Роботы с уникальным функционалом
Компания «Промобот». Продукт: автономные сервисные роботы. Генеральный директор — Максим Чугунов
Видео с роботом, стоящим где-то в Перми в пробке среди автомобилей, в 2016 году обошло все социальные сети. В компании «Промобот» к этому происшествию отнеслись как к нежданному маркетинговому подарку судьбы. Хотя инженеру, по случайности выпустившему его из производственного помещения, поначалу было не до шуток. Не успел он поднять ворота в цех, как робот промчался мимо него, затормозив только на дороге. Однако благодаря этому происшествию о пермских роботах в одночасье узнало столько людей, сколько иногда не узнает после упорных многолетних рекламных кампаний. Видео появилось на сайтах CNN, FoxNews, Washington Post и набрало более миллиона просмотров. Компания тогда существенно расширила круг своих зарубежных клиентов.
Удачно попасть под Tesla
Компания «Промобот» была основана в 2015 году для реализации идеи трех выпускников Пермского университета. «Для нас было мечтой выйти на экспорт. Нас волновало, что основной экспортный продукт России — энергоносители, запас которых исчерпаем. Хотелось продавать что-то лучшее в мире, неисчерпаемое. Может, это звучит популистски, но почему нет: мы же живем здесь, воспитаны здесь и переживаем за судьбу страны, — говорит Олег Кивокурцев, директор по развитию компании. — И мы свой инженерный навык решили использовать не для того, чтобы проектировать в конструкторских бюро нефтяные вентили и станции, как многие наши одногруппники, и открыли свою стартап-компанию».
Начинали строго по классике — в гараже площадью 30 квадратных метров на окраине Перми. Район назывался Кислотные Дачи. Сейчас же компания занимает около 2000 квадратных метров в двухэтажном здании на территории местного технопарка «Морион Digital». На первом этаже располагаются сборочный и другие производственные участки, полигон для тестирования готовой продукции. Изделия проходят пять этапов сборки: подготовка и сборка деталей каркаса, сборка каркаса, прокладка кабельных трасс и установка аппаратной составляющей, изготовление деталей корпуса, установка всех 56 деталей корпуса на начинку. На втором этаже в open space трудятся разработчики, программисты, отдел техподдержки, бухгалтерия и прочие экономические и коммерческие службы.
Набивали руку на российском рынке, поставляя роботов Promobot, отвечающих на стандартные и не совсем стандартные вопросы абитуриентов, в вузы инженерного профиля, старающиеся выглядеть в глазах будущих студентов учебными заведениями, достойными XXI века. Их покупали агентства, связанные с организацией разного рода форумов, выставок, конференций. Сдача роботов в аренду непосредственным организаторам за 35 тысяч рублей в день представляется выгодным бизнесом. Крупнейшим собственником роботов Promobot, как сообщили в компании, является розничная сеть «Лента», которая устанавливает такого робота в новых магазинах. Ненамного отстают от «Ленты» другие сети из первой десятки, а также банки.
Отладив производственные процессы и доведя качество продукции до самых высоких стандартов, компания стала пробиваться на внешние рынки. «Это было непросто», — рассказывает Олег Кивокурцев. Но «Промобот» успешно воспользовался инструментами выхода на экспорт, которые предоставляет государство. Как высокотехнологическая компания «Промобот» стал резидентом «Сколково». Этот бизнес-инкубатор арендует на международных выставках стенды, где его резиденты размещают свою продукцию. Благодаря сотрудничеству с Российским экспортным центром (РЭЦ) пермские роботы побывали на выставках в Дании, Франции, Китае, Японии и нашли покупателей на внешних рынках.
В целом за все время существования компании число выпущенных роботов приблизилось к пятистам, из них 47% отправлено на экспорт. Однако в 2018 году произошел прорыв: за рубеж ушло 65% произведенных роботов. И это связано не только с выставками.
Хотя в компании и отмечают, что участие в выставке потребительской электроники в Лас-Вегасе в начале 2019 года вывело их бренд на новый уровень узнавания. Выставка получила широкий резонанс в медиа, появились многочисленные обзоры. Поэтому бренд оказался на слуху, что спровоцировало расширение спроса. Хотя и тут случился инцидент. На робота Promobot, стоявшего на дорожке около павильонов, совершила наезд беспилотная Tesla, что тоже вызвало ажиотаж на мировых новостных сайтах, повысило посещаемость стенда и дало задел заказов на год. Конечно, у корреспондента «Эксперта» возник вопрос: а не нарочно ли поставили робота на пути культовой машины? Однако в компании заверили, что фирма еще не так богата, чтобы подставлять под удар своего робота за 20 тысяч долларов, а потом еще платить за урон, нанесенный дорогому автомобилю.
Потому что наши
Но все же главную роль в росте спроса на пермских роботов сыграли уникальные качества их усовершенствованной четвертой версии, запущенной в производство в прошлом году. Ее принципиальное отличие от предыдущих — существенное расширение функционала. До этого они могли только консультировать, отвечать на вопросы и общаться. Впрочем, делали они это, имея в запасе сотни тысяч речевых модулей на девяти языках. Promobot также мог передвигаться по участку работы, избегая столкновений, двигать руками и головой, транслировать различные материалы на своем экране. И этот набор функций позволял ему качественно работать администратором, промоутером, экскурсоводом в музеях, информационной стойкой в театрах, банках или торговых центрах.
Новая же модель благодаря разработанной в компании универсальной программной платформе может быть интегрирована в другие системы и сервисы: в банках — в систему обслуживания клиентов; в охраняемых жилых комплексах — в сервис, обеспечивающий допуск на территорию; в ритейле — в систему учета складских запасов. Благодаря этому пермские роботы теперь способны выполнять, например, обязанности консьержей и даже полицейских. «Мы реально начали делать продукцию с самым широким функционалом на рынке — более широким, чем у продукции из Китая или даже Японии», — замечает Олег Кивокурцев.
Еще одно конкурентное преимущество пермских роботов — более доступная цена по сравнению с аналогами. Дело в том, что они, в отличие от множества других образцов отечественной высокотехнологичной продукции, на 80% состоят из российских комплектующих. Часть компонентов производится в самой компании, часть закупается. Например, на предприятии осуществляется монтаж печатных плат для управления электроникой, на другом участке штампуются пластиковые детали, на основном — собираются узлы, проводится тестирование готового продукта. Есть и участок металлообработки и выпуска транспортировочной упаковки. На стороне проводятся токарно-фрезерные работы, лазерная резка металла и частично печать и монтаж плат — например, в подмосковном Зеленограде, известном кластере электронной промышленности.
Из зарубежных деталей закупаются только те, что в России не производятся вовсе: экраны, материнские платы, видеокарты, звуковые карты.
Как уверяют в компании, их робот был бы на 30–50% дороже, если бы производство разместили в других странах, даже в Китае. «Дешевизна производства в Китае давно уже миф. В России производить дешевле, выгоднее, удобнее и приятнее. В Китае надо долго договариваться, а если случаются ошибки — с них ничего не возьмешь. А здесь и договариваться легче, и рисков намного меньше. Европа или США тоже не вариант. У нас электричество дешевле, люди дешевле, при этом умнее», — утверждает Олег Кивокурцев.
В планах компании — довести долю экспорта к 2020 году до 80%. По словам Олега Кивокурцева, экспорт придает бизнесу стабильность, обеспечивая его валютной выручкой, способной продержать компанию на плаву и даже вкладываться в долгосрочные планы, несмотря на сегодняшнюю геополитическую турбулентность. Продолжают здесь разрабатывать и модификации роботов для новых отраслей: уже появился робот для многофункциональных центров госуслуг, создается прообраз робота для страховых компаний.
- Компания «Промобот» основана в 2015 году в Перми. Производит автономные сервисные роботы под маркой Promobot. Число работников — 68 человек.
- Объем продаж в 2018 году — 162 единицы.
- Доля экспорта в 2018 году — 62%.
Роботы Promobot покупают в 27 странах
Отзыв клиента
Алена Мемус, совладелец компании RGE (Robotic Generation Electronic), ОАЭ:
— С «Промоботом» мы сотрудничаем уже три года. Их продукт интересный и эксклюзивный, неплохой по качеству, при этом недорогой. Привлекает то, что ребята развиваются, не стоят на месте и идут быстрыми шагами все выше и выше. Растет качество. Растет сама компания: они открыли громадный шикарный завод в России. Это очень приятно. Кроме того, они безотказны в технической поддержке: какой бы вопрос об их роботах ни возник — сразу отвечают. Они очень активны, позитивны, с ними всегда здорово и интересно работать.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl