Эдуард Бояков о прошлом и будущем вверенного ему театра

ЭкспертКультура

Эдуард Бояков: «Театр — храм в кавычках и с маленькой буквы, но все же храм»

Новый художественный руководитель МХАТа имени Горького спустя сто дней после своего назначения — о прошлом и будущем вверенного ему театра

Вячеслав Суриков

Эдуард Бояков — художественный руководитель МХАТа имени Горького с декабря 2018 года

Эдуард Бояков, на протяжении десяти с лишним лет возглавлявший фестиваль «Золотая маска», организатор фестиваля «Новая драма», создатель театра «Практика», ныне художественный руководитель МХАТа имени Горького, которым до него руководила Татьяна Доронина. Теперь Доронина — президент театра. На счету Боякова уже четыре премьеры: «Сцены из супружеской жизни» в постановке Андрея Кончаловского, «Последний герой» Руслана Маликова, «Последний срок» Сергея Пускепалиса и поэтический мультимедийный спектакль «Бессмертные строки» в постановке самого худрука. «Эксперт» поговорил с Эдуардом Бояковым о том, как он видит прошлое и будущее своего театра.

— Что может измениться в МХАТе имени Горького с вашим приходом?

— Мы строим театр, который, с одной стороны, всячески связан с традицией, присягает тому, что было и при Дорониной, и до нее, который сохраняет на своей афише строчку о том, что он основан Станиславским и Немировичем-Данченко. С другой стороны, мы строим новый театр. Я режиссер и продюсер не из числа тех, кто приходит, чтобы сохранить все как было. Я делаю новое, что-то из разряда того, чего раньше не было. Мы хотим создать театр, где академическая традиция будет встречаться с современностью. Речь идет об актуализации разговора о новом, авангардном, радикальном на территории академической традиции, а не на территории другого пространства, с другой архитектурой и историей.

— Как это будет реализовываться в репертуарной политике?

— Если мы полистаем фотографии первых пяти-шести сезонов Станиславского, мы будем поражены разнообразием постановок, начиная с совершенно коммерческих костюмных историй и заканчивая тем, что сегодня называют новой драмой, и тогда это тоже называли новой драмой. Я имею в виду Гауптмана, Ибсена, Стриндберга — всю линию скандинавской драматургии. Третья линия — это Чехов, четвертая — Горький. Причем Горький, который написал «На дне», — это еще не драматург с мировым именем и не создатель соцреализма, это абсолютный экспериментатор. То, что сделал Горький в театре, похоже на то, что сделала панк-музыка с рок-музыкой или рок-музыка с классической поп-музыкой пятидесятых. Это радикальное изменение языка, категорическое изменение формы: ни тех героев, которых Горький вывел на сцену, ни языка, ни проблематики не было в русском театре.

В русской литературе это было. Были если уж не отцы у Горького, то, можно сказать, дяди и тети. А вот если говорить про драматургию, то, что он применил, — очень современная технология. Сегодня очень много проектов, где режиссеры и продюсеры рассказывают: мы пошли на завод или там куда-нибудь, что разговаривали с бомжами или в больницах с какими-то больными людьми, что они записали их монологи, что актеры жили вместе с ними… На самом деле они изобретают велосипед. Московский художественный театр и Горький как раз это и изобрели в свое время. Ровно это они уже сделали — жили с этими людьми, выпивали с ними и вывели их потом на подмостки в великом спектакле «На дне». Даже если листать фотографии этого спектакля, ты понимаешь, что на тебя обрушивается какой-то невероятный массив, и информационный, и стилистический. Это что — традиция или авангард? Вы не сможете ответить. Конечно, для нас это традиции и классика. Но одновременно это традиция нарушения существующего канона. И даже драматургия Арбузова, самого мягкого такого советского драматурга, — это новая, самостоятельная история, связанная с новыми отношениями, новыми социальными ролями, с новой эротикой. У Арбузова много эротики: и она очень интересная, очень советская эротика, пуританская, пробивающаяся сквозь советскую принципиальность, советскую замкнутость, но она все время живет! Она живет не только в интерпретациях режиссеров — она живет в тексте, она живет в лексике! Или Гельман — это же невероятно радикальный автор, возвращение в семидесятые-восьмидесятые годы производственной пьесы, фактически к началу соцреализма тридцатых годов. Об этом сейчас не принято вспоминать, потому что считается, что это заказуха. А Гельман смог поднять в своих парткомовскопроизводственных пьесах вполне актуальную проблематику, которая очень сильно, конечно, отличалась от той, которую поднимал Любимов. Потому что Любимов, при всем преклонении перед ним, не привел новую драматургию в театр. Зато он привел в театр поэзию, и это мы у него обязательно возьмем. В этом отношении мы будем продолжателями таганской традиции. МХАТ всегда был связан с новыми авторами, всегда.

Вот сезон 1992/93 года. Владимир Малягин — нынешний профессор Литинститута, пишет драму «Аввакум». Художник Серебровский — главный и последний, по-моему, продолжатель дела классического Серебряного века — делает его оформление. И в 1992 году мы — я имею в виду, город, нация — смотрим премьеру про протопопа Аввакума: пустозерские узники, старец Епифаний, посыльный Дорофей! (Показывает на афиши, висящие на стене кабинета.) Я выбрал из архива и повесил в своем мхатовском кабинете три афиши: одну — потому что это «Скамейка» Гельмана с Дорониной в главной роли, вторую — потому что это «Аввакум» Малягина, а третью (показывает на афишу спектакля «Как мы со Сталиным обмывали Сталинскую премию») — потому что Юрий Горобец, наш актер и режиссер, здоровья ему и сил, поставил этот спектакль по мотивам произведений Виктора Некрасова. Понимаете, в чем искра? Некрасов — это война, тема Сталина представлена в непарадном виде, тема репрессий, тема пушечного мяса. Сейчас я ловлю себя на том, что к этой позднесоветской интеллигентской проблематике и стилистике я иногда отношусь даже с каким-то высокомерием. А тогда, я думаю, это было очень важно, это все было очень живо, и театр жил этим.

Я начал с Горького, Ибсена, Гауптмана, Чехова и остановился на Малягине, Викторе Некрасове и Гельмане. Всегда — и до войны, и после, и в конце Советского Союза — МХАТ был местом, где формировалась современная эстетика. Ефремовские «Сталевары» — абсолютная легенда. Я не видел этого спектакля. Я видел фотографии, слышал рассказы о нем. И поверьте, люди, которые видели «Сталеваров», говорят о сильнейшем впечатлении, потому что это огромная сцена, тысяча четыреста человек, и на сцене в качестве декорации был построен завод.

— В этом спектакле на сцене даже работала настоящая доменная печь!

— Да! Это Олег Ефремов пришел и показал: «Мне театр построили огромный — я вам сейчас зафигачу так, что мало не покажется!» Я несколько дней назад говорил с Калягиным, который на этой сцене в «Так победим» Шатрова сыграл Ленина, и, судя по всему, он лет тридцать здесь не был, и я видел, что с ним происходит от воспоминаний об этом театре. И дело не только в том, что здесь были хорошие спектакли, не только в том, что здесь были хорошие режиссеры и выдающиеся актеры. Дело, конечно, в том, что это была современная драматургия, это были тексты, которые никто не слышал, никто не читал, в отличие от классики. И у МХАТа есть эта миссия. И Поляков, которого Доронина регулярно ставила — четыре спектакля по пьесам Полякова, — это тоже продолжение этой линии; это ее ответ на вопрос. Я не могу сказать, что Поляков мой любимый драматург, но я уважаю то, что театр это делал. Почему-то все думали, что первое, что я сделаю, — сниму спектакли Полякова, потому что у него очень сложные отношения с Захаром Прилепиным. Мы с Захаром посмеялись и сказали: «Да ради Бога, о чем речь! Писатель-то хороший!»

Это традиция, понимаете? Это как в Третьяковке: вот Рублев, вот передвижники — и дальше пошло: вот Серов, вот пятидесятые годы, вот суровый стиль, вот нонконформисты, вот девяностые и так далее. Ни в коем случае нельзя упустить какую-то из линий. Нельзя рубить уже выросший корень. Мы должны что-то прибавить ко всему вышеперечисленному. Теперь наступает время, когда мы должны что-то говорить свое.

— Академическое начало в театре — в каком процентном соотношении оно может проявляться в репертуаре?

— Стопроцентно! Я еще раз повторю, может быть, я недостаточно определенно это сказал: считаю, что любая радикальная и лабораторная практика должна осмысливаться именно как часть нашей академической традиции. Это и есть мхатовский академизм. Это поиск. Мхатовский академизм — это не хулиганство. Мхатовский академизм — это не сбрасывание классиков с корабля современности. Мхатовский академизм — это не суицидально-разрушающие практики, но это и не академизм Малого театра, не академизм Вагановской академии. Это не академизм балета Петипа в трактовке Вихарева, например, который реконструировал «Спящую красавицу» в Мариинском театре, сделав ее так, как она была поставлена изначально. Мы не театр Кабуки, не китайская опера. Наш академизм — это поиск, это от-крытия, которые совершил Станиславский, невероятно важные, связанные с тонкими психическими энергиями, с подсознанием, которое параллельно в это же время становилось предметом исследования психоанализа, потому что Станиславский — это ровесник не только Горького, Чехова и Ибсена, но и Фрейда, Юнга. Станиславский еще и современник великого Вивекананды, о котором писал Ромен Роллан и который приехал в конце девятнадцатого века на чикагскую конференцию (1893 год, «Всемирный парламент религий». — «Эксперт»), сделал доклад про Веданту и обратился к евроцентричному миру, который до сих пор жил, думая, что он мир и есть. И вот приходят люди, которые на хорошем английском языке рассказывают что-то про культуру, которой пять, шесть, семь тысяч лет и которая достигла невероятных глубин в проработке глубинных вещей: вы вот здесь подсознание якобы изобрели, то есть вам стало известно благодаря доктору Фрейду о том, что связь есть с либидо, материнские и отцовские комплексы, и так далее. Но, ребята, у нас вот втором веке до нашей эры была «Йога-сутра» Патанджали. И Станиславский обо всем этом, включая йогу, много думал.

Это невероятный мир, и в этом отношении процессы расширения границ связаны и с новым знанием, новой географией. Автомобили, паровозы изменили мобильность людей. Наркотики пришли в культуру окончательно и бесповоротно. И после времени Станиславского они уже не уходили. И сегодня наркотики — это одна из самых главных, самых важных и самых закрытых тем вообще в культуре. Если кто-то и делает фильмы о наркотиках, то делает фильмы не о наркотиках, а о наркоманах, вроде Climax (в отечественном прокате. — «Экстаз». — «Эксперт»), который Гаспар Ноэ год назад показал в Каннах. И всё. А что происходит с сознанием человека? Что происходит с коллективным бессознательным, если пользоваться термином Юнга? Что происходит с нашим семиотическим пространством? Под воздействием каких веществ оно находится? Связано ли оно с майонезом, который мы покупаем? Понятно, там нет ЛСД, но коммуникация, которая нас заставляет купить этот майонез, связана с веществами, и это началось в начале двадцатого века. Как я уже сказал, это новая мобильность, новые границы, новые культуры. Первый шаг к глобальному миру. Вам не кажется, что я описываю ситуацию 2019 года? А ведь это время Станиславского. Просто слова «интернет» не было и не было всех этих авиаперелетов. И в этом отношении нам, конечно, идти и идти к нему, нам жить с ним, жить и изучать. Здесь я не буду делать хорошую мину при плохой игре, потому что ситуация, по-моему, просто чудовищная!

— Что вы имеете в виду под этим словом?

— Чудовищная, если говорить о взаимоотношениях традиции, школы и реального театра, — я сейчас говорю не только про МХАТ имени Горького, я говорю про все наши главные театры. Ни один из них даже задач таких перед собой не ставит, может быть, за исключением Додина. Я надеюсь, что Женовач скажет что-то в этом направлении, но он явно не спешит с высказываниями. А все остальные театры — это театры вне дискурса о системе… Как система Станиславского живет в сегодняшнем актере, что происходит с системой Станиславского, с техникой актерской, что происходит с этикой Станиславского, что происходит с душой актера, что происходит с его энергией? Основные последователи Станиславского, создатели школ, которые капитализировали это учение, великие актеры, такие как Джек Николсон, Эдвард Нортон или Дастин Хоффман, просто говорят о нем как о своем наставнике. Это их школа, понимаете? Они к Станиславскому ближе намного, чем мы. Мы потеряли даже дискурс, мы потеряли этот разговор. В труппах наших театров Станиславский не живет!

— Есть же еще и Мейерхольд! Разве он не заполняет эту нишу?

— Нет, конечно, потому что Мейерхольд — это самостоятельная глыба, такая же, как и Вахтангов, и Михаил Чехов, этот список можно продолжать: есть еще как минимум десять фамилий. Я никогда не мыслил себя как академически ориентированного театрального режиссера или театрального исследователя. Последние тридцать лет жизни я интересуюсь этими вопросами — вопросами театральной теории — с момента, когда я начал работать завлитом в театре, но я не носитель этого знания. Тем не менее у меня достаточно компетенций, чтобы позволить себе поставить этот диагноз катастрофический. И на вопрос, что делать, у меня есть ответ, который формируется автоматически: надо срочно исправлять ситуацию, надо воссоздать академический дискурс.

Русская культура удивительна еще и тем, что мы говорим: что-то потеряно безвозвратно, — а оказывается, оно не потеряно. Остается на это надеяться. Отдельные педагоги есть и в ГИТИСе, и во МХАТе, и в «Щуке», безусловно, они есть. Но все-таки одних только педагогов театральных недостаточно для того, чтобы говорить, что школа живет, потому что они выпускают актеров, и эти актеры должны прийти в театр. Если вы ходите в московские театры, если вы знаете московский репертуар, вы мне не сможете возразить: я думаю, что в Москве нет ни одной труппы, о которой можно говорить как о труппе. Последний московский театр, где была труппа, — это театр Фоменко. Все-таки студия Женовача — это студия. А театр Фоменко — это труппа. Вот там она была! Там были такие фамилии, мифы, актеры, актрисы… Видишь фамилию Кутепова, или Тюнина, или Степанов — и у тебя уже рождается какое-то решение. Ты не видел спектакля, но ты знаешь, что они делают Островского, и ты уже начинаешь представлять, как они это делают, у тебя сразу Островский встречается с этой труппой, и ты начинаешь думать: «О-о! А этот вот с этой сыграет!» Так же всегда было, правильно? У Товстоногова так же было? У Эфроса так было? У Любимова так было? У Марка Захарова так было? Невероятная труппа! Но ее нет сейчас. И нет фоменковской труппы. Фамилии есть, актеры есть, некоторые из них вполне в хорошей форме. Но театра нет. Труппы нет!

А как можно говорить о Станиславском, если нет труппы?! Потому что труппа по Станиславскому — это и объект, и субъект действия. Потому что система не придумана Станиславским в лаборатории, система придумана в репетиционном зале. Система придумана в игровой модели, которой Станиславский занимался, судя по всему, лет где-то, наверное, с десяти-одиннадцати. Он начал играть в саду, заниматься театром, и всю жизнь занимался одним и тем же: играл, находил странных людей, все они были на грани профессионализма и непрофессионализма, помещал в систему своей лаборатории, производил какой-то продукт, описывал, всегда анализировал. Способность Станиславского к рефлексии — это невероятное чудо! Есть люди более рефлексирующие, может быть, есть люди более экспериментирующие, но одновременное сочетание этих двух качеств почти невозможно! И в случае со Станиславским это чудо. И эта труппа, это сообщество людей, да, в сложных отношениях находящихся друг с другом: отношения Немировича, Чехова, жены Чехова, Морозова, Тарасова, мецената, его жены, ее любовника, артиста этой труппы, у которого отношения с женой этого знаменитого драматурга, у которой отношения с этим режиссером, а у этого режиссера это, а там это, а еще и деньги, а еще и, знаете… Да, это сложно. Но все равно, во-первых, над всем этим гений Станиславского как этический стержень, во-первых, а потом, радость этой работы, этого служения — она просто невероятная! Ориентация на служение буквально религиозное. И другого способа нет. Я буду строить вот это.

— Возможно ли это: создание труппы по архетипу, заданному Станиславским, — в современном мире?

— Я вижу додинский театр. Я смотрю спектакли. Я оказываюсь — ну, сейчас я реже оказываюсь внутри, но в свое время я много находился и за кулисами, и в зале, и часами сидел на репетициях Льва Абрамовича — часами! Они мне очень много давали. И вижу, что можно так. И у него же получилось, и у нас должно получиться — по-другому…

— Что для этого нужно? Почему у всех остальных театров не получается?

— Почему не получается? Я как раз назвал целый ряд театров, у которых совершенно точно получилось: у Любимова получилось, у Захарова получилось, у Фоменко получилось, у Гинкаса с Яновской получилось, как-то так, немножечко по-студийному получилось, но получилось. И у Женовача получилось. Пусть студийно, но получилось!

— Для страны, где действуют несколько сотен театров, — это всего лишь единичные примеры.

— Во-первых, это не единичные примеры. Это все-таки главные, лучшие примеры. Я боюсь сейчас кого-то обидеть — просто забыть, но я думаю, что очень много российских городов, в которых эта модель живет. Она, может быть, не такая идеальная, она, может быть, не самая хрестоматийная, она не просится сразу в антологию какую-то, но она живет! Двадцать лет назад мы Песегова из Минусинска выдвигали на «Золотую маску», и понятно, что это театр-дом. Двадцать лет назад Петров получал «Золотую маску» в Омске, и понятно, что это театр-дом, это театр-труппа. Покойный Кокорин строил театры и в Сибири, и в Поволжье, и он строил театр-дом, и Коляда строит театр-дом. И у Коляды труппа. И там, и там, и там это живет. Это репертуарный театр, а значит, это дело Станиславского, это метод Станиславского, это модель Станиславского.

— Это идеальная модель, к которой должен стремиться каждый театр, или все-таки разные модели могут сосуществовать?

— Ни в коем случае! Упаси Боже! Это самое страшное, что со МХАТом произошло, — вот эта история с омхачиванием в середине прошлого века, когда он стал доминирующей моделью. Есть как минимум пять, шесть, семь, восемь моделей внутри репертуарного театра — я это говорю как продюсер. Я ставил в своем театре, в «Практике», спектакли и буду ставить здесь, но я не буду строить театр режиссера Боякова. Я буду строить репертуарный театр Боякова. Будет мой репертуарный театр, это будет моя труппа, но режиссеров будет несколько, здесь не будет главного режиссера. Один из режиссеров — Пускепалис. Сейчас мы с Кончаловским обсуждаем следующую работу, очень большую, очень серьезную. Не буду пока говорить название, но это очень большая история. Это шаг в противоположную сторону от камерной бергмановской постановки (спектакль Андрея Кончаловского «Сцены из супружеской жизни», премьера которого состоялась в марте этого года. — «Эксперт»), где фокус буквально на двоих, такой крупный план, зум… И так далее, есть ряд режиссеров, которые, надеюсь, будут работать постоянно.

То есть модели разные бывают. Но должно быть существование актеров внутри одного дома. Это как с близкими людьми, когда они подключаются к интимным таким энергиям друг друга, взаимодействуют совершенно на другом уровне, нежели, например, хороший артист мюзикла с другим хорошим артистом мюзикла; совершенно на другом уровне, нежели взаимодействует хороший менеджер банка с другим хорошим менеджером банка. Они взаимодействуют на духовном уровне. Они разбираются вдвоем, в чем смысл жизни, в чем смысл профессии, что происходит с религиозным сознанием, возможно ли вообще сакральное пространство в современной секулярной донельзя культуре. В модернистской секулярной матрице можно ли возвратиться к целостности — не современной, а именно средневековой литургии, когда священник, приход, хор, диакон, алтарники и нищие на паперти были одним целым, и нищие попросили-попросили, а потом подошли, в очередь встали и причастились? И не было разделения на зал и сцену. Было одно пространство, даже архитектурно. Базилика это и реализовывала с точки зрения пространства. Литургия — общее дело. И внутри этого общего дела был зашит эстетический канон, эстетический код, который отвечал на все вопросы. В средневековом храме человек получал ответы на все вопросы. На все!

— Театр все-таки храм?

— Конечно! Конечно! В наше светское время, в наше секулярное время, в наше постмодернистское время театр, конечно, является таким, ну, не с большой буквы Храмом, а с маленькой буквы «храмом» — в кавычках, но храмом. И психоанализ — это храм, как многие об этом пишут. Более того, к сожалению, и стадион сегодня — это храм. Только это языческий храм. То, что переживают люди на стадионе, безусловно, с точки зрения физиологии, биоэнергетики, конечно, религиозные вещи, возвращающие нас к единству, к экстазу, к единению, иногда даже к катарсису.

— Последний вопрос: почему именно Кончаловский?

— Мастер, маэстро, классик и кино, и театра, а мы претендуем на мультимедийный междисциплинарный центр, где помимо спектаклей должно быть очень много образовательных активностей, очень много лекций, очень много философии, очень много поэзии. И вот этот знак междисциплинарности надо было зафиксировать. В этом отношении Кончаловский редкий тип, который чувствует себя уверенно и в той и в другой сфере. Все-таки обычно есть уклон либо в одну сторону, либо в другую. Бергман для меня еще и отсылка к Гауптману, к Ибсену, к Стриндбергу, которые невероятно важны для русской культуры, конечно, и для того времени, о котором мы уже подробно говорили. Опять же это тема возрождающегося психоанализа, которую Бергман, в общем-то, закрыл в семидесятых — восьмидесятых годах. Он никогда себя не скрывал, будучи наследником этой линии. Здесь девяностые — семья, любовь, столкновение, время, трансформация из кино в театр, трансформация из семидесятых в девяностые — такой постмодернистский прием. При этом темы и ценности – совершенно традиционалистские. Мне кажется, этот проект в продюсерском отношении идеальный. Результатом я доволен.

Фото Стоян Васев

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Головорезы Головорезы

Почему медицинский эксперимент века закончился, не успев начаться

GQ
Тест и обзор смартфона Motorola Moto G7 Plus: средний класс с отличной камерой Тест и обзор смартфона Motorola Moto G7 Plus: средний класс с отличной камерой

Смартфон Motorola Moto G7 Plus обладает редким сплавом качеств для его класса

CHIP
Что делать, если ты опаздываешь на собеседование: незаменимый гид Что делать, если ты опаздываешь на собеседование: незаменимый гид

Если ты опаздываешь на собеседование, следуй нашим советам

Playboy
Инновации требуют либерального общества Инновации требуют либерального общества

Феномен инновационного центра связан исключительно с людьми

РБК
Хаб с глобальными амбициями Хаб с глобальными амбициями

Реконструкция аэропортов России должна стать стимулом к экономическому развитию

РБК
Приключения вариатора Приключения вариатора

Движение автомобильной эволюции приводит порой к весьма неожиданным плодам

АвтоМир
Безопасность или угроза свободе: зачем обществу распознавание лиц Безопасность или угроза свободе: зачем обществу распознавание лиц

Система распознавания лиц порождает конфликт двух общественных интересов

Forbes
Свободные отношения – твой лучший выбор. Как делать это правильно? Свободные отношения – твой лучший выбор. Как делать это правильно?

Готовы ли вы к этому, и что вообще все это значит?

Playboy
Почему первая коллекция Fenty вдохновлена движением моделей 1960-х Почему первая коллекция Fenty вдохновлена движением моделей 1960-х

Рианна рассказала Vogue об истории создания своей одежды

Vogue
Экс-партнер Трампа хотел попросить у Ротенбергов до $500 млн на Trump Tower в Москве Экс-партнер Трампа хотел попросить у Ротенбергов до $500 млн на Trump Tower в Москве

Бизнесмен Феликс Сейтер хотел привлечь $400-500 млн инвестиций на Trump Tower

Forbes
Век XXI Век XXI

Автор проекта Юлия Русских оформила квартиру в доме сталинской эпохи

SALON-Interior
Двойные права: как мошенники ездят и нарушают с чужими документами Двойные права: как мошенники ездят и нарушают с чужими документами

Водитель год доказывает в судах, что его правами пользовался другой человек

РБК
«Хороший человек и очень честный». Кому Дерипаска доверил свои строительные активы «Хороший человек и очень честный». Кому Дерипаска доверил свои строительные активы

Кто вошел в капитал основных строительных активов Олега Дерипаски?

Forbes
Как перестать беспокоиться и полюбить триатлон: эксперимент MAXIM Как перестать беспокоиться и полюбить триатлон: эксперимент MAXIM

Подготовка к триатлону на личном опыте редакции

Maxim
9 алкогольных коктейлей, которые стоит попробовать хотя бы раз в жизни 9 алкогольных коктейлей, которые стоит попробовать хотя бы раз в жизни

Коктейли — это целая культура

Playboy
Как научиться говорить правильно и красиво? 11 отличных подсказок тебе в помощь Как научиться говорить правильно и красиво? 11 отличных подсказок тебе в помощь

Хочешь, чтобы тебя не только слушали, но и слышали?

Playboy
От «у меня не получится» к «как мне это сделать»: учимся мыслить проактивно От «у меня не получится» к «как мне это сделать»: учимся мыслить проактивно

Кто из нас не рисовал в голове идеальный образ будущего, далекого и не очень

Psychologies
Кто круче? Звёздные дочери и их мамы, которые выглядят как сестры Кто круче? Звёздные дочери и их мамы, которые выглядят как сестры

Некоторым девушкам говорят, что они выглядят как старшие сестры своих дочерей

Cosmopolitan
Почему так трудно бросить партнера, который плохо с нами обращается? Почему так трудно бросить партнера, который плохо с нами обращается?

Поведение тех, кто терпит издевательства над собой, может казаться абсурдом

Psychologies
Как стать веганом, не потеряв мышечную массу Как стать веганом, не потеряв мышечную массу

Как стать веганом, не навредив своему организму

GQ
Краткая история русского шушпанцера: бронированные тракторы Краткая история русского шушпанцера: бронированные тракторы

Советская военная промышленность породила ряд шушпанцеров

Популярная механика
Мисс президент Мисс президент

Поговорили с Шарлиз Терон о правилах президентской гонки и о материнстве

Cosmopolitan
Как быстро выучить текст: 7 лайфхаков Как быстро выучить текст: 7 лайфхаков

Как быстро выучить любой, даже самый сложный и длинный текст

Psychologies
Собор Парижской Богоматери Собор Парижской Богоматери

Нотр-Дам не сгорел, хоть и сильно пострадал

Дилетант
На белом фоне На белом фоне

Белый интерьер, на который не потратили ни капли белой краски

AD
Хлои Кардашьян избила стриптизершу, которую поймала в гостинице с мужем Хлои Кардашьян избила стриптизершу, которую поймала в гостинице с мужем

Первый муж Хлои Кардашьян рассказал, как она застала его в гостинице с девицами

Cosmopolitan
Люди Востока Люди Востока

В основе таких вроде бы разных традиций — уважение, забота, тепло, память

Seasons of life
9 простых истин, которые помогут вам в плохие дни 9 простых истин, которые помогут вам в плохие дни

Когда выдастся неудачный день, просто напомните себе одну из простых истин

Psychologies

Популярные исполнители принесли соболезнования родным погибших в самолете

Cosmopolitan
Лес, расти! Лес, расти!

«Всероссийский день посадки леса» особенно важен для Забайкалья

Огонёк
Открыть в приложении