно первоочередной стала задача поиска новых каналов сбыта. «У нас возникла суперзадача — максимально быстро придумать, как организовать и перенести в интернет продажи кухонь. Делали все сами, детально анализировать чей-то опыт просто не было времени», — вспоминает генеральный директор Первой мебельной фабрики и президент Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России (АМДПР) Александр Шестаков.

Компания запустила онлайн-продажи кухонь, и за две недели количество ежедневных обращений потенциальных клиентов увеличилось на 70%. Доля выручки интернет-магазина в общих розничных продажах выросла с прежних 15 до 30%, или до 350 млн рублей за год. Благодаря этому по итогам третьего квартала текущего года компания выполнили план продаж на 76% и рассчитывает закончить год с выручкой не менее значительной, чем в 2019-м.

Онлайн-продажи оказались открытием года для мебельной отрасли, которую локдаун застал врасплох. «У большинства мебельных компаний не было финансовой подушки безопасности из-за последних застойных лет на рынке, общее падение продаж в апреле составило от 40 до 70 процентов, и часть предприятий просто закрылась, посчитав, что не смогут вести нормально работу и делать отгрузки», — рассказывает Сергей Александров, основатель и гендиректор Международного мебельного консалтингового центра (ММКЦ). По данным Росстата, в первом полугодии текущего года объем производства мебельной продукции в России в денежном выражении в сравнении с аналогичным периодом 2019-го снизился на 6,1% и составил немногим менее 90 млрд рублей, упал и объем продаж: на 9,1% в рублевом эквиваленте, до 220,7 млрд рублей. По итогам года ожидается примерно такой же спад. Однако те мебельщики, кто начал активно продвигать себя в интернете, получили всплеск продаж на 50% и более: тренд на приобретение мебели в онлайне, наметившийся уже давно, приобрел ярко выраженную форму.

По словам Сергея Александрова, ожидаемо в числе лидеров продаж мебели оказались уже известные онлайн-игроки, такие как Первый гипермаркет мебели, «Цвет диванов», Divan.ru, Askona и ряд других, но и небольшие компании стали активно продвигать себя через соцсети, начали обучаться новым методам работы — проводить удаленные презентации товаров для клиентов, составлять скрипты и звонить по базе клиентов, подключать необходимые для ведения дистанционной торговли ОКВЭД. В итоге мебель, которая раньше никогда не была товаром первой необходимости, неожиданно вошла по спросу в первую пятерку.

Первая мебельная фабрика создана в 1993 году в Санкт-Петербурге. Выпускает все виды корпусной мебели, включая кухонные гарнитуры, мебель для прихожих, спален и гостиных, а также мебель для офисов, гостиниц, общественных пространств, двери под ключ для жилых помещений и нежилых коммерческих и социальных учреждений. В числе реализованных проектов — поставка мебели для новой сцены Мариинского театра, Эрмитажа, «Невской ратуши», к саммитам «Россия—Африка», ШОС, БРИКС и G20, а также комплексное оснащение объектов Олимпиады-2014 в Сочи. Производственные активы: полностью автоматизированное предприятие общей площадью более 52 тыс. кв. м; федеральная сеть собственных монобрендовых салонов (их пятьдесят). Выручка — 2,2 млрд рублей. Число сотрудников — 249.

Не класть всю мебель в одну корзину

С помощью интернет-магазина кухонь Первая мебельная фабрика оптимизировала несколько звеньев процесса выполнения заказа, в том числе одно из самых трудоемких и затратных по времени — проектирование кухни. Если раньше для составления дизайн-проекта клиент должен был приехать в салон, то теперь общение с дизайнером, находящимся там, происходит в онлайне. До пандемии клиент мог лишь в салоне увидеть образцы фасадов, а теперь образцы к нему на дом привозит замерщик. Оплатить покупку сегодня тоже можно, не выходя из дома.

И все же, несмотря на очевидные преимущества виртуальных продаж мебели, их невозможно наращивать независимо от офлайн-розницы, поскольку к ней они так или иначе привязаны логистически. Если покупатель находится в регионе, где у компании пока нет своего салона, замерщиков и складов, то сделать интернет-заказ ему не удастся. С этой точки зрения верной оказалась стратегия Первой мебельной фабрики по развитию розничных продаж, помимо дилерской сети включающих в себя собственную монобрендовую сеть из 50 салонов. Только за счет розницы на протяжении последних пяти лет выручка компании росла в среднем на 12–15% в год, а подключившиеся в нынешнем году онлайн-продажи лишь усилили этот эффект.

Впрочем, пандемия позволила понять, что розница сама по себе тоже не способна обеспечить полную устойчивость мебельного бизнеса. В частности, в самом тяжелом положении оказались те производители мебели, для кого розница была единственным каналом продаж, а таких, по данным АМДПР, более половины. «Если смотреть на крупных игроков, то все мы в одинаково сложной ситуации, но тем, кто поменьше, совсем тяжело: небольших производителей словно выметает с рынка», — говорит Александр Шестаков.

Поэтому на Первой мебельной фабрике полагают, что диверсификацию каналов сбыта необходимо продолжать. На предприятии активно занялись развитием корпоративного сегмента продаж, воспользовавшись двухгодичным мораторием на госзакупки мебели для государственных и муниципальных учреждений у иностранных производителей, действовавшим с декабря 2017 года по декабрь 2019-го. Теперь компания постоянно участвует в конкурсных процедурах, которые проводят государственные и коммерческие заказчики, ее портфель корпоративных заказов дает 50% выручки в общем объеме реализованной продукции. Кроме того, она включилась в набирающий силу тренд — начала сотрудничать со строительными компаниями в части меблировки новых квартир.

В компании очень рассчитывают на то, что удастся пролоббировать господдержку мебельной отрасли именно по этим двум направлениям; АМДПР уже направила соответствующие предложения в Минпромторг России и другие федеральные структуры. Первое предложение — вновь ввести требование закупать только отечественную мебель при проведении различных госзакупок, второе — включить в разрабатываемые Минстроем России критерии стандартного жилья минимальное обеспечение мебелью, произведенной на территории ЕАЭС. «У федеральных властей есть и полномочия, и все ресурсы для того, чтобы принять такие изменения для поддержки мебельной промышленности», — считает Шестаков.

За счет роста онлайн-продаж Первая мебельная фабрика не потеряла в выручке из-за пандемии

Источник: данные компании

Селлеры дышат в спину мебельщикам

В отношении дальнейшего развития онлайн-продаж, в частности расширения сети салонов в регионах, на Первой мебельной фабрике уклончиво говорят, что будут «смотреть по ситуации». Между тем ситуация на онлайн-рынке мебели меняется на глазах. На крупнейших универсальных маркетплейсах, таких как AliExpress, Wildberries, Ozon, уже занимают свое место мебельные селлеры — продавцы ходкого товара, которые строят свою бизнес-модель, не имея за спиной ни производства, ни нажитого годами доброго имени, ни даже собственного интернет-магазина. При этом они заявляют, что их маржа должна составлять от 30 до 50% (у производителей мебели она исчисляется в единицах процентов), иначе и начинать такой бизнес не стоит, а покупатели дают запрашиваемую цену, радуясь предложенным пуфикам, диванам и стеллажам. Сила селлеров — в знании потребностей рынка и умении быстро удовлетворить спрос на модный товар. Для этого они используют контрактное производство и постоянно расширяют свой ассортимент, чтобы быть интересными покупателям.

Сколько мебельных селлеров уже вышло на рынок, никто не знает, но продажи мебели на маркетплейсах растут не без их активного участия. По данным Wildberries, в этом году с января по декабрь число предпринимателей, продающих на их онлайн-площадке мебель, выросло в 13 раз, до 245, а для удобства продаж была запущена новая схема поставок Fulfillment by Sellers, чтобы поставщики могли со своих складов предлагать более широкий ассортимент товаров, который раньше был ограничен площадями распределительных центров.

