Выставка в музее «Гараж» «Грядущий мир» ищет пути спасения человечества

ЭкспертКультура

«Гараж» как храм нового экоактивизма

Выставка в музее «Гараж» «Грядущий мир: экология как новая политика. 2030–2100» ищет пути спасения человечества

Вячеслав Суриков

Новый выставочный проект в музее «Гараж» интерпретирует непродолжительный период в будущем, когда людям придется смириться с тем, что «у нас нет другой планеты»

В стенах «Гаража» в его новом проекте можно встретить и традиционное изобразительное искусство: «Речной пейзаж с рыбаками» (XVII век) Саломона ван Рейсдала, и картину его современника Карела Дюжардена «Пейзаж с домашним скотом», в котором «человеку отводится скромное место рядом с красивыми, сильными и добрыми домашними животными, которые являются подлинными героями картины». Вместе с гобеленом (кураторы выставки предпочитают именовать его шпалерой), сотканным неизвестным мастером в XVI веке, они составляют триаду классического искусства, в котором художники прошлого манифестировали об «эмансипации природы». Рядом с ними выложена серия из 34 коллотипий Макса Эрнста, в двадцатых годах прошлого века упражнявшегося в придуманной им технике фроттажа, когда карандашом рисуют на бумаге натирающими движениями. Их появление в рамках выставки с названием «Грядущий мир» тоже не случайно. Как мы узнаем из кураторского текста, фроттаж — это художественная форма, «наилучшим образом приспособленная для выражения активных отношений между человеком и внешним миром».

Но основная содержательная часть выставки зиждется на инсталляциях. И самый близкий аналог — аллегорическая живопись, столь распространенная как раз в XVI и XVII веках (еще один ракурс, который задают картины голландцев ван Рейсдала и Дюжардена), когда художник создают визуальный образ, нуждающийся в расшифровке. Каждый объект снабжен подробным описанием — причем прочесть его и, при желании, послушать (на сайте «Гаража» есть и аудиоверсия кураторских текстов) можно еще до визита на выставку. У зрителя есть шанс увидеть «Грядущий мир» подготовленным: он может сразу применить прочтенные или услышанные им трактовки к увиденному на выставке. Или интерпретировать их самостоятельно, что и делают большинство людей при созерцании старинной аллегорической живописи: тот смысл, который закладывал в свое произведение художник, уже недоступен. Мы можем только отдаленно догадываться, что он имел в виду, и предаваться бесконечным интеллектуальным упражнениям в восстановлении языка аллегорий, которым владели люди, жившие почти полтысячи лет назад.

Объекты современного искусства сродни иероглифам — не обязательно концентрироваться на их внешней форме, она может и не претендовать на эстетическую ценность. Инсталляции — это особым образом упакованная информация. Куратор распаковывает ее в своих текстах, которые нам доступны как на самой выставке, так и на сайте. Он толкует значение каждого иероглифа и составляет из них как бы отдельные фразы, которые в свою очередь складываются в развернутый месседж. Таковым, по сути, является любая выставка и в особенности выставка современного искусства. Критерии оценки, которые мы применяем в отношении того или иного текста, существующего в виде сочетания букв, применимы к тексту, который написан в виде инсталляций. Мы оцениваем, насколько он внятен, насколько он стилистически выдержан, и главное — какова его информационная ценность. Узнаем ли мы из него что-то новое, о чем мы не знали прежде?

«Грядущий мир» жестко очерчивает сроки, которые человечество будет вынуждено существовать на планете Земля: 2030–2100 год. Первая — предполагаемая дата исчерпания мировых запасов нефти, вторая — начало заселения человечеством Вселенной и одновременно достижения бессмертия. Вопрос, на который пытаются ответить художники: а что, собственно, делать тем поколениям, которым придется жить именно в этом временном промежутке, когда старая эпоха закончилась, а новая еще не настала? Ответ очевиден: попытаться сберечь ту планету, на которой мы сейчас находимся, не только для себя, но для следующих поколений, у которых так же, как и у нас в случае невозможности жить на этой, не будет возможности переселиться на другие планеты. Для этого нужно начать с того, чтобы думать о самих себе не как о центре и высшей цели мироздания, а как о части глобальной системы, которую человек должен не подчинить себе, а только взаимодействовать с ней, не нарушая не им принятый порядок вещей.

Объект, созданный Сюзан Шуппли, — это двадцать передовиц газеты «Правда», с 26 апреля по 15 мая 1986 года, — от того дня, когда произошла авария на Чернобыльской АЭС, до того дня, когда в газете сделали по этому поводу первую публикацию. И это дословный текст выступления Михаила Горбачева по телевидению, включая вступительные слова: «Добрый вечер, товарищи!» Над первыми полосами советской газеты, с заголовками «По сортам и урожай», «Вернуть былую славу», «Улучшая управление отраслью», «Тяжелеют составы», «Решимость трудящихся» с текстами, описывающими трудовые будни советских людей, сгущается темное облако — мы видим его на видеозаписи. И это не только история замалчивания фактов, это еще и история шока, который переживает технократическая цивилизация в тот момент, когда техника выходит из-под контроля. Шок оказывается настолько сильным, что какое-то время цивилизация предпочитает делать вид, что ничего не происходит, никакой опасности нет, что жизнь идет своим чередом.

«План Обюс» Ле Корбюзье (мы видим на выставке 12 оригинальных планов этого проекта) предполагает строительство зданий, вписанных в природных ландшафт. Архитектура повторяет природные формы, стараясь не нарушать то, что уже было создано до нее, и таким образом сохранить первоначальную гармонию. От человека требуется постичь ее и повторить ее ритм. Скульптуры Михаила Матюшина, ко всему прочему еще и создателя футуристической оперы «Победа над солнцем» (1913), из древесных корней трактуются как «пример сознательного возврата к Природе в эпоху исторического авангарда, более известную неудержимым восторгом перед Машиной». Фотография акции группы «Гнездо», запечатлевшая трех человек, задержавших дыхание на одну минуту в 1977 году в присутствии примерно десяти зрителей. В течение этого времени они экономят около одного литра выдыхаемого углекислого газа, избыток которого грозит климатическими изменениями. Об их последствиях сигнализируют тропические цветы, лежащие под деревом, растущим перед входом в музей (этот объект — дело рук артистического дуэта Allora & Calzadilla из Пуэрто-Рико). Но именно это вызывает эффект, обратный тому, который программировали художники: вместо ужаса перед будущим местные жители скорее жаждут его скорейшего наступления.

Проект «Грядущий мир» свидетельствует о том, что экология — это не только «новая политика», но и новая религия, которая, пусть противоречиво, исповедует финитность существования планеты Земля и тем самым мобилизует человечество. Экоактивизм — из разряда полумаргинальных видов деятельности, на наших глазах он преображается в мейнстрим. У этого движения есть очевидный враг — пластик, который в доселе невиданных масштабах засоряет планету и нарушает естественный ход жизни ее обитателей. Священная метка экоактивистов recyclable («пригодный к переработке) стоит на одной из сторон «Гаража», но на другой стороне к ней примыкает приставка «un» — и тогда слово меняет свое значение на противоположное. Несмотря на то что, по словам директора музея Антона Белова, «Гараж» претендует на то, чтобы быть самым экологичным музеем в мире, готов признать, что в глазах художников он не выглядит таковым — ему есть в чем усовершенствоваться.

Но путь выбран и миссия ясна. «Гараж» в ближайшие пять месяцев намерен стать центром/храмом экоактивизма. Если ты приходишь на выставку и созерцаешь представленные на ней объекты, ты становишься причастным к созиданию нового мира, в котором человек — это только «часть экосистемы». Из заключенной в объекты информации ты извлекаешь знание, которое позволит тебе менять и свое будущее, и будущее планеты в целом уже сейчас. Если в традиционном музее изобразительных искусств мы созерцаем искусство, которое интерпретирует прошлое, то в «Гараже» мы видим объекты, которые интерпретируют будущее. Для этой интерпретации художники создают новый язык. Отчасти в ущерб себе. В отличие от создателей полотен в жанре аллегорической живописи XVI–XVII веков, ценность произведений которых со временем только возрастает, произведения современных художников существуют только в пределах выставки и только в заданном контексте. Стоит им покинуть пределы музея или попасть в новый контекст, с которым они не резонируют, как они утрачивают и смысл, и ценность. Современное искусство тоже требует жертв.

Алексей Народицкий © Музей современного искусства «Гараж»

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Драма рубля Драма рубля

В последние полтора года российской экономике везло с нефтяными ценами

Forbes
Бесчеловечные хищники морских глубин Бесчеловечные хищники морских глубин

Автономные необитаемые подводные аппараты ВМС США

Обозрение армии и флота
Жажда альтернативы Жажда альтернативы

«Сады Придонья» первыми запустили массовое производство растительного молока

Forbes
Историческая сага: 5 книг для ценителей масштабных историй Историческая сага: 5 книг для ценителей масштабных историй

Романы-саги, которые позволят рассмотреть мировые события с разных точек зрения

Maxim
Под винным соусом Под винным соусом

Секрет, над которым бились столетиями: что делать, если любимая обиделась

VOICE
Как экс-сотрудник «Яндекса» запустил сервис ремонта гаджетов, который взлетел за счет дружелюбного отношения к клиентам Как экс-сотрудник «Яндекса» запустил сервис ремонта гаджетов, который взлетел за счет дружелюбного отношения к клиентам

Отрывок из книги «Сделано по-настоящему» о предпринимателях (не)перфекционистах

Inc.
Игра Brawl Stars: популярное развлечение или угроза для детей? Игра Brawl Stars: популярное развлечение или угроза для детей?

Разбираемся, в чем секрет игры Brawl Stars и стоит ли беспокоиться взрослым

Psychologies
8 заветных желаний 8 заветных желаний

Как же заставить силу воображения работать? Надо превратить мечты в планы

Лиза
Юрий Кузнецов: «Зарабатывать деньги меня учили Абдулов и Миронов» Юрий Кузнецов: «Зарабатывать деньги меня учили Абдулов и Миронов»

В театре завидовали: Кузнецов провинциал, а все снимается и снимается!

Караван историй
«Голос поэта» «Голос поэта»

О проекте «Голос Поэта» прямо как в лучшие годы, когда стихи печатали в журналах

OK!
В турецкой пещере нашли практически целую корзину позднего бронзового века В турецкой пещере нашли практически целую корзину позднего бронзового века

Археологи обнаружили в турецкой пещере Инёню практически целую древнюю корзину

N+1
Баба-Яга и все-все-все: (очень) краткая история сказок в отечественном кино Баба-Яга и все-все-все: (очень) краткая история сказок в отечественном кино

Историю жанра сказочных фильмов, ключевые периоды и важнейшие имена

СНОБ
«Он совершенно чокнутый»: как гипнотизер проклял «Манчестер Сити» и его тренера «Он совершенно чокнутый»: как гипнотизер проклял «Манчестер Сити» и его тренера

Почему футбольный клуб «Манчестер Сити» переживает самый глубокий кризис

Forbes
Пока не кончилось Пока не кончилось

Каково это — увидеть финал того, что длилось много серий

Weekend
Эмоциональное техно Эмоциональное техно

Как можно описать стиль эмоциональной архитектуры?

ТехИнсайдер
Изба-читальня Изба-читальня

10 способов обустроить домашнюю библиотеку

Лиза
Нарисуем — будем жить! Нарисуем — будем жить!

3D-принтеры: прошлое, настоящее и космическое будущее

Зеркало Мира
Назад в будущее: почему IT-гиганты стали инвестировать миллиарды в атомную энергию Назад в будущее: почему IT-гиганты стали инвестировать миллиарды в атомную энергию

Почему корпорации ищут спасение «старом» атоме и причем тут ИИ?

Forbes
Робот с революционным запалом Робот с революционным запалом

Как челябинскому Заводу роботов совершил революцию в отрасли робототехники

Монокль
«Я перестала страдать из-за отсутствия отношений и нашла счастье в одиночестве»: история одной женщины «Я перестала страдать из-за отсутствия отношений и нашла счастье в одиночестве»: история одной женщины

История женщины, которая нашла счастье в одиночестве

Psychologies
5 лучших и 5 худших сладостей для вашего здоровья 5 лучших и 5 худших сладостей для вашего здоровья

Бывают ли полезные сладости?

ТехИнсайдер
Резерв на будущее Резерв на будущее

Как развиваются технологии хранения энергии

РБК
Роу-муви Роу-муви

Неудивительно, что именно сказки стали одним из первых киножанров

Правила жизни
Роза пустыни в нашем доме Роза пустыни в нашем доме

Мода на так называемые бутылочные деревья принесла нам маленькое чудо — адениум

Наука и жизнь
Деликатный вопрос Деликатный вопрос

Все, что ты хотела знать об интимной пластике, но стеснялась спросить

Лиза
Георгий Милляр Георгий Милляр

Правила жизни советского актера Георгия Милляра

Правила жизни
«В русской литературе финалом по большей части является тоска» «В русской литературе финалом по большей части является тоска»

Любовь Аркус о том, что делает финалы великими

Weekend
Ананас Ананас

Польза ананаса, ананасовая диета и рецепты с этим фруктом

Здоровье
С легким паром! 7 правил, чтобы получить максимальный эффект от бани С легким паром! 7 правил, чтобы получить максимальный эффект от бани

Врачи предупреждают – париться можно не всем и отнюдь не до седьмого пота!

Лиза
«Все будут бороться с таргетом» «Все будут бороться с таргетом»

Экономист Дмитрий Адамидов — почему инфляционное таргетирование захватило мир

Монокль
Открыть в приложении