«Почта России» вслед за другими компаниями вступает в гонку развития экосистем

ЭкспертБизнес

Не только почта, но и е-партнер

«Почта России» вслед за другими технологичными компаниями вступает в гонку развития экосистем. Несмотря на долги и неустойчивую репутацию, у национального почтового оператора есть шанс создать экосистему с большим количеством услуг для населения и бизнеса

Екатерина Новикова

Площадь здания логистического центра «Почты России» в Хабаровске превышает 21 тыс. кв. м. В сутки терминал может обрабатывать до 300 тыс. посылок и писем. Фото Денис Дмитриев/ТАСС

«Почта России» в последние месяцы неожиданно стала самым активным ньюсмейкером среди логистических компаний. Правда, новости о компании выходят противоречивые. То говорят о провалах, больших долгах и даже дефолте компании, то о росте выручки и планах выхода на IPO. А на прошедшем недавно Международном форуме электронной коммерции и ритейла Ecomference Rupost Retail Week в Сколкове руководство почты много часов рассказывало о превращении компании в цифровую платформу и создании на ее базе полноценной экосистемы. А Всемирный почтовый союз недавно включил национального почтового оператора России в двадцатку лучших среди 168 почтовых операторов мира в ежегодном рейтинге Postal Development Report 2021. Похоже, российский почтовый оператор не желает сдавать позиции бурно развивающимся частным логистическим компаниям. Сегодня почта ускоренными темпами реализует принятую стратегию, основная цель которой — занять свою нишу не только на российском, но и на мировом логистическом рынке.

От ребрендинга к экосистеме

До 2000 года «Почта России» состояла из множества юридических лиц, каждое из которых вело собственную деятельность, что в целом тормозило ее развитие. В 2002 году российское правительство одобрило реструктуризацию почты: все юрлица были объединены в федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП) «Почта России». Уже тогда предполагалось, что позже «Почта России» пройдет акционирование, но при этом контроль останется у государства.

Фото Сергей Ермохин/ТАСС

В этом же году началась череда попыток ребрендинга «Почты России» — одни были более успешны, другие не имели никакого эффекта. Расширился спектр услуг — появились не только почтовые, но и финансовые услуги. В 2004 году с ребрендингом пригласили помочь агентство Fitch, его специалисты разработали дизайн и позиционирование бренда «Почты России», а также интерьер отделений. Но это были лишь косметические изменения почтового оператора, которые не принесли долгожданных изменений в работу. Сосредоточившись на ремонте отделений и ребрендинге, «Почта России» оставалась не самым надежным почтовым оператором: клиенты постоянно заявляли о потерях и кражах посылок, жаловались на медленную доставку, неаккуратное обращение с посылками и письмами, длинные очереди в отделениях.

В 2019 году «Почта России» стала акционерным обществом. Было принято решение помимо выполнения важной социальной функции — доставки писем, посылок, пенсий и т. д. во все населенные пункты страны — наращивать коммерческую деятельность, повышать конкурентоспособность компании как логистического оператора. Так появилась стратегия развития АО «Почты России» на 2020–2030 годы. Она подверглась некоторым изменениям из-за пандемии COVID-19, и уточненная стратегия увидела свет в мае 2021 года. Согласно документу, у «Почты России» появились масштабные задачи и планы: отремонтировать и модернизировать отделения связи, повысить зарплату сотрудникам, развить почтоматный сегмент, чтобы покрыть недостаток курьеров, открыть мини-аптеки в отделениях, развивать другие направления, например доставку российского вина и т. д. Однако основная цель стратегии — к 2027 году развить экосистему услуг с акцентом на логистику и сотрудничество с уже существующими экосистемами и крупными игроками на рынке электронной коммерции.

Начали с очередей

У «Почты России» есть уникальные преимущества перед другими логистическими операторами: широкая география присутствия в стране, возможность растаможить посылки из-за рубежа по упрощенному режиму, и, наконец, компанию в финансовом плане поддерживает государство.

На данный момент «Почта России» — это 35 тыс. работающих (всего их 42 тыс.) городских и сельских отделений связи, из них 80% — в городах до 20 тыс. человек и сельских населенных пунктах. До сих пор в плане географического охвата у «Почты России» нет равных среди логистических компаний, а в отдаленных регионах и среди финансовых организаций и розничных сетей.

Клиентами «Почты России» являются государственные структуры, физические лица, предприниматели, которые только начинают свой бизнес, пользователи сайтов объявлений вроде «Авито» и «Юлы», ремесленники, производящие штучный товар, и люди, которые живут в самых отдаленных уголках России, где почта не только отделение связи, но и единственный поставщик многих других услуг.

Более 85 тыс. компаний-продавцов, работающих на маркетплейсах, пользуются услугами «Почты России», 179 тыс. юрлиц и органов власти регулярно отправляют через нее письма и посылки. Количество физических лиц, которые пользуются услугами почтового оператора, посчитать трудно, но, согласно данным из стратегии развития «Почты России», в среднем почтовые отделения ежедневно посещают три миллиона человек.

Для многих людей почтовые отделения стали своеобразным окном в мир. Это не только место, где можно получить письма и посылки или пенсию, но и пообщаться, узнать новости. В некоторых регионах и продуктовые отделы на почте пользуются большим спросом.

Еще пять лет назад почта начала решать задачу повышения клиентоориентированности: в первую очередь нужно было ликвидировать очереди в отделениях и ускорить время обслуживания клиентов. В 2016 году в отделениях были установлены аппараты электронных очередей. В 2020 году почта запустила еще один сервис — предварительная запись в отделение через сайт или мобильное приложение. За последние несколько лет почта сократила время обслуживания (по ее данным, в среднем до трех с половиной минут), однако полностью проблема очередей так и не решилась. К 2025 году почта планирует уменьшить время ожидания до двух минут.

Далее была введена система электронной подписи, с помощью которой можно получать посылки и заказные письма без паспорта и извещений, оплата по «электронной марке» в виде QR-кода, что пользуется спросом у юрлиц, пополнение баланса в личном кабинете с помощью QR-кода, а также сервис по оцифровке писем.

Сейчас проходит эксперимент на портале госуслуг с сервисом информирования граждан и организаций о направлении им юридически значимых электронных сообщений и документов. Его результаты станут известны после 1 сентября 2022 года. «Почта России» планирует и дальше развивать цифровые сервисы и возможность их интеграции с порталом госуслуг.

Еще в 2016 году государство предприняло попытку усилить позиции «Почты России» на финансовом рынке: банк ВТБ продал 50% минус одну акцию своей дочерней компании — Почта Банку. Почта Банк был создан для обслуживания населения, прежде всего в небольших населенных пунктах с низким уровнем доступности финансовых услуг. На начало 2021 года у банка насчитывалось 19,1 тыс. отделений в 83 регионах России. При этом отделения в небольших городах и селах с населением до 100 тыс. человек составляют 86%. Не все из них представляют собой именно почтовые отделения: 64 клиентских центра банка работают в МФЦ, а еще три — в сетевых магазинах. Благодаря покупке доли в Почта Банке у «Почты России» сохранилось партнерство с Пенсионным фондом, плюс она получила возможность оказывать финансовые услуги в населенных пунктах, где у банка практически нет никакой конкуренции. Доля прибыли ПАО «Почта Банк», приходящаяся на АО «Почта России», в 2019 году составила 3,4 млрд рублей, в 2020-м — 2,7 млрд рублей (согласно консолидированной финансовой отчетности «Почты России» по итогам прошлого года), что сравнимо с прибылью, полученной самой «Почтой России».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Улыбнитесь, вас снимают Улыбнитесь, вас снимают

Развитие систем биометрической идентификации в России требует доработки

Эксперт
Мода бывает разной Мода бывает разной

Мода может проявляться во всем, чем занимается человечество

Знание – сила
Кризис перепроизводства контента: тексты, аудио, видео Кризис перепроизводства контента: тексты, аудио, видео

Почему контента так много и как к этому привыкнуть?

Эксперт
Славные битвы на африканских озерах Славные битвы на африканских озерах

Суда, обеспечившие британцам безоговорочное господство на озерах

Наука и техника
Пенсия в самом расцвете лет Пенсия в самом расцвете лет

В России набирает обороты движение FIRE. К этому привел бум частных инвестиций

Эксперт
Ученые объяснили, почему от красного вина чаще болит голова, чем от белого Ученые объяснили, почему от красного вина чаще болит голова, чем от белого

Почему похмелье от красного вина куда тяжелее, чем от белого?

Maxim
Киберпанк на дорогах Киберпанк на дорогах

Беспилотное будущее уже прямо перед капотами наших личных машин

Эксперт
Черная королева русского андеграунда. Какой была Наталия Медведева Черная королева русского андеграунда. Какой была Наталия Медведева

Насколько интересны романы и стихи Наталии Медведевой в отрыве от ее биографии

СНОБ
Одним махом Одним махом

Как гиперзвуковые технологии меняют мир и почему Россия «впереди планеты всей»

Популярная механика
На «Краю Земли» посадят 2 тыс. га яблонь На «Краю Земли» посадят 2 тыс. га яблонь

«Край Земли» хочет увеличить площадь яблоневых садов в 5,5 раза к 2040 году

Агроинвестор
Карина-вирус! Карина-вирус!

В это тревожное время героиней обложки стала главная медсестра страны

Maxim
Перейти реку, нащупывая камни Перейти реку, нащупывая камни

Как Китай избежал шоковой терапии и чем его реформы отличались от российских

Монокль
Геймификация, «какашки» и честность: как бренду привлечь зумеров Геймификация, «какашки» и честность: как бренду привлечь зумеров

Что поможет бренду зацепить поколение Z

Inc.
Корейский бьюти-бум: как тональные кушоны и многоступенчатые уход поменяли наши представления о красоте Корейский бьюти-бум: как тональные кушоны и многоступенчатые уход поменяли наши представления о красоте

Почему интерес к k-beauty превратился в глобальный культурный феномен

Правила жизни
В Хорватии нашли захоронение «вампира» В Хорватии нашли захоронение «вампира»

Чем отличаются девиантные захоронения «вампиров»?

N+1
Путешествия во времени и пространстве Путешествия во времени и пространстве

Немного о городе Гранада и полном роскоши дворце Альгамбра

Знание – сила
Евгеника 2.0: о бедной науке замолвите слово… Евгеника 2.0: о бедной науке замолвите слово…

Руководствуясь только логикой и фактами, ставим порочность евгеники под сомнение

Знание – сила
Капризная, упрямая… Капризная, упрямая…

Мадмуазель мода и мсье стиль идут по жизни рука об руку

Знание – сила
Уголь теряет рынки Уголь теряет рынки

Из-за чего сокращается объем экспорта российского угля

Ведомости
Попал в аварию, но у виновника ДТП нет ОСАГО. Что делать? Попал в аварию, но у виновника ДТП нет ОСАГО. Что делать?

Как взыскать ущерб с виновника ДТП, у которого нет ОСАГО

РБК
Один день в долине Маадим Один день в долине Маадим

Рассказ Станислава Романова «Один день в долине Маадим»

Знание – сила
В Турции братьев приговорили к 45376 годам тюрьмы за онлайн-игру про ферму! В Турции братьев приговорили к 45376 годам тюрьмы за онлайн-игру про ферму!

Как была устроена афера создателей игры Ciftlik Bank

ТехИнсайдер
Британские ученые заявили, что родители передают «страх перед математикой» своим детям Британские ученые заявили, что родители передают «страх перед математикой» своим детям

Как «тревожность из-за математики» может передаваться от родителей детям

ТехИнсайдер
Кадры решают Кадры решают

Помогут ли новый федеральный проект и господдержка привлечь специалистов в АПК?

Агроинвестор
Маркетинговая операция на триллионы рублей Маркетинговая операция на триллионы рублей

Маркетплейсы захватывают розничную торговлю за счет конкурентных преимуществ

Монокль
Рома Декабрев: Очередная попытка выстроить новую искренность, вероятнее всего, окажется лишь новой имитацией искренности Рома Декабрев: Очередная попытка выстроить новую искренность, вероятнее всего, окажется лишь новой имитацией искренности

Рома Декабрев — как поиск персональной истины помогает обретать новые смыслы

СНОБ
Развитие генетики ускоренным путем Развитие генетики ускоренным путем

Эмбриотрансфер в животноводстве набирает обороты

Агроинвестор
6 мифов о сексе, которые подрывают отношения 6 мифов о сексе, которые подрывают отношения

Самые популярные мифы, касающиеся секса

Psychologies
«Опыт — не главное». Как мы устраивались работать на российский автозавод «Опыт — не главное». Как мы устраивались работать на российский автозавод

Как устроиться на работу на автозавод, что требуется и сколько будут платить

РБК
Ученые объяснили, как нейронные связи в мозгу влияют на «гибкость» ваших решений Ученые объяснили, как нейронные связи в мозгу влияют на «гибкость» ваших решений

Как гибкость мозга позволяет принимать разные решения в схожих ситуациях

ТехИнсайдер
Открыть в приложении