Видео с роботом, стоящим в пробке среди автомобилей, обошло все социальные сети

ЭкспертHi-Tech

Роботы с уникальным функционалом

Компания «Промобот». Продукт: автономные сервисные роботы. Генеральный директор — Максим Чугунов

Анастасия Матвеева

Видео с роботом, стоящим где-то в Перми в пробке среди автомобилей, в 2016 году обошло все социальные сети. В компании «Промобот» к этому происшествию отнеслись как к нежданному маркетинговому подарку судьбы. Хотя инженеру, по случайности выпустившему его из производственного помещения, поначалу было не до шуток. Не успел он поднять ворота в цех, как робот промчался мимо него, затормозив только на дороге. Однако благодаря этому происшествию о пермских роботах в одночасье узнало столько людей, сколько иногда не узнает после упорных многолетних рекламных кампаний. Видео появилось на сайтах CNN, FoxNews, Washington Post и набрало более миллиона просмотров. Компания тогда существенно расширила круг своих зарубежных клиентов.

Удачно попасть под Tesla

Олег Кивокурцев,
директор по
развитию
​​​компании

Компания «Промобот» была основана в 2015 году для реализации идеи трех выпускников Пермского университета. «Для нас было мечтой выйти на экспорт. Нас волновало, что основной экспортный продукт России — энергоносители, запас которых исчерпаем. Хотелось продавать что-то лучшее в мире, неисчерпаемое. Может, это звучит популистски, но почему нет: мы же живем здесь, воспитаны здесь и переживаем за судьбу страны, — говорит Олег Кивокурцев, директор по развитию компании. — И мы свой инженерный навык решили использовать не для того, чтобы проектировать в конструкторских бюро нефтяные вентили и станции, как многие наши одногруппники, и открыли свою стартап-компанию».

Начинали строго по классике — в гараже площадью 30 квадратных метров на окраине Перми. Район назывался Кислотные Дачи. Сейчас же компания занимает около 2000 квадратных метров в двухэтажном здании на территории местного технопарка «Морион Digital». На первом этаже располагаются сборочный и другие производственные участки, полигон для тестирования готовой продукции. Изделия проходят пять этапов сборки: подготовка и сборка деталей каркаса, сборка каркаса, прокладка кабельных трасс и установка аппаратной составляющей, изготовление деталей корпуса, установка всех 56 деталей корпуса на начинку. На втором этаже в open space трудятся разработчики, программисты, отдел техподдержки, бухгалтерия и прочие экономические и коммерческие службы.

Набивали руку на российском рынке, поставляя роботов Promobot, отвечающих на стандартные и не совсем стандартные вопросы абитуриентов, в вузы инженерного профиля, старающиеся выглядеть в глазах будущих студентов учебными заведениями, достойными XXI века. Их покупали агентства, связанные с организацией разного рода форумов, выставок, конференций. Сдача роботов в аренду непосредственным организаторам за 35 тысяч рублей в день представляется выгодным бизнесом. Крупнейшим собственником роботов Promobot, как сообщили в компании, является розничная сеть «Лента», которая устанавливает такого робота в новых магазинах. Ненамного отстают от «Ленты» другие сети из первой десятки, а также банки.

Отладив производственные процессы и доведя качество продукции до самых высоких стандартов, компания стала пробиваться на внешние рынки. «Это было непросто», — рассказывает Олег Кивокурцев. Но «Промобот» успешно воспользовался инструментами выхода на экспорт, которые предоставляет государство. Как высокотехнологическая компания «Промобот» стал резидентом «Сколково». Этот бизнес-инкубатор арендует на международных выставках стенды, где его резиденты размещают свою продукцию. Благодаря сотрудничеству с Российским экспортным центром (РЭЦ) пермские роботы побывали на выставках в Дании, Франции, Китае, Японии и нашли покупателей на внешних рынках.

В целом за все время существования компании число выпущенных роботов приблизилось к пятистам, из них 47% отправлено на экспорт. Однако в 2018 году произошел прорыв: за рубеж ушло 65% произведенных роботов. И это связано не только с выставками.

Хотя в компании и отмечают, что участие в выставке потребительской электроники в Лас-Вегасе в начале 2019 года вывело их бренд на новый уровень узнавания. Выставка получила широкий резонанс в медиа, появились многочисленные обзоры. Поэтому бренд оказался на слуху, что спровоцировало расширение спроса. Хотя и тут случился инцидент. На робота Promobot, стоявшего на дорожке около павильонов, совершила наезд беспилотная Tesla, что тоже вызвало ажиотаж на мировых новостных сайтах, повысило посещаемость стенда и дало задел заказов на год. Конечно, у корреспондента «Эксперта» возник вопрос: а не нарочно ли поставили робота на пути культовой машины? Однако в компании заверили, что фирма еще не так богата, чтобы подставлять под удар своего робота за 20 тысяч долларов, а потом еще платить за урон, нанесенный дорогому автомобилю.

Потому что наши

Но все же главную роль в росте спроса на пермских роботов сыграли уникальные качества их усовершенствованной четвертой версии, запущенной в производство в прошлом году. Ее принципиальное отличие от предыдущих — существенное расширение функционала. До этого они могли только консультировать, отвечать на вопросы и общаться. Впрочем, делали они это, имея в запасе сотни тысяч речевых модулей на девяти языках. Promobot также мог передвигаться по участку работы, избегая столкновений, двигать руками и головой, транслировать различные материалы на своем экране. И этот набор функций позволял ему качественно работать администратором, промоутером, экскурсоводом в музеях, информационной стойкой в театрах, банках или торговых центрах.

Новая же модель благодаря разработанной в компании универсальной программной платформе может быть интегрирована в другие системы и сервисы: в банках — в систему обслуживания клиентов; в охраняемых жилых комплексах — в сервис, обеспечивающий допуск на территорию; в ритейле — в систему учета складских запасов. Благодаря этому пермские роботы теперь способны выполнять, например, обязанности консьержей и даже полицейских. «Мы реально начали делать продукцию с самым широким функционалом на рынке — более широким, чем у продукции из Китая или даже Японии», — замечает Олег Кивокурцев.

Еще одно конкурентное преимущество пермских роботов — более доступная цена по сравнению с аналогами. Дело в том, что они, в отличие от множества других образцов отечественной высокотехнологичной продукции, на 80% состоят из российских комплектующих. Часть компонентов производится в самой компании, часть закупается. Например, на предприятии осуществляется монтаж печатных плат для управления электроникой, на другом участке штампуются пластиковые детали, на основном — собираются узлы, проводится тестирование готового продукта. Есть и участок металлообработки и выпуска транспортировочной упаковки. На стороне проводятся токарно-фрезерные работы, лазерная резка металла и частично печать и монтаж плат — например, в подмосковном Зеленограде, известном кластере электронной промышленности.

Из зарубежных деталей закупаются только те, что в России не производятся вовсе: экраны, материнские платы, видеокарты, звуковые карты.

Как уверяют в компании, их робот был бы на 30–50% дороже, если бы производство разместили в других странах, даже в Китае. «Дешевизна производства в Китае давно уже миф. В России производить дешевле, выгоднее, удобнее и приятнее. В Китае надо долго договариваться, а если случаются ошибки — с них ничего не возьмешь. А здесь и договариваться легче, и рисков намного меньше. Европа или США тоже не вариант. У нас электричество дешевле, люди дешевле, при этом умнее», — утверждает Олег Кивокурцев.

В планах компании — довести долю экспорта к 2020 году до 80%. По словам Олега Кивокурцева, экспорт придает бизнесу стабильность, обеспечивая его валютной выручкой, способной продержать компанию на плаву и даже вкладываться в долгосрочные планы, несмотря на сегодняшнюю геополитическую турбулентность. Продолжают здесь разрабатывать и модификации роботов для новых отраслей: уже появился робот для многофункциональных центров госуслуг, создается прообраз робота для страховых компаний.

  • Компания «Промобот» основана в 2015 году в Перми. Производит автономные сервисные роботы под маркой Promobot. Число работников — 68 человек.
  • Объем продаж в 2018 году — 162 единицы.
  • Доля экспорта в 2018 году — 62%.

Роботы Promobot покупают в 27 странах

Австралия, Белоруссия, Бразилия, Великобритания, Гана, Германия, Демократическая Республика Конго, Испания, Ирландия, Казахстан, Канада, Китай, Кувейт, Латвия, Мексика, Молдавия, ОАЭ, Румыния, Сингапур, Олег Кивокурцев, директор по развитию компании США, Туркменистан, Турция, Узбекистан, Украина, Чили, Чехия, Швейцария

Отзыв клиента

Алена Мемус, совладелец компании RGE (Robotic Generation Electronic), ОАЭ:

— С «Промоботом» мы сотрудничаем уже три года. Их продукт интересный и эксклюзивный, неплохой по качеству, при этом недорогой. Привлекает то, что ребята развиваются, не стоят на месте и идут быстрыми шагами все выше и выше. Растет качество. Растет сама компания: они открыли громадный шикарный завод в России. Это очень приятно. Кроме того, они безотказны в технической поддержке: какой бы вопрос об их роботах ни возник — сразу отвечают. Они очень активны, позитивны, с ними всегда здорово и интересно работать.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

В Adidas за смузи В Adidas за смузи

Adidas предлагает модель нового розничного магазина

Эксперт
Контроль или прессинг? К чему приведет проект Минфина о неналоговых платежах Контроль или прессинг? К чему приведет проект Минфина о неналоговых платежах

Минфин хочет перевести в разряд налоговых пять неналоговых платежей

Forbes
Российские слоны и тигры Российские слоны и тигры

Что изобрели в СССР, история Чернобыльской катастрофы и как воруют в России

Forbes
Чего ждать от Рунета в следующие 25 лет? Колонка Дмитрия Гришина Чего ждать от Рунета в следующие 25 лет? Колонка Дмитрия Гришина

Представить сегодня Россию без того, что ей дал Рунет, уже невозможно

Forbes
Игра для настоящих мужчин Игра для настоящих мужчин

Нужно играть в «Калибр», чтобы выяснить, кто лучше

Популярная механика
С любовью к мелочам С любовью к мелочам

Тюнинг УАЗа «Патриот» — дело заведомо полезное

4x4 Club
Лунный заяц, картофель и звезды Лунный заяц, картофель и звезды

Китайская миссия Chang’e 4 – первая на обратной стороне луны

Популярная механика
День сурка в снежной мгле День сурка в снежной мгле

О недавно завершившейся экспедиции «Антарктида. 200 лет открытий»

4x4 Club
Домашние войны Домашние войны

Рассказываем, как отстоять свою точку зрения и не испортить микроклимат в семье

StarHit
5 типичных ошибок при выборе видеорегистратора: учтите, чтобы не пожалеть 5 типичных ошибок при выборе видеорегистратора: учтите, чтобы не пожалеть

Самые популярные ошибки при выборе видеорегистратора для автомобиля

CHIP
Создана новая онлайн-платформа для освоения навыков кибербезопасности Создана новая онлайн-платформа для освоения навыков кибербезопасности

«Лаборатория Касперского» представила в Москве новую платформу

CHIP
Там, во рту Там, во рту

На зубы влияет не только чистка, но и все остальные виды нашей активности

Maxim
«Зачем мне отвечать?» Дерипаска проигнорировал вопросы спецпрокурора США Мюллера «Зачем мне отвечать?» Дерипаска проигнорировал вопросы спецпрокурора США Мюллера

Олег Дерипаска не ответил на вопросы спецпрокурора США о вмешательстве в выборы

Forbes
Психология симулянтов: что заставляет людей притворяться тяжелобольными? Психология симулянтов: что заставляет людей притворяться тяжелобольными?

Почему некоторые люди готовы притворяться, будто тяжело больны

Psychologies
Даль Орлов. Эскиз к портрету манекенщицы Даль Орлов. Эскиз к портрету манекенщицы

Алена Изергина — "самая красивая на Кузнецком!"

Караван историй
В горах мое сердце В горах мое сердце

На чем держится райская красота в горах

Вокруг света
Салуки: «Бывают фильмы хорошие, а бывают как «Криминальное чтиво». Мне хочется быть «Криминальным чтивом» Салуки: «Бывают фильмы хорошие, а бывают как «Криминальное чтиво». Мне хочется быть «Криминальным чтивом»

Популярный продюсер, заделавшийся рэпером

Esquire
Дизайнер Wandler о своей первой коллекции обуви Дизайнер Wandler о своей первой коллекции обуви

Эльза Вандлер рассказала, почему мир устал от кроссовок

Vogue
На пути к гармонии На пути к гармонии

Hyundai Tucson — симпатичный снаружи, удобный внутри и не такой уж дорогой

4x4 Club
Три бронебойных буквы: самый мощный пулемет в мире Три бронебойных буквы: самый мощный пулемет в мире

КПВ мог уничтожать не только легкобронированную технику, но и самолеты

Популярная механика
В защиту Кайли Дженнер. Существуют ли вообще миллиардеры, которые всего добились сами? В защиту Кайли Дженнер. Существуют ли вообще миллиардеры, которые всего добились сами?

Супермодель Кайли Дженнер попала в список Forbes в возрасте 21 года

Forbes
Лети-лети, лепесток Лети-лети, лепесток

Май – отличное время для поездки в Лондон

Cosmopolitan
Петр Кулешов: «Пить не перестал, но делаю это реже» Петр Кулешов: «Пить не перестал, но делаю это реже»

Ведущий о том, как борется со страшной болезнью и мошенниками

StarHit
Деньги коллекционера Деньги коллекционера

Распущенные волосы, тысяча долларов мелочью и другие нумизматические сюжеты

Forbes
Никого дороже тебя Никого дороже тебя

Глава из романа Габриэля Таллента «Никого дороже тебя»

Esquire
Что в голове у мотоциклиста? Что в голове у мотоциклиста?

Все, о чем мотоциклисты думают и мечтают, чего опасаются

Quattroruote
Агломерации: вампиры или доноры? Агломерации: вампиры или доноры?

Целью градостроительства должно стать общественное благо

Эксперт
Как одеваются женщины ООН: всемирный подиум правозащитников, звезд и журналистов Как одеваются женщины ООН: всемирный подиум правозащитников, звезд и журналистов

Знали ли вы, что в ООН периодически проходят модные показы?

Cosmopolitan
Павел Первый Павел Первый

Павел Деревянко — одна из самых ярких звезд современной комедии

GQ
Электрика вызывали? Электрика вызывали?

Мотоциклетные марки сдаются на милость электромобильности одна быстрее другой

Robb Report
Открыть в приложении