«Гараж» как храм нового экоактивизма
Выставка в музее «Гараж» «Грядущий мир: экология как новая политика. 2030–2100» ищет пути спасения человечества
В стенах «Гаража» в его новом проекте можно встретить и традиционное изобразительное искусство: «Речной пейзаж с рыбаками» (XVII век) Саломона ван Рейсдала, и картину его современника Карела Дюжардена «Пейзаж с домашним скотом», в котором «человеку отводится скромное место рядом с красивыми, сильными и добрыми домашними животными, которые являются подлинными героями картины». Вместе с гобеленом (кураторы выставки предпочитают именовать его шпалерой), сотканным неизвестным мастером в XVI веке, они составляют триаду классического искусства, в котором художники прошлого манифестировали об «эмансипации природы». Рядом с ними выложена серия из 34 коллотипий Макса Эрнста, в двадцатых годах прошлого века упражнявшегося в придуманной им технике фроттажа, когда карандашом рисуют на бумаге натирающими движениями. Их появление в рамках выставки с названием «Грядущий мир» тоже не случайно. Как мы узнаем из кураторского текста, фроттаж — это художественная форма, «наилучшим образом приспособленная для выражения активных отношений между человеком и внешним миром».
Но основная содержательная часть выставки зиждется на инсталляциях. И самый близкий аналог — аллегорическая живопись, столь распространенная как раз в XVI и XVII веках (еще один ракурс, который задают картины голландцев ван Рейсдала и Дюжардена), когда художник создают визуальный образ, нуждающийся в расшифровке. Каждый объект снабжен подробным описанием — причем прочесть его и, при желании, послушать (на сайте «Гаража» есть и аудиоверсия кураторских текстов) можно еще до визита на выставку. У зрителя есть шанс увидеть «Грядущий мир» подготовленным: он может сразу применить прочтенные или услышанные им трактовки к увиденному на выставке. Или интерпретировать их самостоятельно, что и делают большинство людей при созерцании старинной аллегорической живописи: тот смысл, который закладывал в свое произведение художник, уже недоступен. Мы можем только отдаленно догадываться, что он имел в виду, и предаваться бесконечным интеллектуальным упражнениям в восстановлении языка аллегорий, которым владели люди, жившие почти полтысячи лет назад.
Объекты современного искусства сродни иероглифам — не обязательно концентрироваться на их внешней форме, она может и не претендовать на эстетическую ценность. Инсталляции — это особым образом упакованная информация. Куратор распаковывает ее в своих текстах, которые нам доступны как на самой выставке, так и на сайте. Он толкует значение каждого иероглифа и составляет из них как бы отдельные фразы, которые в свою очередь складываются в развернутый месседж. Таковым, по сути, является любая выставка и в особенности выставка современного искусства. Критерии оценки, которые мы применяем в отношении того или иного текста, существующего в виде сочетания букв, применимы к тексту, который написан в виде инсталляций. Мы оцениваем, насколько он внятен, насколько он стилистически выдержан, и главное — какова его информационная ценность. Узнаем ли мы из него что-то новое, о чем мы не знали прежде?
«Грядущий мир» жестко очерчивает сроки, которые человечество будет вынуждено существовать на планете Земля: 2030–2100 год. Первая — предполагаемая дата исчерпания мировых запасов нефти, вторая — начало заселения человечеством Вселенной и одновременно достижения бессмертия. Вопрос, на который пытаются ответить художники: а что, собственно, делать тем поколениям, которым придется жить именно в этом временном промежутке, когда старая эпоха закончилась, а новая еще не настала? Ответ очевиден: попытаться сберечь ту планету, на которой мы сейчас находимся, не только для себя, но для следующих поколений, у которых так же, как и у нас в случае невозможности жить на этой, не будет возможности переселиться на другие планеты. Для этого нужно начать с того, чтобы думать о самих себе не как о центре и высшей цели мироздания, а как о части глобальной системы, которую человек должен не подчинить себе, а только взаимодействовать с ней, не нарушая не им принятый порядок вещей.
