Производители холодильного оборудования не могут преодолеть импортозависимость

ЭкспертБизнес

России не хватает своего холода

Холодильное оборудование используется почти во всех отраслях промышленности, но отечественные производители пока не могут справиться с импортозависимостью в этой сфере

Анастасия Филиппова

Россия — северная страна, но и она нуждается в холодильном оборудовании. Предоставлено компанией «Энергия холода»

«Если бы я знал, с чем мы столкнемся, я бы никогда не открыл производство холодильного оборудования», — говорит Максим Краснов, собственник и генеральный директор компании «Энергия холода».

Максим Краснов — потомственный специалист по холодообеспечению. Предоставлено компанией «Энергия холода»

Максима Краснова можно назвать потомственным специалистом по холодообеспечению. Он получил образование в этой сфере, продолжив династию, и сразу начал работать по профессии. В 2011 году основал «Энергию холода». Поначалу компания занималась поставками импортных холодильных машин и тепловых насосов, а в 2016 году открыла собственное производство под брендом NCT. «После событий 2014 года доллар подорожал в два раза. Из-за этого американское, китайское и индийское оборудование, которое мы представляли, стало для заказчиков слишком дорогим. В то же время наши западные партнеры без объяснения причин начали ограничивать продажи, не поставляли в Россию уже купленное оборудование. И мы решили открыть собственное производство», — рассказывает Максим Краснов.

В основном «Энергия холода» выпускает градирни и чиллеры. В градирнях вода охлаждается путем теплообмена с окружающим воздухом. Такие устройства применяются в составе систем кондиционирования или как самостоятельное промышленное водоохлаждающее оборудование. Чиллеры — более мощные агрегаты. В их состав входят испаритель, компрессор, конденсатор и дополнительные узлы для контроля процесса, а само охлаждение выполняется за счет испарения хладона.

«За время существования компании мы реализовали более 700 самых разных проектов: устанавливали системы холодоснабжения и в небольших пивоварнях, и на станции “Росатома” в Бангладеш. Наше оборудование работает на производствах автомобилей, сигарет, соленых огурцов, в бизнес-центрах и в снежных пушках на лыжных трассах», — рассказывает основатель «Энергии холода». Такое разнообразие клиентов объясняется тем, что охлаждение требуется практически любой машине.

Новые возможности

События 2022 года и последующий уход западных фирм с российского рынка сыграли на руку отечественным производителям. Если раньше им приходилось соревноваться с европейскими и американскими конкурентами, то сейчас занятые прежде ниши освободились. В итоге выручка «Энергии холода» за прошлый год выросла на 60%, достигнув почти миллиарда рублей. Компания выпускает порядка 100 единиц продукции в год.

«Сейчас наши линии загружены заказами на несколько месяцев вперед. Из-за этого сроки поставки с привычных 12 недель увеличились до 18. Мы уже подумываем о введении второй смены», — рассказывает Максим Краснов. По его словам, на «Энергию холода» обратили внимание крупные производственные компании и застройщики, которые раньше сотрудничали исключительно с западными партнерами. В будущем предприятие не исключает возможности расширения производства и даже экспорта своей продукции в Беларусь и Казахстан.

Завод «Рефкул» (входит в группу компаний «Термокул»), который изготавливает промышленное холодильное и климатическое оборудование для IT-отрасли, пищевой промышленности, бизнес- и торговых центров, работает в три смены и тоже обеспечен заказами на два-три месяца вперед. «Объем производства в 2022 году увеличился на 100 процентов по сравнению с 2021-м — это обусловлено повышением спроса на российское оборудование. Чтобы “переварить” такой рост, мы оптимизируем бизнес-процессы, расширяем склад запчастей, нанимаем новых сотрудников и улучшаем качество выпускаемой техники», — говорят на заводе.

Однако, несмотря на быстрое развитие российского производства, доля импорта в сфере комплектующих для холодильного оборудования остается очень высокой. Если раньше детали завозили в основном из западных стран, то в прошлом году освободившуюся нишу заняли китайские компании с более дешевой продукцией. За семь лет, прошедших с момента запуска завода, ситуация со многими ключевыми комплектующими не изменилась: они по-прежнему не производятся в России, отмечают в «Энергии холода». По словам Максима Краснова, градирни NCT удалось локализовать примерно на 80%. «Мы сами делаем металлические и пластиковые элементы, вентиляторы. Но электродвигатели и системы привода для вентиляторов приходится покупать за рубежом. Отечественные производители берут заказы только на большие партии, а у нас штучное производство», — комментирует бизнесмен.

С более сложными в изготовлении чиллерами ситуация обратная: они на 80% состоят из импортных деталей. Для них за границей закупаются компрессоры, теплообменники, система автоматики, датчики, электроника. «Если раньше у нас были европейские компрессоры, теплообменники, автоматика, то сейчас все китайское», — говорят в компании.

Один из ключевых элементов холодильного оборудования — спиральный или винтовой компрессор; в России они не выпускаются. Его цена составляет порядка 7–15% от стоимости изделия. По мнению Максима Краснова, если в нашей стране организовать соответствующее производство, отечественный компрессор будет стоить порядка 2 млн рублей. Китайский же можно купить всего за 200 тысяч. Столь большая разница объясняется тем, что в КНР в год изготавливают десятки тысяч таких изделий, а на всю Россию нужно несколько сотен. Из-за малых объемов выхода завода на окупаемость придется ждать долгие годы. Кроме того, металл в Китае дешевле, чем в РФ.

В то же время в сфере производства компрессоров наметились подвижки. Осенью прошлого года Фонд развития промышленности выделил более миллиарда рублей на проект по выпуску фреоновых компрессоров спирального типа со встроенным электродвигателем, а также вентиляторов с внешним ротором. Изготовлением этих комплектующих займется дивизион «Климатическое оборудование» группы компаний КСК. После выхода на полную мощность планируется выпускать более 2000 вертикальных спиральных фреоновых компрессоров ежегодно — это более 20% общей потребности российских производителей кондиционеров для общественного транспорта. Однако собственных агрегатов придется ждать еще несколько лет.

Отсутствие в России своих компрессоров и иных важных комплектующих серийного производства для общегражданского сегмента подтверждают и другие компании. «У холодильной отрасли своя специфика: степень локализации производства напрямую зависит от того, какие компоненты для систем в принципе выпускаются и доступны для закупки в стране», — поясняют на заводе «Рефкул». Это предприятие локализовало свою продукцию на 50%. Компания приобретает в России металл, теплообменное оборудование, теплоизоляцию, контроллеры и некоторые электрические компоненты. Станочный парк на заводе также представлен в основном отечественной техникой. Остальные комплектующие импортируются из Юго-Восточной Азии и Турции.

«От сборочного производства с локализацией около 40 процентов в 2020 году мы благодаря работе с российскими партнерами вышли к 2022 году на степень локализации 60 процентов», — рассказывают в компании «Новая орбита», которая производит промышленное холодильное оборудование. По отдельным видам продукции компании удалось достичь практически полного импортозамещения. Например, выпуск пассивных радиаторов, которые предназначены для отвода в окружающую среду тепла, выделяемого основным технологическим оборудованием, удалось локализовать почти на 99% благодаря внедрению линии по производству основных компонентов — медно-алюминиевых теплообменников. Насосные станции и резервуары локализованы полностью благодаря сотрудничеству с российскими заводами комплектующих.

Кроме того, компания разработала собственное программное обеспечение на базе отечественных микроконтроллеров. «Это позволит нам до конца 2023 года полностью решить все вопросы по управлению холодильным оборудованием», — говорят на производстве. В то же время «Новая орбита», как и другие компании, зависит от поставок европейских и азиатских компрессоров, испарительных и конденсаторных блоков. Аналогичная ситуация сложилась и с оборудованием для изготовления холодильных систем: «Новая орбита» привозит его из-за границы.

«Китайский станок раза в два дешевле. Кроме того, производители в КНР, в отличие от российских, мгновенно отвечают на запросы, дают скидки, присылают фотографии оборудования, могут адаптировать продукцию под нужды конкретного завода», — отмечает глава «Энергии холода».

Пути развития

«До 15 процентов вырабатываемой в России энергии расходуется на создание искусственного холода для обеспечения различных производственно-технологических процессов. Холодильная продукция имеет стратегически важное значение для оборонной, пищевой, медицинской, сельскохозяйственной, нефтегазовой, химической и транспортной промышленности», — рассказывает Георгий Дзитовецкий, советник председателя правления Союза предприятий холодильной промышленности (Россоюзхолодпром).

График 1. Экспорт и импорт холодильного оборудования и комплектующих, млрд. руб

По словам эксперта, сегодня спрос на оборудование такого типа в России оценивается минимум в 200 млрд рублей в год. При этом более 60% готовой продукции поставляется из-за границы, а в составе изделий отечественного производства применяется свыше 70% импортных комплектующих. Итого совокупный объем импорта готовой продукции и основных компонентов составляет более 170 млрд рублей в год.

Георгий Дзитовецкий подсчитал, что, если бы в России удалось достичь полной локализации данной отрасли, это позволило бы создать дополнительно свыше 30 тыс. рабочих мест, увеличить среднегодовой объем налоговых отчислений на 35 млрд рублей, а также существенно повысить объемы производства стали, меди, алюминия и полимеров. Для снижения импортозависимости в сфере комплектующих для холодильного оборудования требуется создать ряд крупносерийных производств, в первую очередь фреоновых спиральных и герметичных поршневых компрессоров и вентиляторов с внешним ротором, а также микроканальных теплообменников, холодильной автоматики, ребристой медной трубы, хладонов, хладоновых синтетических и минеральных масел.

График 2. Импорт холодильного оборудования и комплектующих в 2019-2021 гг

«Но текущие объемы изготовления холодильного оборудования в России не могут обеспечить достаточного спроса на отечественные комплектующие. При высокой ценовой конкуренции с китайскими поставщиками инвестиционная привлекательность идеи импортозамещения большинства компонентов холодильного оборудования находится на очень низком уровне», — отмечает Георгий Дзитовецкий. Чтобы разорвать этот круг, нам необходимо развивать собственное производство конечной продукции. Это обеспечит спрос на комплектующие, что, в свою очередь, позволит удешевить выпускаемую продукцию и претендовать на ее экспорт.

«Для успешной реализации проектов по импортозамещению стратегически важной продукции и ее компонентов требуется политическая воля, государственная поддержка и доработка действующих нормативных актов в отношении холодильного оборудования и его комплектующих», — считает председатель правления Россоюзхолодпром Юрий Дубровин. Он выделяет здесь три основные проблемы.

График 3. Экспорт холодильного оборудования и комплектующих в 2019-2021 гг

Во-первых, в России нет единого центра ответственности за холодильную отрасль. Искусственный холод в принципе не выделяется государством как самостоятельное направление. «Отсутствие единого диалогового окна ведет к кратному увеличению сроков реагирования на возникающие проблемы», — утверждает эксперт, предлагая закрепить ответственность за развитие отрасли за одним из департаментов Минпромторга.

Во-вторых, есть сложности с подтверждением российского происхождения холодильной продукции. Чтобы получить соответствующие документы, производители должны использовать в своих изделиях не менее 50% отечественных комплектующих. Применительно к холодильному оборудованию это не всегда возможно: отдельные элементы не выпускаются на территории нашей страны. А значит, для российских компаний закупать такое холодильное оборудование не будет иметь смысла: они не получат никаких льгот за использование продукции отечественного производства и, скорее всего, сделают выбор в пользу более дешевой китайской. Например, для производства полуприцепов-рефрижераторов необходимы автономные холодильно-отопительные установки (АХОУ). Если российские производители полуприцепов закупят отечественные АХОУ, они достигнут более высокого уровня локализации своей продукции и у них появится возможность получать субсидии от государства, в том числе частично возмещать затраты на уплату утилизационного сбора. Но если локализация АХОУ не подтверждена, это оборудование не будет рассматриваться как российское. Россоюзхолодпром считает, что необходимо стимулировать внутреннее производство АХОУ и их запчастей в России, внести их в общероссийский классификатор продукции, а также разработать и утвердить требования к поэтапной локализации.

В-третьих, развитие внутреннего производства в России блокирует таможенно-тарифная политика ЕАЭС в отношении некоторых видов холодильного оборудования и комплектующих. Например, на кондиционеры установлены нулевые импортные пошлины, а на ряд комплектующих, которые не производят в России и ЕАЭС, — до 15%. Дополнительную наценку на комплектующие делают и китайские поставщики, понимая, что у наших производителей нет альтернативы. В итоге импорт готового холодильного оборудования порой обходится на 20–40% дешевле, чем его выпуск в России с использованием иностранных деталей. Россоюзхолодпром выступает за повышение ставки ввозных пошлин на все виды готовых установок кондиционирования воздуха до максимально возможного уровня, допускаемого действующим соглашением с ВТО. Предлагается также разработать меры по дополнительной защите отрасли.

Производители и сами заинтересованы в развитии российского рынка комплектующих. «Мы надеемся, что заказчики начнут активнее покупать отечественное оборудование, а не отправятся искать альтернативу европейской продукции в Турции, Китае, Индии и других странах, — говорят в “Новой орбите”. — Это позволит российским компаниям чувствовать себя увереннее и вкладываться в развитие предприятий, чтобы в самое ближайшее время избавиться от зависимости от импорта значимых компонентов».

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Стекло как двигатель прогресса Стекло как двигатель прогресса

Впервые в России уральская компания начала выпускать сверхбольшие стеклопакеты

Эксперт
Сопротивление, сожаление и принятие: как выражается наша потребность в свободе Сопротивление, сожаление и принятие: как выражается наша потребность в свободе

Отрывок из книги «Больше чем желание» о стремлении к свободе и его проявлениях

Forbes
Избыточный импульс для лунной гонки Избыточный импульс для лунной гонки

Как неудача миссии «Луна-25» скажется на российском освоении дальнего космоса?

Эксперт
Правила жизни Киану Ривза Правила жизни Киану Ривза

Жизнь и высказывания актера Киану Ривза

Правила жизни
Первенцы Вселенной Первенцы Вселенной

Какими были древнейшие звезды, появившиеся после Большого взрыва

Наука
Машины времени Машины времени

В чем прелесть старинных вещей, в частности автомобилей?

Y Magazine
Как подняться в условиях санкций Как подняться в условиях санкций

В России не производят скоростные лифты

Эксперт
Не суперъяхтами едиными Не суперъяхтами едиными

Долой вредные стереотипы! Они мешают жить

Y Magazine
«Фабельманы» — лучший фильм Стивена Спилберга в XXI веке. Фильм о детстве и юности, который подарит вам самое главное — вдохновение «Фабельманы» — лучший фильм Стивена Спилберга в XXI веке. Фильм о детстве и юности, который подарит вам самое главное — вдохновение

Рассказываем, почему стоит посмотреть «Фабельманов»

Правила жизни
Третья смена и «поколение сэндвич»: почему женщины трудятся больше остальных Третья смена и «поколение сэндвич»: почему женщины трудятся больше остальных

Сколько бы женщины могли зарабатывать, если бы не трудились бесплатно?

Forbes
Бритва, полотенце, фен и еще 7 вещей, которые не стоит хранить в ванной - они не терпят влажную среду Бритва, полотенце, фен и еще 7 вещей, которые не стоит хранить в ванной - они не терпят влажную среду

Проведи инвентаризацию в ванной комнате и очисти ее от ненужных предметов!

