Rarible — одна из крупнейших площадок на рынке NFT

ForbesБизнес

Страна отверженных художников: как россияне создали глобального игрока на рынке цифрового искусства

Проект Rarible 26-летнего Александра Сальникова и 33-летнего Алексея Фалина стал одной из крупнейших в мире площадок на разогретом рынке NFT, где селебрити и авторитетные художники продают картинки, гифки и музыку

Варвара Селизарова

Фото DR

В феврале этого года объем продаж на 12 крупнейших NFT-маркетплейсах (так называют площадки, где за криптовалюту можно продавать и покупать цифровые объекты — гифки, мемы, музыкальные треки, картины. — Forbes) составил около $500 млн — это в два раза больше, чем за весь 2020 год. Четвертая по обороту NFT-площадка в мире — Rarible (после NBA Top Shot, Open Sea и Cryptopunks): по данным аналитической платформы DappRadar на 25 марта, объем сделок с момента запуска маркетплейса составил $76 млн.

Rarible в конце 2019 года основали выходцы из России — Александр Сальников и Алексей Фалин. В 2021 году на платформе выпустили дропы (выставили свои цифровые объекты на продажу. — Forbes) актриса Линдси Лохан, рэп-группа Wu-Tang Clan, блогеры Илья Варламов и Руслан Усачев, а также известные цифровые и уличные художники — например, московская граффити-команда «Зачем!». Компания зарабатывает на комиссии со сделок пользователей: ее ввели в сентябре 2020 года, и с того момента Rarible, по собственным данным, выручила $5,9 млн. В январе 2021 года стартап привлек $1,75 млн от нескольких фондов, сфокусированных на блокчейн-проектах.

Forbes рассказывает, за счет чего взлетела платформа и почему она и ее конкуренты не заменят художественные галереи.

Tilda для токенов

Александр Сальников и Алексей Фалин познакомились в 2019 году в Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена). «‎Кажется, Саша написал пост про блокчейн, я оставил комментарий, завязалась беседа, и мы решили встретиться и обсудить будущее этой сферы», — рассказывает Фалин. Оказалось, что у них много общих знакомых — оба учились в Высшей школе экономики в Москве, но в разные годы и по разным специальностям. Сальников — выпускник факультета прикладной математики и информатики, Фалин — кафедры «Бизнес-информатика».

К моменту встречи оба развивали собственные компании. Сальников вместе с товарищем по университету, студентом факультета экономической социологии Иваном Старининым с 2012 года запустил пять проектов на блокчейне. «‎Еще на первых курсах я понял, что мне интереснее запускать проекты, чем учиться, и начал выпускать продукт за продуктом», — рассказывает Сальников. Среди его проектов — криптобиржа MarginCall и сервис CoinOffering, который позволяет трансформировать акции частных компаний в токены, что делает их доступными для мелких инвесторов. По словам Сальникова, эта технология легла в основу продукта OrderBook компании Ambisafe, с помощью которого часть своих акций преобразовали в токены, в частности, SpaceX и Airbnb.

Фалин вместе с предпринимателем Ильей Казанцевым и маркетологом Андреем Никифоровым в 2013 году создал мобильное приложение AirPano Travel Book, где можно скачать сферические панорамы городов. Спустя два года они запустили сервис Sticker.Place для создания стикеров в Telegram, WhatsApp и iMessage. В 2017–2018 годах Sticker.Place привлек более 35 млн рублей от ФРИИ, венчурного фонда RB Capital и сооснователя фонда the Untitled Ventures Игоря Лутца.

Оба предпринимателя видели перспективы на рынке блокчейн-технологий, но не хотели запускать «скучные» финансовые продукты. «‎Хотелось создавать что-то веселенькое, с картинками», — говорит Сальников. Поэтому партнеры обратили внимание на рынок невзаимозаменяемых токенов (NFT), которые подтверждали подлинность и авторство цифровых объектов. Технология NFT позволяет продавать и перепродавать картинки, гифки, музыку или предметы из компьютерной игры.

В 2019 году NFT активно обсуждали в блокчейн-сообществе, поясняют партнеры, но тогда, чтобы создать токен, нужно было уметь программировать. Существовавшие на тот момент маркетплейсы Open Sea и Nifty Gateway работали как вторичный рынок, где пользователи могли торговать активами, которые они приобрели на других платформах, — например, атрибутами персонажей из игр на блокчейне. «‎Площадки, где любой пользователь, не знакомый с программированием, мог бы в три клика создать токен, не было», — уверяет Сальников.

Это подтверждает основатель инвестиционной платформы Tokenbox Владимир Смеркис. По его словам, создать токен на базе Ethereum было и тогда не сложно, но требовало времени. Как минимум нужно было найти инструкцию на форуме о том, как это делается, говорит эксперт. «Tilda для NFT, где можно было быстро, по шаблону, создать токен, не было», — утверждает Смеркис.

Единственной платформой, где пользователь без навыков программирования мог создать токен своего произведения, была SuperRare — ее бета-версию запустили в 2018 году. Но, по словам Сальникова, там каждому кандидату приходилось проходить отбор и многим художникам отказывали. «Мы же решили создать открытую платформу, куда не нужно было получать инвайты, где любой мог бы запускать эксперименты. Куда можно было бы прийти и спустя десять минут сделать дроп», — поясняет предприниматель.

Отверженные художники

Первую версию платформы Rarible Сальников и Фалин представили в ноябре 2019 года. Запуску предшествовали два месяца обсуждений и два месяца разработки, рассказывает Фалин. Через знакомых нашли первых сотрудников — дизайнера и двух разработчиков. Объем стартового капитала подсчитать сложно, говорит Фалин, но уверяет, что партнеры потратили меньше $50 000 из личных сбережений.

Компанию зарегистрировали в американском штате Делавер, где находятся юрлица 67,8% компаний из списка Fortune 500 (список крупнейших американских компаний по версии издания Fortune. — Forbes). В США рынок блокчейна более урегулирован, чем в России, объясняет решение Сальников. К тому же предпринимателям нравились Штаты, оба часто там бывали, занимаясь предыдущими проектами.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Будущее пятого поколения Будущее пятого поколения

Время 4G на исходе. 5G серьезно изменит нашу жизнь

Популярная механика
Как спасают атомные подводные лодки Как спасают атомные подводные лодки

Многие технические военные иновации обязаны своим рождением трагическим событиям

Популярная механика
Задание выполнено Задание выполнено

Дэниел Крейг о ненависти, боли и всеобщей любви

GQ
Криптовесна в искусстве: как художники из СНГ стали зарабатывать десятки тысяч долларов за счет бума NFT Криптовесна в искусстве: как художники из СНГ стали зарабатывать десятки тысяч долларов за счет бума NFT

Как русскоязычные художники нашли новый способ монетизировать свое искусство

Forbes
Детеныши «единорогов» Детеныши «единорогов»

Forbes составил первый рейтинг самых многообещающих стартапов

Forbes
Государственный человек: чем известен задержанный владелец компании «Биотэк» Борис Шпигель Государственный человек: чем известен задержанный владелец компании «Биотэк» Борис Шпигель

Высказывания Бориса Шпигеля по поводу бизнеса и власти

Forbes
Надо ли ужесточать наказание за сексуальные преступления против несовершеннолетних Надо ли ужесточать наказание за сексуальные преступления против несовершеннолетних

Как бороться с педофилией?

СНОБ
Новая мясная диета? Всё, что нужно знать о модном карниворе (и это не кето!) Новая мясная диета? Всё, что нужно знать о модном карниворе (и это не кето!)

Почему биохакеры помешались на животной диете?

Cosmopolitan
Редкий кадр: 7 женщин-режиссеров в истории «Оскара» Редкий кадр: 7 женщин-режиссеров в истории «Оскара»

За историю «Оскара» на статуэтку претендовали всего семь женщин-режиссеров

Forbes
17 самых важных фотографий в космосе 17 самых важных фотографий в космосе

Фотографии, символизирующие то, как сбывалась мечта человечества о космосе

Esquire
Почему весной так хочется любви? Почему весной так хочется любви?

Почему после долгой зимы мы мечтаем о большой любви?

Psychologies
Физика будущего: CERN разрабатывает ловушку для антиматерии Физика будущего: CERN разрабатывает ловушку для антиматерии

ЦЕРН работает над способами хранения и транспортировки антивещества

Популярная механика
Фантомный переворот: почему армия вмешалась в армянскую политику Фантомный переворот: почему армия вмешалась в армянскую политику

Основная проблема Армении — растерянность общества

Forbes
Еще 5 фильмов ужасов, основанных на реальных событиях Еще 5 фильмов ужасов, основанных на реальных событиях

Тот самый момент, когда жизнь страшнее любого вымысла

Maxim
Камера не лжет: 10 фотографий призраков, которым до сих пор нет объяснения Камера не лжет: 10 фотографий призраков, которым до сих пор нет объяснения

Порой призраки охотно позируют перед фотографами в самых неожиданных ракурсах

Cosmopolitan
10 главных коктейлей за последние 100 лет 10 главных коктейлей за последние 100 лет

Десять наиболее важных коктейлей за последний век

Esquire
Что делать, если вас все время перебивают Что делать, если вас все время перебивают

Из-за чего собеседник вас перебивает и как изменить ситуацию?

Psychologies
Не WhatsApp’ом единым: почему в мире столько мессенджеров и кто их использует Не WhatsApp’ом единым: почему в мире столько мессенджеров и кто их использует

Зачем нужно так много мессенджеров

Популярная механика
Правила жизни Сергея Михалкова Правила жизни Сергея Михалкова

Правила жизни советского писателя, поэта и драматурга Сергея Михалкова

Esquire
Игра света и тени Игра света и тени

Пентхаус в современном стиле

SALON-Interior
Урок эмоционального интеллекта от Гарри Каспарова. Как шахматисты справляются с фатальными ошибками Урок эмоционального интеллекта от Гарри Каспарова. Как шахматисты справляются с фатальными ошибками

Идеи выдающегося шахматиста Гарри Каспарова можно применить и в бизнесе

Inc.
Убийство императора Коммода Убийство императора Коммода

Картина «Убийство императора Коммода» Фернана Пелеса

Дилетант
Volvo XC90. Совсем не страшно и почти не скучно Volvo XC90. Совсем не страшно и почти не скучно

Так ли уж страшны пневматическая подвеска и 2.0-литровые дизеля у Volvo XC90

4x4 Club
Цифровые двойники: как Clubhose и другие соцсети влияют на наше «я» Цифровые двойники: как Clubhose и другие соцсети влияют на наше «я»

Как виртуальное общение влияет на наше восприятие себя

РБК
Кормим по-новому Кормим по-новому

Вещи, которые изменились в отношении к грудному вскармливанию

Домашний Очаг
Золотые руки: как Наталия Опалева построила добытчика золота GV Gold и привела его к IPO Золотые руки: как Наталия Опалева построила добытчика золота GV Gold и привела его к IPO

Как Наталия Опалева прошла путь от финансиста до богатейшей женщины России?

Forbes
«С женщинами проще»: победительницы рейтинга богатейших self-made женщин на Forbes Woman Club «С женщинами проще»: победительницы рейтинга богатейших self-made женщин на Forbes Woman Club

Почему молодые предпринимательницы должны объединяться?

Forbes
Роскошь передвижения или «тяжелый люкс» в мире туризма Роскошь передвижения или «тяжелый люкс» в мире туризма

Как лучше потратить сэкономленные за локдаун пиастры?

Playboy
Планетологи заподозрили существование течений в подледном океане Энцелада Планетологи заподозрили существование течений в подледном океане Энцелада

Внутри океана спутника Сатурна Энцелада могут действовать процессы циркуляции

N+1
Лампочка, зажгись! Лампочка, зажгись!

Свежие идеи и нестандартные решения – залог успеха. Но где их взять?

Лиза
Открыть в приложении