Селлеры, будучи незаинтересованными в продвижении какого-то одного бренда, являются и объективными оценщиками мебельных продуктов, и двигателями новых тенденций, к примеру таких, как кастомизация мебели, то есть адаптация серийного продукта под нужды конкретного человека. Пока о кастомизации чаще всего говорят дизайнеры, приводя примеры, как по заказу клиента меняли габариты мебели, цвет, материал и фурнитуру. Но не за горами час, когда заказчик в среднем ценовом сегменте тоже проявит фантазию и закажет стулья с другой обивкой, под цвет своих обоев, и на конкурентном рынке найдутся компании, согласные выполнить его желание. Кстати, в онлайн-продажах Wildberries стулья в этом году били рекорды: рост продаж в штуках вырос в 17 раз по отношению к 2019 году, следом росли матрасы для кроватей — в 15 раз, стеллажи — в десять, табуреты, кресла-мешки и столы — в восемь, кресла — в шесть, комоды и мебельные полки — в четыре раза.

Правда, что касается среднего чека покупки мебели в интернет-магазине, то сегодня, по оценке ММКЦ, его сумма ниже, чем в офлайне, поскольку больше всего там продается мебели эконом-сегмента: не более 20 тыс. рублей. Однако рынок стремительно приспосабливается к спросу, и компании все чаще выставляют в онлайне мебель не только в эконом-сегменте, но и в среднем, и даже в премиальном, а среди маркетплейсов в недалеком будущем могут появиться и специализированные мебельные, которые предложат клиентам сервис совсем другого уровня, включая виртуальную примерку мебели.

За счет роста онлайн-продаж Первая мебельная фабрика не потеряла в выручке из-за пандемии

Источник: данные компании

Фото: Предоставлено Первой мебельной фабрикой

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

От чего умер Ленин? От чего умер Ленин?

На момент смерти Ленину было всего 53 года. На здоровье он никогда не жаловался

Дилетант
«Кровь, пот и слезы»: как вундеркинд, бросивший Стэнфорд, стал самым молодым миллиардером в мире «Кровь, пот и слезы»: как вундеркинд, бросивший Стэнфорд, стал самым молодым миллиардером в мире

Остин Расселл решил не тратить время на учебу — вместо этого он основал стартап

Forbes
Ё-моё, сани и бутылка водки Ё-моё, сани и бутылка водки

Что изобретают и патентуют богатейшие люди России

Forbes
Вырастить бизнес на кусочке бесплатной пиццы Вырастить бизнес на кусочке бесплатной пиццы

Сеть фастфуда Free Dog объединяет разные виды популярной еды быстрого питания

Эксперт
Откровения TikTok Откровения TikTok

Репортаж из дома для тиктокеров Grand House

Эксперт
В мозге нашли «включатель» сознания В мозге нашли «включатель» сознания

Коллектив ученых связал сознание с таламусом, поясной корой, угловыми извилинами

N+1
Бешеные деньги Бешеные деньги

Правила жизни в эпоху низких ставок

Forbes
Почему мандарины полезны: 10 научных аргументов Почему мандарины полезны: 10 научных аргументов

Мандарины не просто поднимают настроение, но и приносят пользу

РБК
Песнь льда и пломбира Песнь льда и пломбира

Лиза Туктамышева – просто красивая девушка, которая любит мороженое!

Maxim
Живая соль Живая соль

Чем богаты розовые озера Крыма

Огонёк
Этот кризис — ментальный. Его главный агент — индивидуальные решения Этот кризис — ментальный. Его главный агент — индивидуальные решения

Главный фактор этого кризиса — частные решения отдельных людей

Эксперт
Олег Митяев: «Случайность — промысел судьбы» Олег Митяев: «Случайность — промысел судьбы»

«О чем размышляет мужчина, которому за пятьдесят?»

Караван историй
Министры без диплома Министры без диплома

Какие козыри для карьеры сегодня важнее диплома

Огонёк
Блейк Лайвли: эффектные фото стильной актрисы и жены Райана Рейнольдса Блейк Лайвли: эффектные фото стильной актрисы и жены Райана Рейнольдса

Биография, карьерный путь и, конечно, самые яркие фотографии Блейк Лавли

Playboy
Общество Общество

Захар Прилепин – о том, почему после 1990-х страна ждала от нулевых большего

Esquire
Никто не знает, как далеко зайдут российские хакеры Никто не знает, как далеко зайдут российские хакеры

Кибератака на череду поставок обрушилась на IT-компанию SolarWinds

GQ
Уроки новой «войны» Уроки новой «войны»

Как вести себя инвестору, когда будут случаться внешние шоки

Forbes
«Когда ты по-настоящему счастлив, то не боишься всё потерять». Правила бизнеса легендарного главы Zappos Тони Шея «Когда ты по-настоящему счастлив, то не боишься всё потерять». Правила бизнеса легендарного главы Zappos Тони Шея

Тони Шей о том, как относиться к сотрудникам и почему не в деньгах счастье

Inc.
Юрий Чурсин: «Кино – это вообще-то произведение искусства» Юрий Чурсин: «Кино – это вообще-то произведение искусства»

Юрий Чурсин рассказал о русском кино и опыте игры в женской одежде

GQ
Звездная ночь Звездная ночь

Предлагаем повторить прическу, которую выбрали для себя знаменитости

Лиза
Как понять, что вам нужно проверить сердце? Как понять, что вам нужно проверить сердце?

Кардиолог Алексей Утин о том, кому и когда пора проверять сердце

РБК
Это должен знать каждый водитель. Как правильно показывать машину полиции Это должен знать каждый водитель. Как правильно показывать машину полиции

Какая разница между осмотром автомобиля и досмотром?

РБК
Болит спина? Это может быть стресс! Невролог рассказывает, что с этим делать Болит спина? Это может быть стресс! Невролог рассказывает, что с этим делать

Рассказываем, как стресс связан с болью в спине и что с этим делать

Cosmopolitan
7 проблем, которые подарила человеку эволюция 7 проблем, которые подарила человеку эволюция

Этот неловкий момент, когда привычки твоего предка доставляют тебе немало хлопот

Maxim
«Бунга! Бунга!» или лучший розыгрыш XX века «Бунга! Бунга!» или лучший розыгрыш XX века

Как обдурить военно-морской флот и целую империю и жить дальше долго и счастливо

Maxim
Забытый автор памятника Екатерине II в Моршанске Забытый автор памятника Екатерине II в Моршанске

Кто же таинственный создатель моршанского бюста Екатерины II?

Наука и жизнь
Вне игры: чем сейчас занимается бывший миллиардер, предвидевший проблемы Cyberpunk 2077 Вне игры: чем сейчас занимается бывший миллиардер, предвидевший проблемы Cyberpunk 2077

Михал Кичиньский покинул CD Projekt Red на первых этапах создания Cyberpunk 2077

Forbes
Палец в ране. Рассказ из книги Алана Черчесова «Клад» Палец в ране. Рассказ из книги Алана Черчесова «Клад»

Отрывок из сборника рассказов Алана Черчесова

СНОБ
Электромобили от бывшего замминистра и платформа для «Содержанок»: кому дали денег больше всех в 2020 году Электромобили от бывшего замминистра и платформа для «Содержанок»: кому дали денег больше всех в 2020 году

Пять российских проектов, получивших максимальную сумму инвестиции в 2020 году

Forbes
Токсичное пятно Токсичное пятно

В результате аварии на ТЭЦ «Норникеля» нефтепродукты растеклись по рекам

Forbes
Открыть в приложении