ТехИнсайдер
В молекуле от зомби-апопокалипсиса: как белок может сломать человеческий мозг В молекуле от зомби-апопокалипсиса: как белок может сломать человеческий мозг

Отрывок из книги «В молекуле от безумия»

Forbes
Ода радости Ода радости

Этот эффектный и уютный интерьер в стиле ар–деко создали для семейной пары

SALON-Interior
Под колпаком: как травмирует материнская любовь Под колпаком: как травмирует материнская любовь

Отрывок из книги «Переживание чувств» Сьюзан Кейн

Psychologies
Сезонная аллергия: как выявить и вылечить — советы врача аллерголога-иммунолога Сезонная аллергия: как выявить и вылечить — советы врача аллерголога-иммунолога

Какие бывают проявления у сезонной аллергии? Что влияет на ее развитие?

Psychologies
Героиня Татлина Героиня Татлина

Как пульсирующая нить русского авангарда протянулась сквозь ХХ век

Правила жизни
Перфекционизм, равнодушие, тревога: 9 признаков скрытой депрессии — чек-лист Перфекционизм, равнодушие, тревога: 9 признаков скрытой депрессии — чек-лист

Несколько признаков депрессии, о которых нужно знать

Psychologies
Эта картинка оценит ваш уровень тревоги на данный момент: проверьте свое состояние Эта картинка оценит ваш уровень тревоги на данный момент: проверьте свое состояние

В каком эмоциональном состоянии вы сейчас находитесь?

ТехИнсайдер
Квартира на перспективу Квартира на перспективу

Вся планировка этой квартиры ориентирована на виды из окон

SALON-Interior
Один в чужом доме: видеопритча о взрослении на стихи Константина Бальмонта — премьера клипа Race to Space на «Снобе» Один в чужом доме: видеопритча о взрослении на стихи Константина Бальмонта — премьера клипа Race to Space на «Снобе»

Клип «Будем как Солнце» московских синти-романтиков Race to Space

СНОБ
Самые быстрые мужские постные блюда со всех концов света Самые быстрые мужские постные блюда со всех концов света

Самые вкусные постные блюда быстрого приготовления

Maxim
Вакуумный корабль Вакуумный корабль

Отличным грузовым транспортом могут стать дирижабли, наполненные вакуумом

ТехИнсайдер
В это сложно поверить: как выглядели овощи и фрукты, пока их не коснулась рука селекционера В это сложно поверить: как выглядели овощи и фрукты, пока их не коснулась рука селекционера

Раньше овощи и фрукты выглядели совсем иначе

ТехИнсайдер
Фитнес по-китайски Фитнес по-китайски

5 причин, чтобы начать заниматься тай-чи

Лиза
6 ошибок, которые родители допускают в общении с учителями 6 ошибок, которые родители допускают в общении с учителями

Кооперативная работа на благо ребенка: как договориться с педагогом?

СНОБ
Актер Сергей Гилев о сериале «Актрисы», продолжении съемок «Этерны» и любви к книгам Лимонова Актер Сергей Гилев о сериале «Актрисы», продолжении съемок «Этерны» и любви к книгам Лимонова

Сергей Гилев — о дружбе с Анной Чиповской и любви к книгам Эдуарда Лимонова

СНОБ
Сколько цветов принято дарить девушке и как сделать это правильно Сколько цветов принято дарить девушке и как сделать это правильно

Изучаем нормы цветочного этикета

Maxim
Звериный оскал капитализма Звериный оскал капитализма

Лихие девяностые в карикатурах журнала «Крокодил»

Автопилот
В доме, где резной палисад В доме, где резной палисад

Развитие внутреннего рынка леспрома становится залогом модернизации отрасли

Эксперт
Как правильно пользоваться стиральной машиной Как правильно пользоваться стиральной машиной

Рассказываем основные правила эксплуатации стиральных машин

CHIP
Открыть в приложении