Современные драматурги в вечном противостоянии с великими предшественниками

ЭкспертКультура

Драматургия на повышенных тонах

Современные драматурги в вечном противостоянии с великими предшественниками

Вячеслав Суриков
Использованы фотографии Артема Савватеева и Анны Гальпериной

Проведение конкурса осуществляется с использованием гранта президента РФ на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов

«Кульминация» — это небольшой, но очень боевой отряд по продвижению современной драматургии в стране Чехова и Островского. Зачем он необходим? Если коротко: в России сотни театров, и едва ли не в каждом из них идут пьесы, написанные во второй половине девятнадцатого века, в лучшем случае в первой половине двадцатого — классика есть классика. Некоторые замахиваются на пьесы начала семнадцатого века: Шекспир вне времени. «Ромео и Джульетта», «Макбет», «Король Лир» — эти названия должны хотя бы однажды побывать в репертуаре каждого уважающего себя театра, каждый уважающий себя актер должен сыграть Гамлета, а каждая уважающая себя актриса — пройти через крещение ролью Офелии, а до завершения карьеры сыграть роль Гертруды. Актеров и режиссеров можно понять: поставить спектакль — это год жизни. Разве не правильно будет потратить его на текст, проверенный временем? К тому же с текстом, который ставили бесконечное количество раз, можно делать все что угодно. Но в результате он либо не соответствует визуальному ряду, поскольку режиссер, стремясь соотнести пьесу с современностью, перемещает ее в иной исторический период — не тот, который подразумевал автор, либо остается как есть — предполагается, что на спектакль будут добровольно-принудительно водить школьников: им это нужно по программе.

Русские театры живут в условиях чудовищного, при этом созданного искусственно, дефицита пьес. Зрители смотрят пьесы не «про себя», а про персонажей, живущих в другом времени и говорящих на другом языке: сейчас в театрах одним из видов деятельности литературной части стала стилистическая обработка текстов классических пьес, чтобы те не отпугивали зрителя своим архаичным языком. Это все тоже имеет смысл — как очень полезная просветительская работа, но возможна она, только если речь идет о государственном репертуарном театре. Движение навстречу зрителю и, как следствие, обращение к современному драматургическому материалу в таком случае обусловлены лишь амбициозностью его лидера и тем, насколько он любит зрителя. Если этого нет, режиссеру трудно удержаться от того, чтобы предложить и театру, и самому себе пополнить послужной список еще одной постановкой по Шекспиру или Чехову. Не говоря уже об актерах. Да они все что угодно готовы сделать, лишь бы щегольнуть перед зрителями в костюме принца Датского, и не только его: в пьесах Шекспира все роли прекрасны — и могильщиков тоже.

Актерско-режиссерский фетишизм по отношению к пьесам Шекспира принял такие масштабы, что современные авторы неспособны удержаться от аллюзий на тексты знаменитого автора. Мы можем наблюдать их, например, в пьесе «Офелия боится воды» Юлии Тупикиной, победительницы первого конкурса «Кульминация» (премьера спектакля по ней в постановке Марины Брусникиной состоялась на сцене МХТ имени А. П. Чехова в дни, когда третья «Кульминация» вошла в завершающий этап). Там главная героиня в припадке легкого помешательства ассоциирует себя с шекспировским персонажем и произносит его реплики. Сюжет пьесы развивается в двух измерениях: в созданной Шекспиром вселенной, куда своим умом проникает главная героиня, и в современном мире, где живут обычные люди — от их проблем Шекспира отделяют четыреста с лишним лет, и понять с помощью его текстов, что с ними происходит, они не в состоянии.

Театральным лидером, осознававшим, что театру всегда нужны новые формы и что останавливаться в их поиске нельзя никогда, был актер и режиссер Дмитрий Брусникин. Он входил в жюри двух первых конкурсов «Кульминация» и дважды ставил итоговые спектакли, состоящие из фрагментов десяти пьес из шорт-листа. На первом конкурсе это была скромная читка, на втором — полноценное шоу, которое можно было расценивать как самостоятельное сценическое произведение. На третьем конкурсе спектакль, смонтированный аналогичным образом и предназначенный для церемонии награждения (его премьера на сцене Театрального центра на Страстном прошла при полном зале), удостоился дополнительных показов на сцене театра «Практика» — театра, в статусе художественного руководителя которого Дмитрий Брусникин прожил последние месяцы своей жизни.

Его уход в шестьдесят лет на пике карьеры — невероятно тяжелая потеря не только для родных и близких, для актеров созданной им Мастерской Дмитрия Брусникина, для театра «Практика», но и для всей отечественной драматургии в целом. С ним она потеряла по меньшей мере одного из самых преданных и внимательных читателей. А сколько современных пьес могли бы получить в его постановке, возможно, идеальное воплощение! Теперь дело режиссера в руках Марины Брусникиной, которая шла с Дмитрием Брусникиным рука об руку не только по жизни, но и в профессии. Теперь все, что не успел сделать муж, предстоит совершить ей — этого ожидает от нее театральная общественность. И она сделала первый шаг: взяла на себя ответственность за художественное руководство театром «Практика».

Задача современных драматургов не вытеснить классиков, а увеличить свою в долю в репертуарных театрах, где современным драматургом считают умершего почти полвека назад Александра Вампилова. Чтобы театр жил полнокровной жизнью, нужны не один Иван Вырыпаев и два брата Дурненковых, а несколько десятков драматургов, способных писать не меньше одной пьесы в год. Для этого их творения должны перестать быть «письмами в пустоту». Им необходим шанс на большее, нежели авторская читка на конкурсах и в кругу друзей. Драматург должен иметь шанс увидеть свое сочинение на сцене. И чем такая перспектива реальнее, тем в большей степени можно рассчитывать на то, что он создаст качественный текст. Иначе сколько бы ни говорили об опасности превращения театра в музей, он им и станет. И мы будем туда приходить, как приходим в музеи изобразительного искусства, чтобы посмотреть картины старых мастеров, параллельно ища ответы на актуальные вопросы повседневности в том изобразительном искусстве, которое называет себя современным. По отношению к классической музыке аналогичную позицию занимает рок- и поп-музыка. По отношению к театру — кино. Там тоже не чураются Шекспира, но его произведений среди прочих неизмеримо меньше, чем среди постановок театральных. Это ведь о чем-то говорит?

«Кульминация» — еще один механизм отбора современных пьес. Его эффективность была продемонстрирована на прошлом конкурсе, результаты которого совпали с выбором жюри «Золотой маски»: и там и там победила пьеса Дмитрия Данилова «Человек из Подольска». Уникальный случай, с учетом того, что в ротацию «Кульминации» редко попадают драматурги, имеющие опыт постановки пьес в театре. Это обусловлено спецификой конкурса: в нем участвуют пьесы, уже прошедшие отбор на других драматургических конкурсах, а те, в свою очередь, ориентированы на драматургов-дебютантов. Дмитрий Данилов тоже из их числа, но, уже имея серьезный писательский опыт, он смог выдать великолепный результат. «Кульминации» же стоит задуматься о том, чтобы найти «источник тепла» и для драматургов, вышедших из разряда дебютантов, но не сумевших перескочить сразу в разряд современных классиков, как это сделал Дмитрий Данилов: «Золотая маска» фактически наделила его таким статусом. Возможно, конкурсу предстоит предусмотреть для драматургов-победителей право попасть в лонг-лист вне очереди — без прохождения сквозь сито отборочных конкурсов. Победитель может рассчитывать на то, что к его пьесе будет привлечено повышенное внимание (в сравнении с остальными участниками шорт-листа), но это не означает, что его следующую пьесу немедленно востребуют все театры.

На фотографиях фрагменты спектакля, поставленного по итогам конкурса «Кульминация» в исполнении Мастерской Дмитрия Брусникина

По Алексею Житковскому, победителю «Кульминации» 2018 года, можно судить о том, кто такой современный драматург. Он родился и вырос в Омске. Выучился на нефтяника. Работал в нефтехимической промышленности в разных городах. Осел в Нижневартовске. Учился во ВГИКе. Писал сценарии, которые привлекали внимание кинематографистов, но так и не были поставлены. Заинтересовался современной драматургией и стал писать пьесы. Они попадали в шорт-листы драматургических конкурсов, по ним были поставлены не спектакли, а, что парадоксально, фильмы — еще одно свидетельство того, что театр дистанцируется от актуальных тем. Его пьеса «Горка», прошедшая сито отбора фестиваля «Любимовка», получила наибольшее количество голосов экспертного совета «Кульминации». Ее главная героиня — воспитательница детского сада, которой необходимо подготовить утренник и построить для детей горку. Другие персонажи — сварщик, медицинский и музыкальный работники, заведующая детским садом, дворник. Уже по такому составу можно догадаться, насколько новая драматургическая реальность отличается от прежней, созданной в двадцатом и девятнадцатом веках. У пьесы позитивный финал: герои собираются все вместе и строят ту самую горку.

Современные драматурги работают с жесткой реальностью. Любые попытки выстроить пасторальные или исторические сюжеты (а они иногда случаются) отсекает экспертный совет. Пессимизм, иногда избыточный, — вот товар, который предлагают современные драматурги. Трудно ответить однозначно, что именно послужило тому причиной: сами драматурги, режиссеры, публика или все-таки реальность. Как это обычно бывает, работает совокупность факторов. К тому же в потоке пьес на драматургических конкурсах больше шансов быть замеченным у того, кто «громче кричит». Здесь побеждают хлесткие тексты, что не отменяет необходимости присутствия в них фабулы и ярких персонажей. Но правило для драматургов-дебютантов номер один такое: кричите громче, и вас услышат!

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Вредно ли воздержание? Все «за» и «против» (угадай, умирал ли кто от этого?) Вредно ли воздержание? Все «за» и «против» (угадай, умирал ли кто от этого?)

От полового воздержания еще никто не умер. Но и не родился

Playboy
«У меня еще много незакрытых гештальтов» «У меня еще много незакрытых гештальтов»

Владимир Селиванов — о роли Вована в своей жизни и семейных ритуалах

OK!
На седьмое небо за пиццей: удивительные факты о высотных вращающихся ресторанах На седьмое небо за пиццей: удивительные факты о высотных вращающихся ресторанах

Как работает это чудо строительной инженерии — высотные вращающиеся рестораны?

ТехИнсайдер
Краткая история Range Rover Classic Краткая история Range Rover Classic

Изначально Range Rover создавался как британский ответ Jeep Wagoneer...

4x4 Club
На «Краю Земли» посадят 2 тыс. га яблонь На «Краю Земли» посадят 2 тыс. га яблонь

«Край Земли» хочет увеличить площадь яблоневых садов в 5,5 раза к 2040 году

Агроинвестор
Геймификация, «какашки» и честность: как бренду привлечь зумеров Геймификация, «какашки» и честность: как бренду привлечь зумеров

Что поможет бренду зацепить поколение Z

Inc.
Вечный рыцарь Вечный рыцарь

Тюрьма, безумцы и Христос: краткая история «Дон Кихота»

Weekend
«Освобождая руки»: как русский импрессионизм дал дорогу экспериментам «Освобождая руки»: как русский импрессионизм дал дорогу экспериментам

История одиночек, для которых импрессионизм стал инструментом для экспериментов

РБК
Двухминутная процедура по уходу за ногтями, которую надо делать каждый день: советы дерматолога Двухминутная процедура по уходу за ногтями, которую надо делать каждый день: советы дерматолога

Регулярный уход за ногтями — ключ к их быстрому росту и красоте. Как это делать?

VOICE
Славные битвы на африканских озерах Славные битвы на африканских озерах

Суда, обеспечившие британцам безоговорочное господство на озерах

Наука и техника
Напряженное слушание заставило людей напрячь ушные мышцы Напряженное слушание заставило людей напрячь ушные мышцы

Как ушные мышцы, отвечающие за шевеление ушей, реагируют на напряженное слушание

N+1
Корейский бьюти-бум: как тональные кушоны и многоступенчатые уход поменяли наши представления о красоте Корейский бьюти-бум: как тональные кушоны и многоступенчатые уход поменяли наши представления о красоте

Почему интерес к k-beauty превратился в глобальный культурный феномен

Правила жизни
Матрица судьбы Матрица судьбы

Восемь шагов к новой жизни: как приучить себя к переменам

Лиза
К чему снятся мыши — толкование сна по соннику и с психологом К чему снятся мыши — толкование сна по соннику и с психологом

К чему снятся мыши по сонникам и что говорит психолог

Psychologies
Бегство из рупии Бегство из рупии

Снижение курса рупии к доллару связано с оттоком капитала из экономики Индии

Ведомости
Ученые объяснили, почему от красного вина чаще болит голова, чем от белого Ученые объяснили, почему от красного вина чаще болит голова, чем от белого

Почему похмелье от красного вина куда тяжелее, чем от белого?

Maxim
Черная королева русского андеграунда. Какой была Наталия Медведева Черная королева русского андеграунда. Какой была Наталия Медведева

Насколько интересны романы и стихи Наталии Медведевой в отрыве от ее биографии

СНОБ
Открытие памятника Сталину Открытие памятника Сталину

Идея поставить памятник советскому вождю в Праге возникла в 1949 году

Дилетант
Картины, которые изменили живопись, но остались в тени Картины, которые изменили живопись, но остались в тени

Четыре неочевидные картины, которые повлияли на искусство

СНОБ
Кадры решают Кадры решают

Помогут ли новый федеральный проект и господдержка привлечь специалистов в АПК?

Агроинвестор
Вклады в жалобах Вклады в жалобах

Почему растут жалобы на начисление процентов по вкладам и их рекламу

Ведомости
Рекордное состоит из 55 букв: 10 самых длинных слов в русском языке Рекордное состоит из 55 букв: 10 самых длинных слов в русском языке

Громоздкие слова русского языка, которые состоят из более чем полусотни букв

ТехИнсайдер
Ученые: у будущих поколений мужчин пенис будет длиннее! И вот как это возможно Ученые: у будущих поколений мужчин пенис будет длиннее! И вот как это возможно

Как может измениться будущее мужской анатомии?

ТехИнсайдер
Ученые объяснили, как нейронные связи в мозгу влияют на «гибкость» ваших решений Ученые объяснили, как нейронные связи в мозгу влияют на «гибкость» ваших решений

Как гибкость мозга позволяет принимать разные решения в схожих ситуациях

ТехИнсайдер
«Насилие. Микросоциологическая теория» «Насилие. Микросоциологическая теория»

Как перестрелки вытеснили честные поединки

N+1
Локализация налетела на ось из Поднебесной Локализация налетела на ось из Поднебесной

Приход крупного китайского производителя затормозит развитие российских

Монокль
Алгоритмам становится тесно Алгоритмам становится тесно

Центробанк подталкивает трейдеров к регистрации в качестве паевых фондов

Монокль
«Осторожно, затягивает»: как ледоколы ломают лед (на самом деле) «Осторожно, затягивает»: как ледоколы ломают лед (на самом деле)

Может ли мощное судно проиграть битву со льдом?

ТехИнсайдер
Разработана умная роботизированная инвалидная коляска Разработана умная роботизированная инвалидная коляска

Как умное кресло-коляска позволяет находить оптимальный путь к пункту назначения

ТехИнсайдер
Исследование: в мозге человека нанопластика хватит на целую пластиковую ложку! Исследование: в мозге человека нанопластика хватит на целую пластиковую ложку!

Какие последствия может иметь для здоровья наличие в мозге нанопластика?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении