Доверие со стороны потребителей дает фундамент для развития финскому бизнесу

ЭкспертБизнес

Пищевые доходы

В условиях санкций, пандемии, падения курса рубля больше всего в России пострадали финские пищевые предприятия, работающие на импортном сырье. Однако финские продукты традиционно высоко ценятся в России, и на российском рынке успешно развиваются те игроки из Финляндии, которые сумели эффективно локализовать свою деятельность.

Локализация производства позволяет финским пищевым компаниями не подпадать под продуктовое эмбарго и меньше зависеть от волатильности курса рубля (на фото: производство Fazer в России). Фото предоставлено компанией Valio

Финские производители продуктов питания еще с советских времен пользуются особым потребительским вниманием в России: россияне до сих пор вспоминают, как особым шиком в Советском Союзе считалось достать дефицитные финские колбасы, джемы, соки. «Исследования говорят, что россияне считают финские продукты экологичными, качественными и полезными, — объясняет эти пристрастия Екатерина Кулиненко, директор по связям с общественностью “Fazer Россия”. — Такое доверие со стороны потребителей, безусловно, дает хороший фундамент для развития. Особенно это заметно по индексам покупательского доверия в Петербурге и на Северо-Западе — рынках, территориально близких к Финляндии».

Финские компании поставляют на российский рынок самые разные типы продуктов, наиболее они активны в таких направления, как хлеб, кондитерские изделия, молочные продукты, а также кофе.

Молочные берега

Самый крупный финский производитель молочных продуктов на российском рынке — компания Valio, выручка которой в РФ, по независимым оценкам, составляет порядка семи миллиардов рублей в год. В России компания имеет собственный завод в Московской области, где располагаются линии по производству и фасовке плавленого сыра, а также по нарезке и упаковке твердых сыров. Одновременно выпуском продукции Valio занимаются партнерские предприятия, самое крупное из них — завод «Галактика» в Гатчине, где изготавливают молоко, питьевые йогурты и сливки под финским брендом.

Введение эмбарго на поставку продовольственного сырья поначалу больно ударило по деятельности компании в России, однако Valio сумела оперативно адаптироваться к новым условиям. «Безусловно, значительное влияние на деятельность компании в России оказало введение ограничений на ввоз продукции в РФ и необходимость трансформировать бизнес, — рассказывает Елена Касперская, руководитель отдела корпоративных коммуникаций и устойчивого развития ООО “Валио”. — Но компания достойно преодолела эти проблемы и в 2017 году вернулась к темпам роста, предшествовавшим эмбарго. И на данный момент бизнес Valio в России характеризуется стабильной доходностью».

Восстановить доходность в России Valio удалось прежде всего за счет того, что компания расширила сотрудничество с российскими сельскохозяйственными предприятиями: сейчас она напрямую работает более чем с десятью российскими хозяйствами, поставляющими молоко для продукции Valio. При этом финские специалисты делятся своими компетенциями с российскими партнерами. «Эксперты компании делятся опытом не только с партнерскими производителями молочной продукции в России, но и с сотрудниками российских хозяйств, — отмечает Елена Касперская. — В частности, сотрудники Valio участвуют в наладке лабораторных систем на фермах и на заводах партнеров, в составлении рациона животных и контроле его качества, в разработке рецептур и других этапах производства. Таким образом, Valio в России представляет вековой финский опыт и знания в области производства продукции высочайшего качества». По словам представителей Valio, ставка на локализацию позволяет компании входить в число лидеров на рынках Москвы и Петербурга в ключевых для себя категориях плавленых сыров (здесь у Valio пользуются спросом известные еще с советских времен плавленые сыры Viola), а также в сегменте полутвердых сыров (продукт Oltermanni). Одновременно компания продолжает развивать свою производственную деятельность в России: по итогам 2019 года инвестиции в завод Valio в Подмосковье составили более 70 млн евро. А в 2020-м был реализован новый раунд инвестиций, объем которых составил 178 млн рублей. В частности, они позволили модернизировать ряд производственных линий.

Хлебное место

В сфере производства хлеба и кондитерских изделий на российском пищевом рынке уверенно развивается ряд финских компаний, самая крупная из них — Fazer. По словам представителей компании, Fazer в России представлен хлебопекарным и кондитерским подразделениями своего бизнеса, компания производит свежий и замороженный хлеб и выпечку на своих заводах в Москве и Петербурге, а конфеты и шоколад привозит из Финляндии. «В 2020 году, несмотря на коронакризис, хлебопекарное подразделение укрепило рыночные позиции в России, увеличив продажи замороженного хлеба и выпечки и преуспев в продажах онлайн, — рассказывает Екатерина Кулиненко. — Fazer в России располагает передовыми технологиями и экспертизой, как в производстве свежего упакованного хлеба и выпечки, так и замороженного хлеба и выпечки. У нас есть предложения для всех сегментов в этой категории и портфолио брендов с высокой узнаваемостью у россиян. Сейчас компания занимает лидирующие позиции на рынках Петербурга и Северо-Запада (номер один) и Москвы и Центрального региона (номер два) в хлебе и является федеральным поставщиком, то есть часть нашей продукции есть в федеральных сетях за пределами Москвы и Петербурга, а в замороженном брендированном тесте мы номер один по всей России». Компания Fazer успешно развивается в России благодаря развитию своих производственных программ, а также за счет гибкой адаптации продукции к новым условиям и потребностям клиентов. «Во время локдауна 2020 года мы представили новую технологию Probake, которая позволяет выпекать дома без разморозки, — говорит Екатерина Кулиненко. — Probake не требует специального оборудования, продукты выпекаются при сохранении качества в разных типах печей. Время выпечки в зависимости от изделия составляет от десяти до двадцати пяти минут, на одном противне можно выпекать несколько видов продукции одновременно. Двадцать пять минут в печке — и свежие хлеб и булочки у вас на столе. Во время локдауна мы все были лишены возможности сходить в любимое кафе или в булочную за свежим багетом или хлебом, поэтому мы в Fazer запустили целую категорию замороженной выпечки и хлеба. Для удобства потребителей весь ассортимент сделан с использованием технологии Probake, которая позволяет выпекать дома без разморозки. Продажи замороженного хлеба и выпечки для потребителей стартовали в онлайн-торговле, в том числе в нашем собственном онлайн-магазине».

В сегменте продаж кофе на российском рынке заметна деятельность финской компании Paulig, которая тоже делает ставку на локализацию: в строительство своего кофеобжарочного завода в Твери компания инвестировала более 20 млн евро. По словам представителей Paulig, компания продолжает инвестировать в развитие российского предприятия, а также развивает в России собственные розничные точки продаж. В частности, несмотря на пандемию, в июле прошлого года компания открыла в столице свою флагманскую кофейню Paulig Cafe & Store. «Раньше подобная кофейня существовала только в родной для компании Финляндии, — рассказывает Ольга Свечникова, генеральный директор Paulig в России. — Открывая собственную кофейню, Paulig усилила свое присутствие на российском рынке и получила возможность напрямую общаться с потребителями, знакомить их с широким ассортиментом продукции. Paulig Café & Store объединяет в себе кофейню, магазин и Институт бариста, которые расположены на трех этажах. Это комплексный проект, который позволяет нам быть ближе к потребителю и вносить свой весомый вклад в развитие кофейной культуры в нашей стране, делясь традициями, рецептами, секретами и необычными сочетаниями. Этот проект лишний раз демонстрирует важность российского рынка для нас и перспективу, которую мы в нем видим».

Мясной просчет

Но не для всех финских пищевых компаний последний год стал успешным. Самым громким провалом финского бизнеса в России последних месяцев стал уход с российского рынка финского пищевого гиганта Atria, которая в феврале этого года объявила о продаже своих ключевых активов в России.

В России Atria работала с 2005 года, компания владела двумя заводами в Ленинградской области, где выпускались колбасные изделия под марками «Пит-Продукт», «КампоМос», Atria и Casademont. По разным оценкам, Atria вложила в свое развитие на российском рынке свыше 200 млн евро.

Впрочем, решение об уходе Atria не было спонтанным, бизнес компании в России чувствовал себя плохо последние шесть лет. Проблемы начались вскоре после введения Россией продуктового эмбарго: из-за запрета экспорта в Россию мяса из Финляндии и других европейских стран уже в 2014 году Atria получила ощутимый убыток. Следующие три года компания пыталась справиться с трудностями, но начиная с 2018-го бизнес начал шататься: согласно независимым оценкам, по итогам 2018 года выручка компании снизилась более чем на 12%, до 75 млн евро, а операционный убыток достиг 4 млн евро.

Помимо санкций и ослабления рубля сильный удар по деятельности Atria в России нанес рост цен на сырье, которые, по оценкам компании, в 2018 году выросли на 30%. В частности, на динамику цен повиляла вспышка африканской чумы свиней. Но самый большой просчет финской компании заключался в том, что примерно 20% сырья она импортировала из стран Южной Америки, на закупку которого сильно влияла курсовая неустойчивость. Atria попробовала поднять цены на свою продукцию, чтобы компенсировать убытки, но этот шаг был резко негативно встречен рынком: торговые сети тут же сократили объемы закупок, а снизить качество закупаемого сырья компании не позволили высокие корпоративные стандарты.

В результате в феврале текущего года Atria объявила, что намерена продать свое российское подразделение мясных изделий «Пит-Продукт» российскому Агропромышленному комплексу «Михайловский» (входит в состав группы «Черкизово»). Согласно официальному сообщению финской стороны, завершение сделки должно состояться во второй половине года. Впрочем, пока Atria намерена продать только бизнес по производству мясных изделий. Поимо этого у Atria в России есть сеть быстрого питания Sibylla, которую финская компания планирует развивать и дальше.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Лес дальше не поедет Лес дальше не поедет

Российское правительство ставит задачу увеличить объемы переработки древесины

Эксперт
История одного эксперимента: как прожить целый месяц вообще без мусора История одного эксперимента: как прожить целый месяц вообще без мусора

Как прожить месяц, полностью отказавшись от отходов

Forbes
Матрасам дадут вторую жизнь Матрасам дадут вторую жизнь

Компания «Нафта-Хим» запускает переработку старых матрасов

Эксперт
Отражение в глазах выдало в фотографиях людей дипфейки Отражение в глазах выдало в фотографиях людей дипфейки

Исследователи обнаружили новый метод отличать дипфейк от реальности

N+1
Непогода в доме Непогода в доме

Есть ли в Беларуси единство и солидарность?

Огонёк
Почему после хорошего секса мы испытываем грусть и разочарование? Почему после хорошего секса мы испытываем грусть и разочарование?

Причины, из-за которых после секса могут возникать неприятные эмоции

Psychologies
Сквирт или не сквирт: вопросы, советы, подводные камни Сквирт или не сквирт: вопросы, советы, подводные камни

Рассказываем, откуда берется струйный оргазм и на что он похож

Cosmopolitan
Конфеты не виноваты: 5 факторов, которые приближают тебя к диабету Конфеты не виноваты: 5 факторов, которые приближают тебя к диабету

Почему возникает диабет 2-го типа?

Cosmopolitan
Свекровь вмешивается в отношения: кому это выгодно и почему? Свекровь вмешивается в отношения: кому это выгодно и почему?

Что делать, если свекровь вторгается в ваши отношения с мужем

Psychologies
Почему кефирная диета не так хороша, как кажется Почему кефирная диета не так хороша, как кажется

Почему многие предпочитают кефирную диету и можно ли придерживаться ее?

РБК
Самые роскошные особняки голливудских звезд: где живут Джоли, Маркл и другие Самые роскошные особняки голливудских звезд: где живут Джоли, Маркл и другие

Дома знаменитостей - это шедевры архитектуры за миллионы долларов

Cosmopolitan
Грибы превратят деревянный пол в пьезогенератор Грибы превратят деревянный пол в пьезогенератор

Материаловеды усилили пьезоэлектрический эффект древесины с помощью грибов

N+1
Как сказать настоящее «нет»: 6 упражнений для уверенности в себе Как сказать настоящее «нет»: 6 упражнений для уверенности в себе

Чтобы осмелиться сказать «нет», нужно быть уверенным в себе и своем решении

Psychologies
Эти забавные халявщики: 15 животных, которые сделали ставку на человека и не прогадали Эти забавные халявщики: 15 животных, которые сделали ставку на человека и не прогадали

Многие животные вовсе не хотят жить на свободе в дикой природе

Maxim
Сменить колею: что не так с транспортной политикой в России Сменить колею: что не так с транспортной политикой в России

Почему транспортная политика в России не работает

Forbes
Чему принц Гарри и Меган Маркл научились у принцессы Дианы Чему принц Гарри и Меган Маркл научились у принцессы Дианы

Как принц Гарри и Меган Маркл создают историю противостояния королевской семье

GQ
О чем говорит ваш сон? 5 способов найти ответ О чем говорит ваш сон? 5 способов найти ответ

Как разгадать загадки своих снов?

Psychologies
Страна отверженных художников: как россияне создали глобального игрока на рынке цифрового искусства Страна отверженных художников: как россияне создали глобального игрока на рынке цифрового искусства

Rarible — одна из крупнейших площадок на рынке NFT

Forbes
«Курганец-25»: главные особенности бронемашины «Курганец-25»: главные особенности бронемашины

Курганец-25 — принципиально новый этап векового развития боевых машин России

Популярная механика
Как помириться с девушкой после сильной ссоры: 9 шагов к восстановлению мира межу вами Как помириться с девушкой после сильной ссоры: 9 шагов к восстановлению мира межу вами

Что делать после конфликта с возлюбленной?

Playboy
Выгорание от видеозвонков. 5 стадий принятия и 4 способа с ним справиться Выгорание от видеозвонков. 5 стадий принятия и 4 способа с ним справиться

Как сделать видеосовещания менее стрессовыми и более эффективными?

Inc.
Продавец, политик, тамада: кем работают участники шоу «Каникулы в Мексике» Продавец, политик, тамада: кем работают участники шоу «Каникулы в Мексике»

Реалити-шоу «Каникулы в Мексике» оставило яркий след в сердцах поклонников

Cosmopolitan
Самые забавные конфузы на свадьбах Навки, Тодоренко и других звездных россиянок Самые забавные конфузы на свадьбах Навки, Тодоренко и других звездных россиянок

Моменты свадьбы, о которых российские звезды вспоминают с улыбкой

Cosmopolitan
15 знаменитых фильмов, запрещенных в самых неожиданных странах 15 знаменитых фильмов, запрещенных в самых неожиданных странах

Китайцам чем-то не угодил фильм «Назад в будущее»

Maxim
7 привычек по-настоящему интересных людей 7 привычек по-настоящему интересных людей

Привычки, которые отличают действительно интересных собеседников

Psychologies
Эффект магния Эффект магния

Не получается похудеть? Возможно, причина в нехватке магния

Худеем правильно
10 реликтовых животных, сохранившихся до наших дней 10 реликтовых животных, сохранившихся до наших дней

Как реликтовые виды, или живые ископаемые, выживают в наши дни?

Популярная механика
Правила жизни Михаила Горбачева Правила жизни Михаила Горбачева

Правила жизни бывшего президента СССР

Esquire
5 самых высокотехнологичных ограблений 5 самых высокотехнологичных ограблений

Много ли высокотехнологичных ограблений в реальном мире?

Популярная механика
Инвайт одобрения: какие социальные триггеры помогли Clubhouse набрать миллионы пользователей Инвайт одобрения: какие социальные триггеры помогли Clubhouse набрать миллионы пользователей

Clubhouse и забытые стратегии вирусного продвижения

Forbes
Открыть в приложении