Китайский автопром усиливает натиск на российский рынок

ЭкспертАвто

Китайцы перешли в наступление

Китайский автопром усиливает натиск на российский рынок. Главная угроза нависла над АвтоВАЗом и другими отечественными предприятиями: смогут ли они выдержать конкуренцию с машинами из КНР?

Калининградский «Автотор» запустил сборку китайских автомобилей Каiyi, планируемый объем производства — порядка 100 тыс. машин в год. Фото: предоставлено компанией «Автотор»

Автомобильная промышленность Китая становится локомотивом развития нашего авторынка. Еще два года назад доля машин из КНР не превышала 5% в продажах новых авто в России, а год назад, до начала СВО, едва дотягивала до 10%. Однако уход большинства иностранных концернов изменил расклад сил: по данным «Автостата», к февралю 2023 года доля «китайцев» достигла внушительных 36% от 56,1 тыс. проданных в России новых автомобилей (см. график). И если в 2022 году позиции китайцев усилились в основном за счет сокращения российского авторынка в целом, то сейчас они развили бурную деятельность, мгновенно создав инфраструктуру продаж, постоянно обновляя свой модельный ряд и работая над улучшением постпродажного сервиса и ремонта.

График 1. Доля китайских авто в России стремительно растёт

Наступают не все

Пока атаку автопрома КНР на отечественный рынок нельзя назвать полномасштабной. Более 90% продаж китайских машин приходится всего на трех производителей: компанию Chery (по итогам февраля она под брендами Chery, Omoda и Exeed реализовала в России 10,7 тыс. авто), Great Wall (бренды Great Wall, Haval и Tank, общий итог февраля — 5,3 тыс. единиц) и Geely (3,2 тыс.). Оставшиеся менее 10% приходятся на Changan, FAW, JAC, Dong Feng и GAC, но их присутствие в стране практически не ощущается: продажи автомобилей этих брендов в месяц не превышают тысячи штук.

«Из китайских автопроизводителей в тройку лидеров сегодня входят Сhery, Haval и Geely. В 2022 году все китайские бренды вместе взятые продали 123,5 тысячи машин — примерно столько же, сколько и в 2021-м. Кстати, в условиях глобального дефицита автомобилей компании Поднебесной могли бы значительно серьезнее нарастить бизнес в “штуках”, однако вместо этого решили максимально зарабатывать на каждой сделке, предписывая дилерам торговать по таким ценам, которые превышают прайсы китайского рынка в два — два с половиной раза», — говорит Марина Дембицкая, руководитель «Открытие Авто» (блок автобизнеса банка «Открытие»).

Между тем у себя на родине далеко не все эти предприимчивые компании являются лидерами продаж. По данным Китайской ассоциации автопроизводителей (СААМ), в тройку самых продаваемых в КНР машин местных марок сейчас входят BYD (133,3 тыс. единиц в январе 2023 года), Changan (93,9 тыс.), присутствующая на российском рынке Geely занимает третье место (69,5 тыс.). Далее идут Wuling (бренд совместного предприятия SAIC и американской GM; 50,3 тыс.), GAC (29,9 тыс.), Haval (28,4 тыс.), Hongqi (суббренд компании FAW; 22 тыс.). Замыкают топ-10 Roewe (суббренд SAIC; 16,6 тыс.), Ideal (бренд СП Changhe и Suzuki; 15,1 тыс.) и DongFeng (14,5 тыс.).

То есть получается, что большинство ключевых игроков авторынка КНР в Россию не спешат. И связано это с рядом причин. Прежде всего, в Поднебесной опасаются вторичных санкций США: все помнят печальную историю телеком-гиганта Huawei, которого американские санкции едва не потопили. Между тем в планы китайских автомобильных компаний входит освоение европейских рынков, которые часто выглядят более привлекательными, чем рынок РФ.

Не стоит забывать и о сотрудничестве китайцев с ведущими западными автоконцернами и производителями компонентов: эта кооперация теоретически тоже может пострадать из-за сближения КНР с Россией. Да и внутренний китайский авторынок имеет огромный потенциал, а значит, можно делать ставку на более знакомые и предсказуемые продажи. «Важно учитывать, что рынок Китая в десятки раз превосходит показатели нашего внутреннего рынка, при этом вопросы, связанные с логистикой, выстраиванием дилерских сетей в России, остаются, — комментирует Денис Кокорышкин, эксперт по легковым автомобилям “Альфа-Лизинга”. — Все это влияет на поведение крупных азиатских брендов. Хотя в 2023 году мы все же наблюдаем появление новых китайских автомобильных марок на российском авторынке и существенное расширение их модельного ряда».

По подсчетам Марины Дембицкой, за минувший год в России открылось 487 новых автосалонов брендов из КНР, а общее их число впервые перевалило за тысячу (1041) — это почти треть от дилерских сетей всех (3139) работавших в России салонов. Марка Omoda стала лидером по числу открытых салонов (108), а Haval — лучшим среди «китайцев» по объемам продаж с одного шоурума (285 автомобилей). В ряде городов такие шоурумы располагаются буквально в соседних кварталах.

Китайский бренд Jetour готовится к выходу на российский рынок. Фото:предоставлено компанией Jetour

Завуалированное производство

Официально на российской территории свой завод имеет только корпорация Great Wall: предприятие находится под Тулой, и в прошлом году здесь было собрано около 37 тыс. автомобилей. Однако в завуалированной форме китайцы активно участвуют в ряде крупных производственных проектов. Например, DongFeng совместно с липецким «Моторинвестом» изготавливают электромобили под маркой Evolute. При этом DongFeng свое сотрудничество с российским партнером не афиширует. Как и компания JAC, на основе продукции которой в столице начали выпускать автомобили возрожденной марки «Москвич», а в Татарстане — легкие коммерческие автомобили «Атлант» и «Арго» (вместе с российской компанией «Соллерс»). На заводе «Автотор» на тех же линиях, где раньше собирали корейские Kia и Hyundai, в конце января запустили сборку машин китайского бренда Kaiyi (51% его акций принадлежит правительству города Ибинь в провинции Сычуань, а 49% — компании Chery).

Вероятно, в ближайшее время в Россию придут и другие автомобильные марки из КНР. Активизировать этот процесс может запланированный визит в РФ высшего китайского руководства. «Китайские автопроизводители способны увеличить свою долю на нашем рынке — прежде всего на фоне высвобождения производственных площадей и продолжающегося увеличения товарооборота между Россией и Китаем, — прогнозирует Кирилл Плохих, директор факультета бизнеса университета “Синергия”. — Сейчас китайцы сделали акцент на кроссоверах (Haval F7, Chery Tiggo), но на таких машинах готовы ездить не все автомобилисты, поэтому китайские бренды наверняка попытаются сыграть и в других сегментах. Не исключено, что со временем у Škoda Rapid, Hyundai Solaris и Kia Rio (это одни из самых популярных седанов в РФ) появится конкурент в лице качественного китайского автомобиля, который будут продавать за те же деньги, а может, даже дешевле. А если в рамках российского-китайского партнерства будет достигнут ряд договоренностей, есть вероятность, что в стране заработают программы государственной поддержки на покупку машин из КНР».

Из десяти самых продаваемых машин в РФ семь — «китайцы»

Конкурентная угроза

На наступление зарубежного автопрома болезненно реагируют российские концерны, в первую очередь АвтоВАЗ. Пока он достойно держит оборону: по итогам февраля продажи Lada (21,5 тыс. единиц) составили 38% всего рынка новых авто — это на два процентных пункта больше, чем у китайцев.

В последние два месяца драйвером роста отечественного авторетейла остается Lada, а основная модель — Granta — в феврале поставила рекорд, обеспечив рынку более трети продаж и показав лучший результат за всю историю модели. Большую роль в этом сыграла госпрограмма льготного автокредитования, поддержавшая спрос на новые, прежде всего отечественные авто, позволив гражданам приобретать их со скидкой.

Но в ближайшее время ситуация может измениться: из-за санкционного давления АвтоВАЗ испытывает острую нехватку комплектующих и не может предложить клиентам широкий модельный ряд; основной объем продаж Lada сейчас делают простенькая Granta и устаревшие «Нивы» (Niva Travel и Niva Legend). В конце февраля АвтоВАЗ торжественно запустил в производство обновленную Lada Vesta NG, но выпуск этой в целом привлекательной для рынка машины буксует из-за дефицита деталей.

Возобновленное на АвтоВАЗе производство Lada Vesta NG пока буксует из-за нехватки комплектующих. Фото: предоставлено компанией АвтоВАЗ

Впрочем, участники рынка призывают не драматизировать ситуацию и не предрекать скорое вытеснение АвтоВАЗа, ГАЗа и УАЗа на обочину: на российском авторынке, все еще страдающем от недостатка машин, места хватит всем. Lada и китайские модели постепенно расходятся по разным нишам: Lada доминирует в сегменте доступных автомобилей — розничная цена в среднем ниже 1 млн рублей, в то время как прайс на китайские авто стартует от 1,7 млн. «На данный момент многие китайские компании проявляют интерес к рынку России. Так, на мощностях завода “Автотор” в Калининграде предполагается начать сборку автомобилей концерна BAIC. Changan — один из крупнейших производителей в КНР — собирается расширить свою линейку до 14 моделей. Обновить модельный ряд планирует и GAC, он уже приступил к сертификации автомобилей. А Great Wall и Chery в скором времени запускают продажи машин под марками Tank, Jetour и Kaiyi, — комментирует Сергей Фирсов, исполнительный директор сети автосалонов Expocar. — Что же касается автомобилей Lada, то их вряд ли можно назвать прямыми конкурентами китайских брендов. Они находятся в разных ценовых сегментах и отличаются оснащением и уровнем используемых технологий. Тем не менее Lada будет отстаивать свою долю рынка за счет обновления модельной линейки, низкой стоимости и, возможно, старта производства ряда китайских автомобилей под своим брендом». «На наш взгляд, Lada конкурентом для большей части брендов из Китая не является: это совершенно разные целевые группы и ценовое позиционирование, — соглашается Юлия Овчинникова, директор по развитию автохолдинга “Ключавто”. — Покупатели Lada выбирают проверенный и прогнозируемый вариант, это более консервативная аудитория. А позиционирование новых китайских брендов — автомобили для тех, кто открыт новому и готов платить за технологии».

«Вероятнее всего, в 2023 году основу продаж составят российские и китайские бренды, — считает Марина Дембицкая. — АвтоВАЗ и другие отечественные марки продолжат расширять производство. Так, в марте начал расти региональный бизнес марки “Москвич”: помимо Москвы и Санкт-Петербурга оказались охвачены более 20 городов, а крупные дилеры уже сейчас могут предоставить выбор из нескольких десятков машин. Кроме того, у авторетейлеров стали появляться новые “Москвичи” с автоматической коробкой передач, цена которых со всеми поддержками оказывается ниже 1,8 миллиона рублей, что на 200 с лишним тысяч меньше изначально объявленной заводом».

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Что произошло с Сибирью? Что произошло с Сибирью?

Почему осмыслить место Сибири в истории России непросто?

Дилетант
Немое кино Немое кино

Истории, которых не было, но которые могли бы быть

Автопилот
Чернобыльское досье КГБ Чернобыльское досье КГБ

Украинская власть за последние годы рассекретила огромный массив документов КГБ

Дилетант
4 ситуации, когда передаривать подарки даже нужно, — и как правильно это делать 4 ситуации, когда передаривать подарки даже нужно, — и как правильно это делать

По этикету, вручить ненужные презенты другому человеку еще как можно

ТехИнсайдер
«Мама — это где-то рядом с Москвой». В поисках точки абсолютного покоя «Мама — это где-то рядом с Москвой». В поисках точки абсолютного покоя

Помогут ли санкции вернуть промышленность на отдаленные северные территории

Эксперт
Историческая сага: 5 книг для ценителей масштабных историй Историческая сага: 5 книг для ценителей масштабных историй

Романы-саги, которые позволят рассмотреть мировые события с разных точек зрения

Maxim
Трейдеры уходят в темноту Трейдеры уходят в темноту

Зачем брокеры и биржи расширяют время торгов

Эксперт
8 заветных желаний 8 заветных желаний

Как же заставить силу воображения работать? Надо превратить мечты в планы

Лиза
«Путь к диалогу человека с Богом открыт каждому» «Путь к диалогу человека с Богом открыт каждому»

В чем в сущности своей различаются восточная и западная ветви христианства?

Монокль
В турецкой пещере нашли практически целую корзину позднего бронзового века В турецкой пещере нашли практически целую корзину позднего бронзового века

Археологи обнаружили в турецкой пещере Инёню практически целую древнюю корзину

N+1
Баба-Яга и все-все-все: (очень) краткая история сказок в отечественном кино Баба-Яга и все-все-все: (очень) краткая история сказок в отечественном кино

Историю жанра сказочных фильмов, ключевые периоды и важнейшие имена

СНОБ
Бесчеловечные хищники морских глубин Бесчеловечные хищники морских глубин

Автономные необитаемые подводные аппараты ВМС США

Обозрение армии и флота
Убийцы кораблей Убийцы кораблей

Современные противокорабельные ракеты

Обозрение армии и флота
Дорогой к храму: как бывший брокер и металлотрейдер вернул к жизни древнее поселение Дорогой к храму: как бывший брокер и металлотрейдер вернул к жизни древнее поселение

Как предприниматель Геннадий Спажев восстановил село Замытье

Forbes
Бот из машины Бот из машины

Как биороботы оживают и меняют мир технологий

РБК
Ромашка Ромашка

Весь день она вспоминала о Чифе и мысленно улыбалась ему

СНОБ
Бородатый рейс — о чем говорят мужчины на приеме у косметолога и пластического хирурга Бородатый рейс — о чем говорят мужчины на приеме у косметолога и пластического хирурга

Почему мужчины все чаще обращаются к косметологам и хирургам

СНОБ
Южнорусский лингвистический остров на карте Уругвая Южнорусский лингвистический остров на карте Уругвая

Как переселенцы из России сохраняют язык в Латинской Америке

Наука
Роза пустыни в нашем доме Роза пустыни в нашем доме

Мода на так называемые бутылочные деревья принесла нам маленькое чудо — адениум

Наука и жизнь
Человечность как стратегия бизнеса Человечность как стратегия бизнеса

Что нужно компаниям, чтобы не испытывать нехватки кадров

Монокль
Вера Сторожева: «Я никогда не обижаюсь на артистов» Вера Сторожева: «Я никогда не обижаюсь на артистов»

Он каждого из нас предостерег: не исключено, что вы будете безработными

Караван историй
Покупай, подорожало Покупай, подорожало

Российский авторынок идет на рекорд

Деньги
Люди острова Люди острова

Люди Ольхона: что тянет сюда людей, заставляет их остаться?

Seasons of life
Уменьшить хроническую боль можно с помощью качественного питания Уменьшить хроническую боль можно с помощью качественного питания

Как связаны употребление качественной пищи и хронические боли?

ТехИнсайдер
Как развивают градостроительный потенциал в регионах России Как развивают градостроительный потенциал в регионах России

Как на самом деле обстоят дела с развитием инфраструктуры в регионах

ФедералПресс
Теория множественности вселенных Теория множественности вселенных

А что, если существует огромное количество параллельных вселенных?

Зеркало Мира
«Привет, я псих из палаты номер шесть»: история мужчины, который попал в клинику неврозов «Привет, я псих из палаты номер шесть»: история мужчины, который попал в клинику неврозов

Что, если на самом деле психиатрическая больница — это не так уж и страшно?

Psychologies
Помощники РПКСН Помощники РПКСН

Роль флота в структуре ядерного сдерживания

Обозрение армии и флота
В горгонопсе с Мальорки заподозрили древнейшего представителя терапсид В горгонопсе с Мальорки заподозрили древнейшего представителя терапсид

Ученые обнаружили на острове Мальорка в Средиземном море остатки горгонопса

N+1
Кто такая Парасту Ахмади — иранская певица, которой грозит смертная казнь за пение и отсутствие хиджаба Кто такая Парасту Ахмади — иранская певица, которой грозит смертная казнь за пение и отсутствие хиджаба

Парасту Ахмади была арестована за то, что нарушила иранские законы

Psychologies
Открыть в приложении