Объект, созданный Сюзан Шуппли, — это двадцать передовиц газеты «Правда», с 26 апреля по 15 мая 1986 года, — от того дня, когда произошла авария на Чернобыльской АЭС, до того дня, когда в газете сделали по этому поводу первую публикацию. И это дословный текст выступления Михаила Горбачева по телевидению, включая вступительные слова: «Добрый вечер, товарищи!» Над первыми полосами советской газеты, с заголовками «По сортам и урожай», «Вернуть былую славу», «Улучшая управление отраслью», «Тяжелеют составы», «Решимость трудящихся» с текстами, описывающими трудовые будни советских людей, сгущается темное облако — мы видим его на видеозаписи. И это не только история замалчивания фактов, это еще и история шока, который переживает технократическая цивилизация в тот момент, когда техника выходит из-под контроля. Шок оказывается настолько сильным, что какое-то время цивилизация предпочитает делать вид, что ничего не происходит, никакой опасности нет, что жизнь идет своим чередом.
«План Обюс» Ле Корбюзье (мы видим на выставке 12 оригинальных планов этого проекта) предполагает строительство зданий, вписанных в природных ландшафт. Архитектура повторяет природные формы, стараясь не нарушать то, что уже было создано до нее, и таким образом сохранить первоначальную гармонию. От человека требуется постичь ее и повторить ее ритм. Скульптуры Михаила Матюшина, ко всему прочему еще и создателя футуристической оперы «Победа над солнцем» (1913), из древесных корней трактуются как «пример сознательного возврата к Природе в эпоху исторического авангарда, более известную неудержимым восторгом перед Машиной». Фотография акции группы «Гнездо», запечатлевшая трех человек, задержавших дыхание на одну минуту в 1977 году в присутствии примерно десяти зрителей. В течение этого времени они экономят около одного литра выдыхаемого углекислого газа, избыток которого грозит климатическими изменениями. Об их последствиях сигнализируют тропические цветы, лежащие под деревом, растущим перед входом в музей (этот объект — дело рук артистического дуэта Allora & Calzadilla из Пуэрто-Рико). Но именно это вызывает эффект, обратный тому, который программировали художники: вместо ужаса перед будущим местные жители скорее жаждут его скорейшего наступления.
Проект «Грядущий мир» свидетельствует о том, что экология — это не только «новая политика», но и новая религия, которая, пусть противоречиво, исповедует финитность существования планеты Земля и тем самым мобилизует человечество. Экоактивизм — из разряда полумаргинальных видов деятельности, на наших глазах он преображается в мейнстрим. У этого движения есть очевидный враг — пластик, который в доселе невиданных масштабах засоряет планету и нарушает естественный ход жизни ее обитателей. Священная метка экоактивистов recyclable («пригодный к переработке) стоит на одной из сторон «Гаража», но на другой стороне к ней примыкает приставка «un» — и тогда слово меняет свое значение на противоположное. Несмотря на то что, по словам директора музея Антона Белова, «Гараж» претендует на то, чтобы быть самым экологичным музеем в мире, готов признать, что в глазах художников он не выглядит таковым — ему есть в чем усовершенствоваться.
Но путь выбран и миссия ясна. «Гараж» в ближайшие пять месяцев намерен стать центром/храмом экоактивизма. Если ты приходишь на выставку и созерцаешь представленные на ней объекты, ты становишься причастным к созиданию нового мира, в котором человек — это только «часть экосистемы». Из заключенной в объекты информации ты извлекаешь знание, которое позволит тебе менять и свое будущее, и будущее планеты в целом уже сейчас. Если в традиционном музее изобразительных искусств мы созерцаем искусство, которое интерпретирует прошлое, то в «Гараже» мы видим объекты, которые интерпретируют будущее. Для этой интерпретации художники создают новый язык. Отчасти в ущерб себе. В отличие от создателей полотен в жанре аллегорической живописи XVI–XVII веков, ценность произведений которых со временем только возрастает, произведения современных художников существуют только в пределах выставки и только в заданном контексте. Стоит им покинуть пределы музея или попасть в новый контекст, с которым они не резонируют, как они утрачивают и смысл, и ценность. Современное искусство тоже требует жертв.
Алексей Народицкий © Музей современного искусства «Гараж»
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl