После Второй мировой войны не менее 15 стран смогли превратиться в зрелые

ЭкспертБизнес

Мир торопится. А Россия?

После Второй мировой войны не менее 15, а то и 20 стран смогли превратиться из развивающихся рынков в зрелые. Нам тоже стоит попробовать

Яков Миркин*

Что мы знаем о глобальных финансах? США — их ядро. Доля США в мировом ВВП — 24% (данные МВФ за 2017 год). Доля доллара в валютных резервах мира — 55–65% (2015–2017, МВФ, ЕЦБ). 42–44% международных платежей делается в долларах (2016, SWIFT). Доля доллара в международных ссудах — до 60% (2016, ЕЦБ), в оборотах на валютном рынке — 44% (2016, ЕЦБ). Нью-Йоркская фондовая биржа и NASDAQ создают 39% капитализации мировых рынков акций (2017, Всемирная федерация бирж). Да, мы знаем, что доли США и доллара колеблются, но рано или поздно должны потихоньку сжиматься с появлением в глобальных финансах новых игроков (Китай, развивающаяся Азия). Мы ждем появления третьей мировой резервной валюты, родом из Азии — юаня или коллективной валюты. Но когда это случится — неизвестно. В начале 1970-х точно так же ждали прихода иены, которая всех побьет.

Что еще мы знаем? Что по-прежнему ядро глобальных финансов — США плюс Лондон плюс британские офшоры. А мировым центром прямых инвестиций, как и раньше, остаются Нидерланды. И несмотря на всю кутерьму с юанем и рынками Азии, иерархия в глобальных финансах остается неизменной (хотя и подъедается то здесь, то там).

Длинные тренды? Финансовая глобализация. От нее никуда не денешься, все отступления — временны. «Финансиализация». Всё большее насыщение экономик деньгами и финансовыми активами. Когда индикаторы «широкие деньги / ВВП» или «внутренний кредит / ВВП» больше 200%, это уже никого не удивляет. А «госдолг / ВВП» больше 100% может стать в порядке вещей, хотя и вызывает опасения. Взрывные финансовые динамики точно соответствуют «большим взрывам» в области технических инноваций и информации.

Курс доллара к евро и номинальная цена нефти изменяются циклично и существенно коррелированы друг с другом

Какие еще тренды? Финансовые инновации, как ни убивай их государственным регулированием. Фантазии финансистов — вечны. За криптовалютами придет еще какая-то «сверхновая». Еще один тренд — многолетнее снижение процента после «большого взрыва» 1970-х годов, когда отрицательный реальный процент начал рассматриваться как норма. Временное ли это искажение или же изменение самой сущности финансового посредничества, мы узнаем много позже.

И — на закуску — многолетний тренд секьюритизации. Когда у всё большего числа ресурсов возникают права на них, способные обращаться на финансовых рынках. Последние примеры — квоты на выбросы парниковых газов или любые другие квоты. Нефть, металлы, продовольствие и все больше — природный газ. С начала 2000-х годов они секьюритизировались. Их цены — это котировки товарных деривативов (на нефть, металлы, зерно, газ и т. п.) на биржах в Чикаго, Нью-Йорке, Лондоне, на зерновых биржах США. В каком-то смысле криптовалюты, криптофинансовые активы — это тоже секьюритизация тех ресурсов, которые находятся в электронном обороте.

Что еще мы знаем о глобальных финансах? Они цикличны — вслед за циклами мировой экономики. Хорошо видны длинные циклы доллара к евро, а также динамики финансовых активов. Регулятивные циклы — государство то прижмет, то отпустит, займется либерализацией. Циклы цен на сырье, с начала 2000-х связанные с динамикой доллара к евро как двух ключевых мировых резервных валют. На большие циклы накладывается рябь из циклов второго и третьего порядков, как рябь на большой волне. Все это довольно стройная картина существования большой системы под названием «глобальные финансы».

Глобальность и сейсмика

Еще одно знание: финансы действительно глобальны. Россия — только один из активов, с которыми работают международные инвесторы. Поэтому высока синхронность в движении рынков. Дунет в Бразилии — шелохнется в России, и наоборот. Давно известно, насколько высока корреляция рынков России и Бразилии по валюте и акциям. На биржах Москвы и Сан-Паулу одна и та же доля нерезидентов. Примерно 50% оборотов по акциям создается иностранцами. Известны связки «валюта — акции — нефть — рынки США», «российский рынок — Латинская Америка», «финансовые рынки Европы — США». Но вот рынки Китая и Индии, как и другие азиатские рынки, находятся в несколько особенном движении. Но стоит повторить: глобальные финансы — это единое шахматное поле, где мелких могут сначала приподнять, а потом раздавить. Нет проблем.

Наконец, «сокровенным» знанием является высокая сейсмика, нестабильность финансовых рынков. Она есть, была и будет. Кризисы никогда не кончаются, так же как и подъемы. Государственное регулирование может временно сбивать накал, но заранее известно, что все приключения впереди. Нестабильно само ядро глобальных финансов — доллар США, особенно после демонетизации золота в начале 1970-х. Нет привязки — есть мир свободного плавания, открытых счетов капитала, плавающих валютных курсов. Заранее нестабильный, бумажный мир.

Кто-то в этом виноват? Это чей-то заговор? Конечно нет. Доллар всего лишь за четыре года с небольшим, с марта 2014-го, смог сначала укрепиться на 25% против евро, а затем опять ослабеть на 20%. Неприлично даже как-то для ключевой валюты — ядра глобальных финансов. Какая уж здесь стабильность! Тем более что скачут валюты развивающихся рынков. Каждый год — то туда, то сюда. За те же четыре года турецкая лира упала в 2,1 раза к доллару. Рубль падал с 33–34 за доллар в июне 2014 года до 68–69, потом опустился до 82, опять укрепился до 56, а сейчас бушует в районе 63–64. Бразильский реал за те же четыре года сначала девальвировался на 75%, потом укрепился на четверть, а потом опять подешевел к доллару на 27%. И так бесконечно. Все это не утихающие валютные штормы, когда любая стабилизация просто временная. И на рынках ценных бумаг, товарных деривативов то же самое.

Да, заранее известно, что мыльный пузырь на рынке американских акций когда-нибудь лопнет. Да, восхождение DJIA от уровней 6600 в феврале 2009 года до 24500–26500 в 2018 году всего за девять лет будет прервано (хотя индикатор «капитализация рынка акций / ВВП» в США еще не достиг уровня начала 2000-го, когда лопнул пузырь доткомов).

Заранее известно, что будут новые и новые кризисы на развивающихся рынках. По статистике, на таких рынках, как российский, кризисы происходят с очередностью один-два раза в 10–15 лет. Обязательно будут финансовые инфекции и вновь кэрри-трейдеры будут совершать то, что называется «внезапной остановкой» и «бегством капиталов». Турция? Финансовые кризисы в 1994-м, 1998–1999-м, 2000–2001 годах. А нынче говорят о турецком кризисе 2018 года. Аргентина? Финансовые кризисы в 1989–2002-м, 2015–2016 годах. Мексика в 1994 году, Бразилия в 1998–1999-м и 2014-м, Уругвай в 2002 году. Нынешняя Венесуэла. И, заметьте, глобальные финансовые кризисы мы еще не называли (1997–1998-й, 2008–2009 годы, долговой кризис Европы 2011–2014 годов), о Греции и России еще не упоминали.

Жизнь в глобальных финансах — как под Везувием. Место с высочайшей сейсмикой. Но важно развиваться, конкурировать с другими рынками. Когда сдуется мыльный пузырь на рынке акций США и мы все еще раз его проклянем, на его месте все равно останется крупный, гибкий и очень инновационный победоносный американский рынок, успевший собрать деньги со всех своих конкурентов. И пойдет дальше. Важно придерживаться именно такой логики, думая о том, что будет дальше с финансовым рынком России. Или проиграешь.

Как стать зрелым рынком

Сегодня глобальная экономика находится на очень крупном циклическом подъеме. По прогнозу МВФ, ВВП России в реальном выражении вырастет в 2018 году на 1,7%. Мировой ВВП в постоянных ценах собирается вырасти в 2018 году на 3,9%. Мир очень торопится. Россия находится на 166-м месте в мире по темпам роста. Никак не угнаться за Индией (7,4%) и Китаем (6,6%). Развитые страны тоже впереди — США (2,9%) и Германия (2,5%).

Когда происходит такое сильное движение вперед, любые финансовые возмущения — укусы комара. Особенно если они происходят на малых развивающихся рынках (Россия, Турция, Бразилия, Аргентина и т. п.). На них мировая экономика просто не обращает внимания. Она еще не готова к падениям и депрессиям. Может быть, через год–два — другое дело, и то, скорее всего, не global. Но пока — полный вперед, даже несмотря на то, что центральные банки начинают потихоньку примораживать рост. Другое дело, что поиграть с малыми рынками — почему бы нет?

Базовый прогноз на год вперед. Глобальный финансовый кризис — пока не время. Везувий пока молчит. Рынок США — пока не обрушение, может быть, торможение. Рынок Китая — надолго искусственно поддерживаемый финансовый форсаж. Кризисы второго и третьего порядка на мелких развивающихся рынках — могут быть, как отдельные судороги, как местные финансовые инфекции, приносящие боль, но не в мировых столицах. И волатильность, сейсмика во всем, когда 10–15% — обычное дело.

Как избавиться от нее? Никак. Но можно смягчить ее, обернуть себе на пользу. Когда все в руинах — деньги к нам, как это делают США. А для этого из мелкой, спекулятивной, огосударствленной финансовой машины, которой стала Россия за двадцать пять лет, год за годом превращаться в крупную, инвестиционную, инновационную, дающую все больше денежного материала для роста.

Как это сделать? Прежде всего, рост экономики выше среднемирового, увлекающий за собой финансы. Экономика стимулов, а не наказаний и торможения, как сегодня. Рост доли среднего и малого бизнеса, как в 2000-е годы, когда все кипело. Разгосударствление, деконцентрация собственности. Без этого никак. Во-вторых, дерегулирование на финансовом рынке, слишком высоки регулятивные издержки. В-третьих, рост монетизации. Когда индикатор «широкие деньги / ВВП» будет в России не 45–50%, а 90–100% или даже выше, как в азиатских экономиках, это будет совсем другой финансовый рынок. В-четвертых, финансовое развитие (financial development), не подменяемое развитием только юридических конструкций, стандартов, технологических платформ. Когда финансовая система вместо огосударствления, сжатия и сверхконцентрации в столице, наоборот, начинает растекаться по стране, диверсифицироваться в доступе к деньгам, финансовым инструментам и институтам. В-пятых, максимум налоговых стимулов, прежде всего для длинных денег из-за рубежа и розничных инвесторов. Сегодня это не так. И, в-пятых, атмосфера подъема, удачного проекта, сверхбыстрого роста, российского «экономического чуда».

Мечты? Но не менее 15–20 стран смогли сделать это — превратиться из развивающихся рынков в зрелые — после Второй мировой войны. Кого интересовал финансовый рынок Китая в начале 1990-х? Сейчас это центр внимания для всех.

*Заведующий отделом международных рынков капитала Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) РАН, доктор экономических наук.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

MAXIM представляет! «Календарь ТЕХНОНИКОЛЬ»! Ищи его в декабрьском номере! MAXIM представляет! «Календарь ТЕХНОНИКОЛЬ»! Ищи его в декабрьском номере!

Некоторые особо везучие читатели заметили, что этот декабрьский номер журнала MAXIM сопровождается выдающимся произведением полиграфической промышленности под названием «Календарь ТЕХНОНИКОЛЬ». Загадку появления календаря в журнале не объяснишь в двух словах. Но наш главный редактор сейчас попытается это сделать с помощью чуть большего количества слов вместе с Владимиром Марковым, генеральным директором корпорации ТЕХНОНИКОЛЬ.

Maxim
4 ситуации, когда передаривать подарки даже нужно, — и как правильно это делать 4 ситуации, когда передаривать подарки даже нужно, — и как правильно это делать

По этикету, вручить ненужные презенты другому человеку еще как можно

ТехИнсайдер
Баба-Яга и все-все-все: (очень) краткая история сказок в отечественном кино Баба-Яга и все-все-все: (очень) краткая история сказок в отечественном кино

Историю жанра сказочных фильмов, ключевые периоды и важнейшие имена

СНОБ
Под винным соусом Под винным соусом

Секрет, над которым бились столетиями: что делать, если любимая обиделась

VOICE
В турецкой пещере нашли практически целую корзину позднего бронзового века В турецкой пещере нашли практически целую корзину позднего бронзового века

Археологи обнаружили в турецкой пещере Инёню практически целую древнюю корзину

N+1
Игра Brawl Stars: популярное развлечение или угроза для детей? Игра Brawl Stars: популярное развлечение или угроза для детей?

Разбираемся, в чем секрет игры Brawl Stars и стоит ли беспокоиться взрослым

Psychologies
Юрий Кузнецов: «Зарабатывать деньги меня учили Абдулов и Миронов» Юрий Кузнецов: «Зарабатывать деньги меня учили Абдулов и Миронов»

В театре завидовали: Кузнецов провинциал, а все снимается и снимается!

Караван историй
Как экс-сотрудник «Яндекса» запустил сервис ремонта гаджетов, который взлетел за счет дружелюбного отношения к клиентам Как экс-сотрудник «Яндекса» запустил сервис ремонта гаджетов, который взлетел за счет дружелюбного отношения к клиентам

Отрывок из книги «Сделано по-настоящему» о предпринимателях (не)перфекционистах

Inc.
«Путь к диалогу человека с Богом открыт каждому» «Путь к диалогу человека с Богом открыт каждому»

В чем в сущности своей различаются восточная и западная ветви христианства?

Монокль
«Голос поэта» «Голос поэта»

О проекте «Голос Поэта» прямо как в лучшие годы, когда стихи печатали в журналах

OK!
Историческая сага: 5 книг для ценителей масштабных историй Историческая сага: 5 книг для ценителей масштабных историй

Романы-саги, которые позволят рассмотреть мировые события с разных точек зрения

Maxim
Пока не кончилось Пока не кончилось

Каково это — увидеть финал того, что длилось много серий

Weekend
Немое кино Немое кино

Истории, которых не было, но которые могли бы быть

Автопилот
8 заветных желаний 8 заветных желаний

Как же заставить силу воображения работать? Надо превратить мечты в планы

Лиза
«Он совершенно чокнутый»: как гипнотизер проклял «Манчестер Сити» и его тренера «Он совершенно чокнутый»: как гипнотизер проклял «Манчестер Сити» и его тренера

Почему футбольный клуб «Манчестер Сити» переживает самый глубокий кризис

Forbes
Полный привод Torque Vectoring и кабина истребителя: мы «полетали» на обновленном кроссовере JAECOO J7 Полный привод Torque Vectoring и кабина истребителя: мы «полетали» на обновленном кроссовере JAECOO J7

Чем примечателен «крутой охотник» JAECOO J7?

Maxim
9 самых быстрых внедорожников AMG 2025 года 9 самых быстрых внедорожников AMG 2025 года

Внедорожники Mercedes-AMG, которые покорят вас своей максимальной скоростью

4x4 Club
Здравствуй, Дедушка Мороз! Здравствуй, Дедушка Мороз!

А нужно ли поддерживать в сыне или дочке веру в сказочного деда?

Лиза
Смекалка и готовность к худшему: как женщины строят карьеру в Латинской Америке Смекалка и готовность к худшему: как женщины строят карьеру в Латинской Америке

Как женщины развивают свои бизнесы в условиях мачистской культуры?

Forbes
Зачем чипу родина Зачем чипу родина

Возврат к собственным разработкам возможен только через кризис

Монокль
Выбор выхода Выбор выхода

Три истории о возможностях финала

Weekend
От волонтерства до донорства: почему фондам и НКО можно помогать не только деньгами От волонтерства до донорства: почему фондам и НКО можно помогать не только деньгами

Forbes Life рассказывает о нематериальных способах поддерживать НКО и фонды

Forbes
У последнего редута У последнего редута

Бенито Муссолини закончил политическую карьеру главой марионеточного государства

Дилетант
Какие риски несет использование искусственного интеллекта в бизнесе Какие риски несет использование искусственного интеллекта в бизнесе

Сможет ли бизнес пользоваться ИИ, не создавая серьезных проблем?

Монокль
«Нет причин не продлить нашу жизнь до 200 лет и даже до 1000» «Нет причин не продлить нашу жизнь до 200 лет и даже до 1000»

Как мировая наука и бизнес борются со старением

РБК
Черная-черная пятница: как нас подсаживают на иглу бесконтрольного шопинга и при чем тут скидки и маркетплейсы Черная-черная пятница: как нас подсаживают на иглу бесконтрольного шопинга и при чем тут скидки и маркетплейсы

Шопоголизм: как распознать в себе зависимость и избавиться от нее?

Psychologies
Свет, который меняет город Свет, который меняет город

Почему светодизайн становится важным элементом градостроительства

СНОБ
Первые 50 лет одиночества Первые 50 лет одиночества

Первая экранизация главного романа Маркеса

Weekend
Как правильно выражать гнев: 4 этапа проживания негативных эмоций Как правильно выражать гнев: 4 этапа проживания негативных эмоций

Всегда ли стоит выражать свой гнев и как прожить его без вреда?

Psychologies
«Мониторинг магнитного поля — это наш компас» «Мониторинг магнитного поля — это наш компас»

Каково вырасти в семье политического деятеля и философа, а стать математиком?

Наука
Открыть в приложении