Они уходят из России не по-английски
Поток сообщений о сворачивании бизнеса иностранных компаний в России не отражает реальность. Уйти по-быстрому стоит довольно дорого, и на это решаются единицы
Когда международный автомобильный дилер Inchcape в середине марта объявил об уходе с российского рынка из-за военной спецоперации на Украине, газета The Times, пожурив компанию за то, что она сделала свой выбор «с опозданием», через несколько дней после предупреждения британскому бизнесу от правительства, в то же время по-деловому сообщила читателям, что «правильное» решение будет стоить оператору 10% продаж (750 млн фунтов стерлингов в год) и около 5% операционной прибыли.
Эти цифры многое объясняют. Например, почему большинство западных компаний, «отчитавшихся» о разрыве связей с Россией, на самом деле никуда не уходит. Продолжают работать заправки BP и Shell, рестораны Burger King, KFC, Pizza Hut и Baskin Robbins, да и дилерские центры Inchcape в Москве пока открыты. Двойную жизнь ведет PepsiCo, которая показательно лишила россиян своих знаменитых газированных напитков, но при этом без лишнего шума поставляет в розницу «Домик в деревне», «Агушу». Unilever приостановил импорт своих марок в РФ, а выпущенную местными предприятиями продукцию как продавал, так и продает. Аналогично действуют CocaCola и Valio. Финская Fazer, напугавшая было рынок перспективой закрытия четырех хлебозаводов — в Петербурге и в Москве, после недолгих раздумий нашла изящный способ сохранить и производство, и бизнес в России без потери лица на Западе, просто сменив здесь вывеску, основной бренд, на тот, который она поглотила когда-то, придя в Северную столицу, и который остался любимым у покупателей: «Хлебный дом». Впрочем, компания все-таки заявила, что выделение особого юридического лица — шаг к выходу с российского рынка, однако о дальнейших шагах финны загадочно молчат.
Хотя ряд игроков вроде бы уходят по-настоящему. Пивовары Heineken и Carlsberg, автомобилисты Renault и Daimler, девелопер SRV объявили о намерении продать свое имущество. А есть такие, которые передали или планируют передать бизнесы в России местным командам — например, онлайн-сервисы Avito и BlaBlaCar, розничная сеть Selgros Group, логистический оператор Raven Group. Мы поинтересовались, насколько реалистичны планы первых и каковы детали сделок, заключаемых вторыми.
Покупателей нет
Двадцать восьмого марта пивоваренные концерны Heineken и Carlsberg объявили, что ищут покупателей на свои заводы в РФ. Если в начале марта Heineken заявил о приостановке семи предприятий, то теперь речь идет о другом — о продолжении работы на период поиска покупателя «с целью сохранения рабочих мест и обслуживания своих клиентов и потребителей». Выплата зарплат всем российским сотрудникам обещана в любом случае до конца года. Carlsberg, у которого восемь заводов образуют компанию «Балтика», тоже продолжит работать «как отдельный бизнес» с целью поддержки сотрудников. При этом ни новых инвестиций, ни импорта, ни рекламы в России на 2022 год не предусмотрено, а выручка и прибыль компании не будет включаться в доходы группы. «С точки зрения бухгалтерского учета бизнес будет рассматриваться как актив, предназначенный для продажи, до завершения выбытия. Бизнес будет переоценен по справедливой стоимости, что приведет к значительным неденежным отчислениям на обесценение. По завершении у нас не будет присутствия в России», — говорится в пресс-релизе.
Четкие цели и даже расписанная дорожная карта ухода двух пивоваров, по мнению специалистов, однако не являются гарантией того, что это состоится в обозримые сроки. Причина — отсутствие покупателей в условиях сохраняющейся турбулентности среды. «Безусловно, активы Carlsberg Group и Heineken — это один из ликвидных бизнесов пивоваренной отрасли. Но пока преждевременно делать выводы об их дальнейшей судьбе, рассуждать об интересах компаний, скажем, в странах СНГ, которые могли бы заинтересоваться и вложиться в этот пивоваренный бизнес. Все взяли паузу не потому, что не хотят рассматривать эти предложения, а потому, что нет договоренностей, не решены внешнеполитические, верхнеуровневые вопросы, а это основа надежности и развития бизнеса», — полагает Екатерина Винокурова, исполнительный директор Национального союза производителей пива и напитков. В ИК «Фридом Финанс» добавляют, что точно так же потенциальные инвесторы из стран ЕС, не присоединившихся к санкциям, хотя и могут покупать в России недвижимость или вести бизнес, скорее всего столкнутся с затруднениями логистики, перелетов. Очевидно, сами пивовары это тоже понимают, отсюда их планы по поддержанию операционной активности и выплате заработной платы сотрудникам в течение года вместо положенных по Трудовому кодексу РФ трех месяцев. Впрочем, эти сроки могут быть связаны и с долгосрочными контрактами, выплаты по которым ожидаются в этот период.
Другой фактор, затрудняющий продажу пивных гигантов, — размер бизнеса и вопрос его цены на фоне кризиса. По данным самих компаний, выручка Heineken в России в 2021 году составила около 400 млн евро, Carlsberg — 960 млн долларов. Даже с дисконтом продажа этих активов предполагает наличие весьма солидных контрагентов, и если говорить о российских покупателях, то дело осложнятся массовым выводом капиталов за границу в предшествующий период, где они и зависли. «Рассчитывать на то, что кто-то сможет оперативно вернуть денежные средства из-за рубежа в данный момент, было бы опрометчиво», — уверена Екатерина Винокурова. В связи с этим, по ее мнению, продавцам целесообразно было бы подумать о реализации активов не в виде холдинга, а каждый завод продавать как отдельное юридическое лицо со всей инфраструктурой. По мнению специалистов «Фридом Финанс», иностранные компании «могут, в конце концов, продать свой бизнес совсем за бесценок, поэтому они рассматривают различные варианты, такие как продажа по номиналу или по частям».
Впрочем, еще не факт, что рыночная стоимость пивных активов пойдет вниз. Директор по стратегии ИК «Финам» Ярослав Кабаков считает, например, что «рассматривать кейсы, где цена на те или иные активы существенно снизилась, пока рано: ситуация в экономике, несмотря на все санкции, не подразумевает кратного дисконта к прежним ценам».
«На наш взгляд, компании будут стремиться продать свой бизнес как можно дороже, так как политическое давление не отменяет целей предпринимательской деятельности, а именно извлечение прибыли», — соглашаются во «Фридом Финанс» и уточняют, что продажа бизнеса по частям — это крайний вариант на тот случай, если не найдется покупателей и перед компаниями встанет угроза национализации, в общем-то, прибыльного бизнеса, в соответствии в новым законодательством РФ.
Далеко не уедут
Что касается Renault и Daimler, то перспективы продажи их российских активов еще более туманны, чем у пивоваров. Если в двух словах, пул потенциальных покупателей автомобильных предприятий включает считаные имена, при этом ключевые претенденты — КамАЗ и совладелец АвтоВАЗа госкорпорация «Ростех» — находятся под санкциями Запада.
Между тем концерн Daimler уже 28 февраля заявил, что готов избавиться от 15% акций ПАО «КамАЗ» и 50% — в СП «Даймлер КамАЗ Рус». Более того, по инсайдерской информации, даймлеровцы сразу остановили конвейер СП, отключив в том числе сварочную линию на участке нового поколения кабин, предназначавшихся и для грузовиков КамАЗа. И все же реальных шагов к продаже своего пакета в КамАЗе немцы еще не сделали.
Renault, оценивающий стоимость своих российских активов в 2,4 млрд долларов, действует осторожнее. Лишь 24 марта французы остановили работу «Рено Россия» в Москве и заявили, что рассматривают варианты выхода из капитала АвтоВАЗа, в котором являются мажоритарным акционером (около 68%). Судьба московского завода должна решиться уже 3 апреля — совместно Минпромторгом и правительством Москвы. По мнению автомобильного портала drom.ru, скорее всего, произойдет «полная остановка производства с публикацией объявления о продаже земельного участка, если он, конечно, в собственности».
По поводу продажи доли Renault в АвтоВАЗе наблюдатели, наоборот, настроены скептически и оценивают ее вероятность не более чем в 10%. Ожидается, что будет выбран какой-либо вариант с передачей акций фирме-прокладке с российской управленческой командой или доверенному лицу из числа российских же «эффективных менеджеров». Это позволит, в том числе, избежать юридической ответственности за то, что многотысячный трудовой коллектив оказался под угрозой увольнения.
Еще один претендент на выход — финский девелопер SRV с выручкой 527 млн рублей — объявил, что прекращает закупки российских строительных материалов и выставляет на продажу доли в нескольких ТЦ Петербурга и Подмосковья. С учетом вышесказанного, а также стагнации на рынке коммерческой недвижимости, когда некоторые новые ТЦ даже не открываются из-за отсутствия арендаторов, можно предположить, что оферты финнов тоже не вызовут ажиотажа.
Безвозмездно или по номиналу
По мнению Ярослава Кабакова, в целом не стоит отождествлять сегодняшние публичные заявления иностранных компаний с реальными планами, поскольку бизнес занял выжидательную позицию. «В настоящее время действия со сменой акционеров могут носить номинальный характер и призваны обезопасить материнские компании от давления в странах Запада, — говорит он. — При этом консалтинговые компании активно предлагают услуги по смене директоров, акционеров на номинальные фигуры: та же продажа менеджменту может дополнительным договором обязывать вернуть акции при нормализации ситуации. И таких схем множество». Елена Пономарева, генеральный директор компании «Лаборатория трендов», обращает внимание на возникающие риски: «Обычно такой уход зарубежных акционеров сопровождается неформальными договоренностями (или какими-то юридическими схемами) или лицензионными соглашениями на право пользования товарным знаком, при этом активы перейдут в собственность другим лицам — это может быть формальная продажа команде топов. Но получится ли затем вернуть активы в случае возвращения бывших акционеров в Россию, вопрос, на который точного ответа нет».
Неизвестно, надеются ли возвратиться в Россию акционеры компании Avito, но сейчас они, судя по всему, реализовали одну из таких хитрых схем. Крупнейшая площадка онлайн-объявлений Avito с выручкой 31 млрд рублей и аудиторией 22 млн человек стала самостоятельным бизнесом, оставшись формально в составе голландской инвесткомпании Prosus. Как заявил руководитель Avito Владимир Правдивый, компания не будет выплачивать дивиденды голландскому холдингу, а прибыль реинвестирует в развитие. Уже через несколько дней после этого появилось сообщение о расширении «Авито Доставки»: к пунктам выдачи заказов и почтовым отделениям добавилась сеть из 5800 постаматов PickPoint во всех регионах России.
Передал управление российской команде и крупнейший в мире международный онлайн-сервис поиска автомобильных попутчиков BlaBlaCar. В отличие от Avito, которая изначально развивалась в России на своей платформе и под своим брендом, российский BlaBlaCar получил эти активы от материнской компании, последняя отказалась лишь от финансирования «дочки», насчитывающей 25 млн пользователей.
В германской сети гипермаркетов Selgros Cash & Carry, состоящей из 11 магазинов в шести городах, тоже собираются передать свой актив местному менеджменту, но за деньги. Правда, в компании не уточняют, по какой цене будет предложено купить бизнес с выручкой 12 млрд рублей. Другое дело оператор складской недвижимости Raven Russia Group, который трезво оценил возможности наемных менеджеров и предложил выкупить акции по номиналу.
Jorg Carstensen/DPA/Photo
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl