Китайский автопром усиливает натиск на российский рынок

ЭкспертАвто

Китайцы перешли в наступление

Китайский автопром усиливает натиск на российский рынок. Главная угроза нависла над АвтоВАЗом и другими отечественными предприятиями: смогут ли они выдержать конкуренцию с машинами из КНР?

Калининградский «Автотор» запустил сборку китайских автомобилей Каiyi, планируемый объем производства — порядка 100 тыс. машин в год. Фото: предоставлено компанией «Автотор»

Автомобильная промышленность Китая становится локомотивом развития нашего авторынка. Еще два года назад доля машин из КНР не превышала 5% в продажах новых авто в России, а год назад, до начала СВО, едва дотягивала до 10%. Однако уход большинства иностранных концернов изменил расклад сил: по данным «Автостата», к февралю 2023 года доля «китайцев» достигла внушительных 36% от 56,1 тыс. проданных в России новых автомобилей (см. график). И если в 2022 году позиции китайцев усилились в основном за счет сокращения российского авторынка в целом, то сейчас они развили бурную деятельность, мгновенно создав инфраструктуру продаж, постоянно обновляя свой модельный ряд и работая над улучшением постпродажного сервиса и ремонта.

График 1. Доля китайских авто в России стремительно растёт

Наступают не все

Пока атаку автопрома КНР на отечественный рынок нельзя назвать полномасштабной. Более 90% продаж китайских машин приходится всего на трех производителей: компанию Chery (по итогам февраля она под брендами Chery, Omoda и Exeed реализовала в России 10,7 тыс. авто), Great Wall (бренды Great Wall, Haval и Tank, общий итог февраля — 5,3 тыс. единиц) и Geely (3,2 тыс.). Оставшиеся менее 10% приходятся на Changan, FAW, JAC, Dong Feng и GAC, но их присутствие в стране практически не ощущается: продажи автомобилей этих брендов в месяц не превышают тысячи штук.

«Из китайских автопроизводителей в тройку лидеров сегодня входят Сhery, Haval и Geely. В 2022 году все китайские бренды вместе взятые продали 123,5 тысячи машин — примерно столько же, сколько и в 2021-м. Кстати, в условиях глобального дефицита автомобилей компании Поднебесной могли бы значительно серьезнее нарастить бизнес в “штуках”, однако вместо этого решили максимально зарабатывать на каждой сделке, предписывая дилерам торговать по таким ценам, которые превышают прайсы китайского рынка в два — два с половиной раза», — говорит Марина Дембицкая, руководитель «Открытие Авто» (блок автобизнеса банка «Открытие»).

Между тем у себя на родине далеко не все эти предприимчивые компании являются лидерами продаж. По данным Китайской ассоциации автопроизводителей (СААМ), в тройку самых продаваемых в КНР машин местных марок сейчас входят BYD (133,3 тыс. единиц в январе 2023 года), Changan (93,9 тыс.), присутствующая на российском рынке Geely занимает третье место (69,5 тыс.). Далее идут Wuling (бренд совместного предприятия SAIC и американской GM; 50,3 тыс.), GAC (29,9 тыс.), Haval (28,4 тыс.), Hongqi (суббренд компании FAW; 22 тыс.). Замыкают топ-10 Roewe (суббренд SAIC; 16,6 тыс.), Ideal (бренд СП Changhe и Suzuki; 15,1 тыс.) и DongFeng (14,5 тыс.).

То есть получается, что большинство ключевых игроков авторынка КНР в Россию не спешат. И связано это с рядом причин. Прежде всего, в Поднебесной опасаются вторичных санкций США: все помнят печальную историю телеком-гиганта Huawei, которого американские санкции едва не потопили. Между тем в планы китайских автомобильных компаний входит освоение европейских рынков, которые часто выглядят более привлекательными, чем рынок РФ.

Не стоит забывать и о сотрудничестве китайцев с ведущими западными автоконцернами и производителями компонентов: эта кооперация теоретически тоже может пострадать из-за сближения КНР с Россией. Да и внутренний китайский авторынок имеет огромный потенциал, а значит, можно делать ставку на более знакомые и предсказуемые продажи. «Важно учитывать, что рынок Китая в десятки раз превосходит показатели нашего внутреннего рынка, при этом вопросы, связанные с логистикой, выстраиванием дилерских сетей в России, остаются, — комментирует Денис Кокорышкин, эксперт по легковым автомобилям “Альфа-Лизинга”. — Все это влияет на поведение крупных азиатских брендов. Хотя в 2023 году мы все же наблюдаем появление новых китайских автомобильных марок на российском авторынке и существенное расширение их модельного ряда».

По подсчетам Марины Дембицкой, за минувший год в России открылось 487 новых автосалонов брендов из КНР, а общее их число впервые перевалило за тысячу (1041) — это почти треть от дилерских сетей всех (3139) работавших в России салонов. Марка Omoda стала лидером по числу открытых салонов (108), а Haval — лучшим среди «китайцев» по объемам продаж с одного шоурума (285 автомобилей). В ряде городов такие шоурумы располагаются буквально в соседних кварталах.

Китайский бренд Jetour готовится к выходу на российский рынок. Фото:предоставлено компанией Jetour

Завуалированное производство

Официально на российской территории свой завод имеет только корпорация Great Wall: предприятие находится под Тулой, и в прошлом году здесь было собрано около 37 тыс. автомобилей. Однако в завуалированной форме китайцы активно участвуют в ряде крупных производственных проектов. Например, DongFeng совместно с липецким «Моторинвестом» изготавливают электромобили под маркой Evolute. При этом DongFeng свое сотрудничество с российским партнером не афиширует. Как и компания JAC, на основе продукции которой в столице начали выпускать автомобили возрожденной марки «Москвич», а в Татарстане — легкие коммерческие автомобили «Атлант» и «Арго» (вместе с российской компанией «Соллерс»). На заводе «Автотор» на тех же линиях, где раньше собирали корейские Kia и Hyundai, в конце января запустили сборку машин китайского бренда Kaiyi (51% его акций принадлежит правительству города Ибинь в провинции Сычуань, а 49% — компании Chery).

Вероятно, в ближайшее время в Россию придут и другие автомобильные марки из КНР. Активизировать этот процесс может запланированный визит в РФ высшего китайского руководства. «Китайские автопроизводители способны увеличить свою долю на нашем рынке — прежде всего на фоне высвобождения производственных площадей и продолжающегося увеличения товарооборота между Россией и Китаем, — прогнозирует Кирилл Плохих, директор факультета бизнеса университета “Синергия”. — Сейчас китайцы сделали акцент на кроссоверах (Haval F7, Chery Tiggo), но на таких машинах готовы ездить не все автомобилисты, поэтому китайские бренды наверняка попытаются сыграть и в других сегментах. Не исключено, что со временем у Škoda Rapid, Hyundai Solaris и Kia Rio (это одни из самых популярных седанов в РФ) появится конкурент в лице качественного китайского автомобиля, который будут продавать за те же деньги, а может, даже дешевле. А если в рамках российского-китайского партнерства будет достигнут ряд договоренностей, есть вероятность, что в стране заработают программы государственной поддержки на покупку машин из КНР».

Из десяти самых продаваемых машин в РФ семь — «китайцы»

Конкурентная угроза

На наступление зарубежного автопрома болезненно реагируют российские концерны, в первую очередь АвтоВАЗ. Пока он достойно держит оборону: по итогам февраля продажи Lada (21,5 тыс. единиц) составили 38% всего рынка новых авто — это на два процентных пункта больше, чем у китайцев.

В последние два месяца драйвером роста отечественного авторетейла остается Lada, а основная модель — Granta — в феврале поставила рекорд, обеспечив рынку более трети продаж и показав лучший результат за всю историю модели. Большую роль в этом сыграла госпрограмма льготного автокредитования, поддержавшая спрос на новые, прежде всего отечественные авто, позволив гражданам приобретать их со скидкой.

Но в ближайшее время ситуация может измениться: из-за санкционного давления АвтоВАЗ испытывает острую нехватку комплектующих и не может предложить клиентам широкий модельный ряд; основной объем продаж Lada сейчас делают простенькая Granta и устаревшие «Нивы» (Niva Travel и Niva Legend). В конце февраля АвтоВАЗ торжественно запустил в производство обновленную Lada Vesta NG, но выпуск этой в целом привлекательной для рынка машины буксует из-за дефицита деталей.

Возобновленное на АвтоВАЗе производство Lada Vesta NG пока буксует из-за нехватки комплектующих. Фото: предоставлено компанией АвтоВАЗ

Впрочем, участники рынка призывают не драматизировать ситуацию и не предрекать скорое вытеснение АвтоВАЗа, ГАЗа и УАЗа на обочину: на российском авторынке, все еще страдающем от недостатка машин, места хватит всем. Lada и китайские модели постепенно расходятся по разным нишам: Lada доминирует в сегменте доступных автомобилей — розничная цена в среднем ниже 1 млн рублей, в то время как прайс на китайские авто стартует от 1,7 млн. «На данный момент многие китайские компании проявляют интерес к рынку России. Так, на мощностях завода “Автотор” в Калининграде предполагается начать сборку автомобилей концерна BAIC. Changan — один из крупнейших производителей в КНР — собирается расширить свою линейку до 14 моделей. Обновить модельный ряд планирует и GAC, он уже приступил к сертификации автомобилей. А Great Wall и Chery в скором времени запускают продажи машин под марками Tank, Jetour и Kaiyi, — комментирует Сергей Фирсов, исполнительный директор сети автосалонов Expocar. — Что же касается автомобилей Lada, то их вряд ли можно назвать прямыми конкурентами китайских брендов. Они находятся в разных ценовых сегментах и отличаются оснащением и уровнем используемых технологий. Тем не менее Lada будет отстаивать свою долю рынка за счет обновления модельной линейки, низкой стоимости и, возможно, старта производства ряда китайских автомобилей под своим брендом». «На наш взгляд, Lada конкурентом для большей части брендов из Китая не является: это совершенно разные целевые группы и ценовое позиционирование, — соглашается Юлия Овчинникова, директор по развитию автохолдинга “Ключавто”. — Покупатели Lada выбирают проверенный и прогнозируемый вариант, это более консервативная аудитория. А позиционирование новых китайских брендов — автомобили для тех, кто открыт новому и готов платить за технологии».

«Вероятнее всего, в 2023 году основу продаж составят российские и китайские бренды, — считает Марина Дембицкая. — АвтоВАЗ и другие отечественные марки продолжат расширять производство. Так, в марте начал расти региональный бизнес марки “Москвич”: помимо Москвы и Санкт-Петербурга оказались охвачены более 20 городов, а крупные дилеры уже сейчас могут предоставить выбор из нескольких десятков машин. Кроме того, у авторетейлеров стали появляться новые “Москвичи” с автоматической коробкой передач, цена которых со всеми поддержками оказывается ниже 1,8 миллиона рублей, что на 200 с лишним тысяч меньше изначально объявленной заводом».

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Игра в шашечки Игра в шашечки

В России резко взлетели цены на услуги такси

Эксперт
Шаги на чердаке: жуткая история о нераскрытом убийстве в Хинтеркайфеке Шаги на чердаке: жуткая история о нераскрытом убийстве в Хинтеркайфеке

Более 100 лет назад на ферме Андреаса Грубера произошла страшная трагедия

ТехИнсайдер
Подпоручик, маршал, палач, жертва Подпоручик, маршал, палач, жертва

Как самонадеянность привела Тухачевского к гибели

Дилетант
Первая среди равных Первая среди равных

Мысли и наблюдения первой женщины-победительницы в кругосветной гонке

Y Magazine
Гонка ограничений: есть ли предел санкциям? Гонка ограничений: есть ли предел санкциям?

Почему человечество заигралось в санкции и можно ли против них бороться

Эксперт
Ген ожирения объединил людей с собаками Ген ожирения объединил людей с собаками

Ученые выявили у собак ген, связанный с развитием ожирения

N+1
Кому принадлежит Байкал Кому принадлежит Байкал

Байкал — личные трагедии, частная инициативы и нарушения интересов природы

Эксперт
Едва знакомы Едва знакомы

«Едва знакомы» — проект, объединяющий людей за киноужинами

Seasons of life
Женщины, которые нас вдохновляют: писательницы, руководительницы, исследовательницы, — о своих героинях Женщины, которые нас вдохновляют: писательницы, руководительницы, исследовательницы, — о своих героинях

Женщины поделились историями о тех, кто больше всего их вдохновляет

Psychologies
Леди Гага от декаданса: как маркиза Луиза Казати стала королевой эпатажа Леди Гага от декаданса: как маркиза Луиза Казати стала королевой эпатажа

Как середине XX века итальянская аристократка стала Леди Гагой своего времени

Правила жизни
Я — сноб: коллекционер Антон Козлов Я — сноб: коллекционер Антон Козлов

Коллекционер Антон Козлов — про искусство собирать современный арт

СНОБ
Ударные АПЛ европейских стран НАТО Ударные АПЛ европейских стран НАТО

Лодки класса «Трафальгар» проектировались для противостояния советским подлодкам

Наука и техника
«Дорожная карта» для наблюдений за погодой «Дорожная карта» для наблюдений за погодой

Минсельхоз совместно с Росгидрометом планируют развивать систему метеостанций

Агроинвестор
10 забытых триллеров 90-х, которые и сегодня смотрятся современно 10 забытых триллеров 90-х, которые и сегодня смотрятся современно

Крепкие фильмы, которые остались в тени Квентина Тарантина и Мартина Скорсезе

Maxim
Учтенный друг: что нужно знать о регистрации домашних животных в Подмосковье Учтенный друг: что нужно знать о регистрации домашних животных в Подмосковье

Как зарегистрировать питомца в Подмосковье и для чего это нужно

Forbes
Аслан Шукаша: «Делиться планами — опасно!» Аслан Шукаша: «Делиться планами — опасно!»

Аслан Шукаша: как он выходит из тупиков и на какие вопросы не отвечает публично

ЖАРА Magazine
Немного науки в арктической воде Немного науки в арктической воде

Что исследователи знают о косолапых пловцах

Weekend
Есть контакт Есть контакт

Как установить и почувствовать связь со своим телом

Grazia
«Золотая середина»: какую дистанцию выстроить руководителю между собой и сотрудниками «Золотая середина»: какую дистанцию выстроить руководителю между собой и сотрудниками

Какие ошибки чаще всего совершают менеджеры, и как найти баланс в дистанции

Inc.
Лариса Долина: «Я всегда верила в то, что моя звезда загорится» Лариса Долина: «Я всегда верила в то, что моя звезда загорится»

Лариса Долина не скрывает – в своей жизни она столкнулась со многими трудностями

Добрые советы
Я — это часть алфавита Я — это часть алфавита

Режиссер Дима Крестьянкин — о непохожести каждого из нас друг на друга

Seasons of life
Честность как концепция Честность как концепция

Как шефы относятся к чистоте концепции и что в целом думают о честной позиции?

Bones
Кружок, два глаза и улыбка: кто и когда придумал первый смайлик Кружок, два глаза и улыбка: кто и когда придумал первый смайлик

Как родилась идея смайлика, которая впоследствии изменила мир

ТехИнсайдер
Микрозаймы обрастают банками Микрозаймы обрастают банками

Из-за чего растут выдачи микрозаймов микрофинансовыми организациями

Ведомости
«Русланы» уходят. Часть 1 «Русланы» уходят. Часть 1

История Ан-124 «Руслан» уходит во времена зарождения реактивной авиации

Наука и техника
Не за что судить Не за что судить

Тайны советского туризма 70-х: почему некоторые не возвращались из походов?

Дилетант
Посредники между небом и землею Посредники между небом и землею

Как образы растений, упомянутых в Библии, используются в архитектуре

Знание – сила
Между прошлым и будущим: 5 научных теорий о путешествиях во времени Между прошлым и будущим: 5 научных теорий о путешествиях во времени

Несколько научных гипотез о том, как перенестись в «прекрасное далеко»

ТехИнсайдер
Природные успокоительные и витаминные бомбы: 7 фруктов, богатых магнием Природные успокоительные и витаминные бомбы: 7 фруктов, богатых магнием

Получить суточную дозу магния можно, просто добавив в свой рацион эти продукты!

ТехИнсайдер
Партнер-провокатор: что стоит за его манипуляциями и как реагировать правильно Партнер-провокатор: что стоит за его манипуляциями и как реагировать правильно

Как вычислить манипуляцию провокацией и как правильно реагировать на нее

Psychologies
Открыть в приложении