Китайский автопром усиливает натиск на российский рынок

ЭкспертАвто

Китайцы перешли в наступление

Китайский автопром усиливает натиск на российский рынок. Главная угроза нависла над АвтоВАЗом и другими отечественными предприятиями: смогут ли они выдержать конкуренцию с машинами из КНР?

Калининградский «Автотор» запустил сборку китайских автомобилей Каiyi, планируемый объем производства — порядка 100 тыс. машин в год. Фото: предоставлено компанией «Автотор»

Автомобильная промышленность Китая становится локомотивом развития нашего авторынка. Еще два года назад доля машин из КНР не превышала 5% в продажах новых авто в России, а год назад, до начала СВО, едва дотягивала до 10%. Однако уход большинства иностранных концернов изменил расклад сил: по данным «Автостата», к февралю 2023 года доля «китайцев» достигла внушительных 36% от 56,1 тыс. проданных в России новых автомобилей (см. график). И если в 2022 году позиции китайцев усилились в основном за счет сокращения российского авторынка в целом, то сейчас они развили бурную деятельность, мгновенно создав инфраструктуру продаж, постоянно обновляя свой модельный ряд и работая над улучшением постпродажного сервиса и ремонта.

График 1. Доля китайских авто в России стремительно растёт

Наступают не все

Пока атаку автопрома КНР на отечественный рынок нельзя назвать полномасштабной. Более 90% продаж китайских машин приходится всего на трех производителей: компанию Chery (по итогам февраля она под брендами Chery, Omoda и Exeed реализовала в России 10,7 тыс. авто), Great Wall (бренды Great Wall, Haval и Tank, общий итог февраля — 5,3 тыс. единиц) и Geely (3,2 тыс.). Оставшиеся менее 10% приходятся на Changan, FAW, JAC, Dong Feng и GAC, но их присутствие в стране практически не ощущается: продажи автомобилей этих брендов в месяц не превышают тысячи штук.

«Из китайских автопроизводителей в тройку лидеров сегодня входят Сhery, Haval и Geely. В 2022 году все китайские бренды вместе взятые продали 123,5 тысячи машин — примерно столько же, сколько и в 2021-м. Кстати, в условиях глобального дефицита автомобилей компании Поднебесной могли бы значительно серьезнее нарастить бизнес в “штуках”, однако вместо этого решили максимально зарабатывать на каждой сделке, предписывая дилерам торговать по таким ценам, которые превышают прайсы китайского рынка в два — два с половиной раза», — говорит Марина Дембицкая, руководитель «Открытие Авто» (блок автобизнеса банка «Открытие»).

Между тем у себя на родине далеко не все эти предприимчивые компании являются лидерами продаж. По данным Китайской ассоциации автопроизводителей (СААМ), в тройку самых продаваемых в КНР машин местных марок сейчас входят BYD (133,3 тыс. единиц в январе 2023 года), Changan (93,9 тыс.), присутствующая на российском рынке Geely занимает третье место (69,5 тыс.). Далее идут Wuling (бренд совместного предприятия SAIC и американской GM; 50,3 тыс.), GAC (29,9 тыс.), Haval (28,4 тыс.), Hongqi (суббренд компании FAW; 22 тыс.). Замыкают топ-10 Roewe (суббренд SAIC; 16,6 тыс.), Ideal (бренд СП Changhe и Suzuki; 15,1 тыс.) и DongFeng (14,5 тыс.).

То есть получается, что большинство ключевых игроков авторынка КНР в Россию не спешат. И связано это с рядом причин. Прежде всего, в Поднебесной опасаются вторичных санкций США: все помнят печальную историю телеком-гиганта Huawei, которого американские санкции едва не потопили. Между тем в планы китайских автомобильных компаний входит освоение европейских рынков, которые часто выглядят более привлекательными, чем рынок РФ.

Не стоит забывать и о сотрудничестве китайцев с ведущими западными автоконцернами и производителями компонентов: эта кооперация теоретически тоже может пострадать из-за сближения КНР с Россией. Да и внутренний китайский авторынок имеет огромный потенциал, а значит, можно делать ставку на более знакомые и предсказуемые продажи. «Важно учитывать, что рынок Китая в десятки раз превосходит показатели нашего внутреннего рынка, при этом вопросы, связанные с логистикой, выстраиванием дилерских сетей в России, остаются, — комментирует Денис Кокорышкин, эксперт по легковым автомобилям “Альфа-Лизинга”. — Все это влияет на поведение крупных азиатских брендов. Хотя в 2023 году мы все же наблюдаем появление новых китайских автомобильных марок на российском авторынке и существенное расширение их модельного ряда».

По подсчетам Марины Дембицкой, за минувший год в России открылось 487 новых автосалонов брендов из КНР, а общее их число впервые перевалило за тысячу (1041) — это почти треть от дилерских сетей всех (3139) работавших в России салонов. Марка Omoda стала лидером по числу открытых салонов (108), а Haval — лучшим среди «китайцев» по объемам продаж с одного шоурума (285 автомобилей). В ряде городов такие шоурумы располагаются буквально в соседних кварталах.

Китайский бренд Jetour готовится к выходу на российский рынок. Фото:предоставлено компанией Jetour

Завуалированное производство

Официально на российской территории свой завод имеет только корпорация Great Wall: предприятие находится под Тулой, и в прошлом году здесь было собрано около 37 тыс. автомобилей. Однако в завуалированной форме китайцы активно участвуют в ряде крупных производственных проектов. Например, DongFeng совместно с липецким «Моторинвестом» изготавливают электромобили под маркой Evolute. При этом DongFeng свое сотрудничество с российским партнером не афиширует. Как и компания JAC, на основе продукции которой в столице начали выпускать автомобили возрожденной марки «Москвич», а в Татарстане — легкие коммерческие автомобили «Атлант» и «Арго» (вместе с российской компанией «Соллерс»). На заводе «Автотор» на тех же линиях, где раньше собирали корейские Kia и Hyundai, в конце января запустили сборку машин китайского бренда Kaiyi (51% его акций принадлежит правительству города Ибинь в провинции Сычуань, а 49% — компании Chery).

Вероятно, в ближайшее время в Россию придут и другие автомобильные марки из КНР. Активизировать этот процесс может запланированный визит в РФ высшего китайского руководства. «Китайские автопроизводители способны увеличить свою долю на нашем рынке — прежде всего на фоне высвобождения производственных площадей и продолжающегося увеличения товарооборота между Россией и Китаем, — прогнозирует Кирилл Плохих, директор факультета бизнеса университета “Синергия”. — Сейчас китайцы сделали акцент на кроссоверах (Haval F7, Chery Tiggo), но на таких машинах готовы ездить не все автомобилисты, поэтому китайские бренды наверняка попытаются сыграть и в других сегментах. Не исключено, что со временем у Škoda Rapid, Hyundai Solaris и Kia Rio (это одни из самых популярных седанов в РФ) появится конкурент в лице качественного китайского автомобиля, который будут продавать за те же деньги, а может, даже дешевле. А если в рамках российского-китайского партнерства будет достигнут ряд договоренностей, есть вероятность, что в стране заработают программы государственной поддержки на покупку машин из КНР».

Из десяти самых продаваемых машин в РФ семь — «китайцы»

Конкурентная угроза

На наступление зарубежного автопрома болезненно реагируют российские концерны, в первую очередь АвтоВАЗ. Пока он достойно держит оборону: по итогам февраля продажи Lada (21,5 тыс. единиц) составили 38% всего рынка новых авто — это на два процентных пункта больше, чем у китайцев.

В последние два месяца драйвером роста отечественного авторетейла остается Lada, а основная модель — Granta — в феврале поставила рекорд, обеспечив рынку более трети продаж и показав лучший результат за всю историю модели. Большую роль в этом сыграла госпрограмма льготного автокредитования, поддержавшая спрос на новые, прежде всего отечественные авто, позволив гражданам приобретать их со скидкой.

Но в ближайшее время ситуация может измениться: из-за санкционного давления АвтоВАЗ испытывает острую нехватку комплектующих и не может предложить клиентам широкий модельный ряд; основной объем продаж Lada сейчас делают простенькая Granta и устаревшие «Нивы» (Niva Travel и Niva Legend). В конце февраля АвтоВАЗ торжественно запустил в производство обновленную Lada Vesta NG, но выпуск этой в целом привлекательной для рынка машины буксует из-за дефицита деталей.

Возобновленное на АвтоВАЗе производство Lada Vesta NG пока буксует из-за нехватки комплектующих. Фото: предоставлено компанией АвтоВАЗ

Впрочем, участники рынка призывают не драматизировать ситуацию и не предрекать скорое вытеснение АвтоВАЗа, ГАЗа и УАЗа на обочину: на российском авторынке, все еще страдающем от недостатка машин, места хватит всем. Lada и китайские модели постепенно расходятся по разным нишам: Lada доминирует в сегменте доступных автомобилей — розничная цена в среднем ниже 1 млн рублей, в то время как прайс на китайские авто стартует от 1,7 млн. «На данный момент многие китайские компании проявляют интерес к рынку России. Так, на мощностях завода “Автотор” в Калининграде предполагается начать сборку автомобилей концерна BAIC. Changan — один из крупнейших производителей в КНР — собирается расширить свою линейку до 14 моделей. Обновить модельный ряд планирует и GAC, он уже приступил к сертификации автомобилей. А Great Wall и Chery в скором времени запускают продажи машин под марками Tank, Jetour и Kaiyi, — комментирует Сергей Фирсов, исполнительный директор сети автосалонов Expocar. — Что же касается автомобилей Lada, то их вряд ли можно назвать прямыми конкурентами китайских брендов. Они находятся в разных ценовых сегментах и отличаются оснащением и уровнем используемых технологий. Тем не менее Lada будет отстаивать свою долю рынка за счет обновления модельной линейки, низкой стоимости и, возможно, старта производства ряда китайских автомобилей под своим брендом». «На наш взгляд, Lada конкурентом для большей части брендов из Китая не является: это совершенно разные целевые группы и ценовое позиционирование, — соглашается Юлия Овчинникова, директор по развитию автохолдинга “Ключавто”. — Покупатели Lada выбирают проверенный и прогнозируемый вариант, это более консервативная аудитория. А позиционирование новых китайских брендов — автомобили для тех, кто открыт новому и готов платить за технологии».

«Вероятнее всего, в 2023 году основу продаж составят российские и китайские бренды, — считает Марина Дембицкая. — АвтоВАЗ и другие отечественные марки продолжат расширять производство. Так, в марте начал расти региональный бизнес марки “Москвич”: помимо Москвы и Санкт-Петербурга оказались охвачены более 20 городов, а крупные дилеры уже сейчас могут предоставить выбор из нескольких десятков машин. Кроме того, у авторетейлеров стали появляться новые “Москвичи” с автоматической коробкой передач, цена которых со всеми поддержками оказывается ниже 1,8 миллиона рублей, что на 200 с лишним тысяч меньше изначально объявленной заводом».

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

От соцсети к супераппу и обратно От соцсети к супераппу и обратно

Удастся ли холдингу VK создать новые доходные бизнес-направления?

Эксперт
Это у нас семейное: что происходит с институтом семьи и брака? Это у нас семейное: что происходит с институтом семьи и брака?

Успевают ли семейные отношения за стремительно меняющимся миром?

Правила жизни
Будущее пятого поколения Будущее пятого поколения

Время 4G на исходе. 5G серьезно изменит нашу жизнь

Популярная механика
Искусственный интеллект в деле Искусственный интеллект в деле

6 возможностей нейросетей в быту: подсказки от эксперта

Лиза
«Мама — это где-то рядом с Москвой». В поисках точки абсолютного покоя «Мама — это где-то рядом с Москвой». В поисках точки абсолютного покоя

Помогут ли санкции вернуть промышленность на отдаленные северные территории

Эксперт
Через гены к экономической эффективности Через гены к экономической эффективности

В России создается собственная база данных для генотипирования КРС

Агроинвестор
Чип спешит на помощь искусственному интеллекту Чип спешит на помощь искусственному интеллекту

Спрос на ChatGPT потянул вверх капитализацию производителей полупроводников

Эксперт
Обзор Geely Tugella: плюсы и минусы, комплектации, фото Обзор Geely Tugella: плюсы и минусы, комплектации, фото

Купе-кроссовер Geely Tugella: что стоит знать о нем

РБК
Вдохновленные превосходством Вдохновленные превосходством

Квантовая гонка: за что борется Россия и какие имеет шансы на победу?

Монокль
В одной лодке В одной лодке

Что нужно, чтобы начать заниматься академической греблей?

Y Magazine
Дело жизни Дело жизни

Известные шеф-повара об их истоках и пути в профессии

Grazia
«Она была актрисою» «Она была актрисою»

О своих страхах и надеждах, красоте и эпохе рассказала актриса Ангелина Стречина

OK!
«Мы запустились на чистом энтузиазме, денег не было совсем»: режиссер Иван Соснин о фильме «Пришелец» «Мы запустились на чистом энтузиазме, денег не было совсем»: режиссер Иван Соснин о фильме «Пришелец»

Режиссер Иван Соснин — о любви к фантастике и недоверии к компьютерной графике

СНОБ
«Я живу свою жизнь»: о чём мечтает и к чему стремится серебряный призер Паралимпийских игр в Париже в 2024 Зоя Щурова «Я живу свою жизнь»: о чём мечтает и к чему стремится серебряный призер Паралимпийских игр в Париже в 2024 Зоя Щурова

Как живут люди с диагнозом Spina bifida? Рассказала паралимпийская чемпионка

VOICE
Болотный хлопок Болотный хлопок

Пушица — растение с мягким пушком, которое растёт на болотах

Наука и жизнь
10 маминых фраз, которые помогают во взрослой жизни 10 маминых фраз, которые помогают во взрослой жизни

Что говорить ребенку, чтобы он вырос гармоничным и счастливым человеком?

Psychologies
Безумству поем мы славу Безумству поем мы славу

Второй «Джокер»: Хоакин Феникс и Леди Гага отказываются развлекать публику

Weekend
Личинки, серебро и кровопускание: как люди лечились до появления антибиотиков Личинки, серебро и кровопускание: как люди лечились до появления антибиотиков

Как люди лечились до открытия пенициллина?

ТехИнсайдер
Не надо паники! Не надо паники!

В чем причины панической атаки и как остановить мучительный приступ

Лиза
На кону Трамп На кону Трамп

«Ученик. Восхождение Трампа»: рассказ о молодых годах Дональда Трампа

Weekend
Мир велик, как баобаб Мир велик, как баобаб

На скольких языках говорят африканцы?

Знание – сила
Все будет хорошо! Все будет хорошо!

15 фильмов против осенней хандры

Лиза
Золотые меандры Сиинэ Золотые меандры Сиинэ

Водный и горный туризм в Якутии: путешествие от первого лица

Наука и жизнь
Новый рекорд Новый рекорд

23 сентября 2024 года совершил посадку аппарат космического корабля «Союз МС-25»

Наука и техника
Цвет и его имя Цвет и его имя

В каком порядке народы приобретали чувствительность к цветам спектра?

Знание – сила
Заводские настройки Заводские настройки

Заводские настройки фэшн-индустрии

Grazia
Наука в фантастике: эпизоды истории Наука в фантастике: эпизоды истории

Как палеонтология вдохновляла фантастов и ученых еще с XIX века

Наука и жизнь
Найди меня Найди меня

Зачем люди ищут свои корни и почему готовы платить за это огромные деньги

Grazia
Тайный путь Тайный путь

Ювелирный эксперт Елена Веселая рассказала RR о своих ювелирных путешествиях

RR Люкс.Личности.Бизнес.
На пороге перемен На пороге перемен

Как женщине поддержать красоту и молодость кожи в период менопаузы

Лиза
Открыть в приложении