Акции без пробега
Инвесторы готовы сильно рисковать, вкладываясь в акции компаний, выходящих на IPO, и даже покупая структурные продукты на эти акции. А все из-за потенциального взрывного роста и огромных прибылей
С конца марта по июнь компании, выходящие на биржу в Америке с первичным предложением акций (IPO), привлекли почти 190 млрд долларов. Это самый большой показатель за один квартал для рынков акционерного капитала США, по данным Dealogic (компания анализирует IPO с 1995 года). По ее же оценке, за первое полугодие сделки на этом рынке принесли инвестиционным банкам вознаграждение в размере около 5,7 млрд долларов. И это только начало: пока, несмотря на все проблемы, в 2020 году все еще ожидаются первичные размещения таких компаний, как Robinhood (интернет-брокер и платформа для частных инвесторов), Ant Group (платежная «дочка» гиганта интернет-коммерции Alibaba), Airbnb (онлайн-сервис бронирования недвижимости). Готовятся провести IPO и ряд других интересных для инвесторов компаний. В прошлом же году на публичный рынок в США вышли 157 компаний. Объем привлеченных средств составил 46,3 млрд долларов, с IPO Uber в верхней строчке списка — тогда агрегатор такси привлек 8,1 млрд долларов.
В России последнее IPO проходило в 2017-м, и с тех пор компании на биржу не торопятся, так что инвестору, желающему купить компанию «на старте», на нашем рынке выбирать просто не из чего. Да и «народное» IPO ВТБ многие помнят: тогда, в мае 2007 года, частные инвесторы покупали акции банка по 13,6 копейки за штуку. Но уже к августу цена упала ниже размещения и дальше только падала, так что в 2012 году ВТБ даже выкупил бумаги у мелких акционеров по цене размещения.
А вот заработать на размещениях за океаном никто не мешает — ряд отечественных брокеров предоставляет такую возможность, используя разные механизмы. Варианты инвестиций колеблются от прямой покупки акций в начале размещения до использования структурных продуктов с привязкой к котировкам свежей публичной компании.
Инвесторов не останавливает даже то, что вложения в акции на этапе IPO или сразу после него сопряжены с высоким риском. В качестве примера можно привести и тот же ВТБ, и агрегаторы такси Uber и Lyft, котировки которых не только быстро упали после старта торгов, но и до сих пор находятся ниже уровней размещения. Но инвесторы все равно хотят рискнуть, и их можно понять: на старте торгов новые акции, бывает, взлетают на головокружительную величину. В качестве примера можно привести QuantumCTec Co. (китайская компания, занимающаяся информационной безопасностью): за первый день на торгах в Шанхае ее акции взлетели на 924%.
Как отмечает операционный директор «Фридом финанс» Галина Карякина, число компаний, желающих привлечь деньги через IPO, растет все быстрее. «C начала лета на биржах NYSE и Nasdaq было проведено первичное размещение акций более 20 эмитентов. Большинство из них уже демонстрируют двузначную доходность», — отмечает она.
Галина Карякина также добавляет, что средняя доходность для клиентов «Фридом финанс» (выборка из 67 IPO с 2012 года, после lock-up три месяца) составила порядка 48%.
Парад на бирже
Самым крупным из IPO-2020 станет размещение Ant, финтех-«дочки» гиганта электронной коммерции Alibaba. Компании принадлежит платежная система Alipay — крупнейший игрок платежного рынка в Китае с долей 53,8%. Размещение будет проходить по оценке всего бизнеса более чем в 200 млрд долларов, а на рынок попадет от пяти до десяти процентов акций.
Еще одним из примеров перехода финтех-сервисов к публичности станет IPO Robinhood. В последнем раунде закрытого привлечения средств компании удалось достичь отметки 600 млн долларов и оценки всего бизнеса в 8,6 млрд долларов.
О планах выйти на биржу в 2020 году ранее заявляла Airbnb, платформа для поиска и аренды жилья по всему миру. Изначально Airbnb планировала выход уже в сентябре текущего года, однако ей помешал коронавирус. Компанию оценивают в 31–35 млрд долларов. Airbnb пока свои финансовые показатели раскрывает весьма скупо, полной картины нет, однако известно, что за девять месяцев 2019 года компания получила убыток 322 млн долларов против прибыли 200 млн долларов годом ранее. Теперь добавим карантин, и становится очевидно, что IPO мы увидим скорее всего к концу года, если его не перенесут, а инвесторы будут осторожно относиться к акциям компании. Тем более что ее платформу иностранные аналитики и игроки рынка часто сравнивают с Uber, так как она тоже является агрегатором. А бизнес агрегаторов, к сожалению, легко воспроизводим (подробнее см. «Когда умрет Uber», «Эксперт» № 30 за 2017 год).
Еще одно ожидаемое IPO — Palantir Technologies, крайне закрытого стартапа. Он занимается разработкой ПО для обработки big data. Оцениваемая в 20 млрд долларов компания была основана в 2003 году, ее клиентами достаточно быстро стали правительство и спецслужбы (а также хедж-фонды и инвестиционные компании, которым анализ больших данных тоже крайне интересен). Спекуляции в отношении того, будет ли вообще IPO Palantir Technologies и когда именно, не прекращаются до сих пор. Стоит отметить, что один из сооснователей Palantir Technologies Алекс Карп в 2014 году говорил, что компания, которая вышла на биржу, становится менее конкурентоспособной. Тем не менее в июне Bloomberg со ссылкой на свои источники рассказал, что Palantir готовит документы для листинга. Позднее стало известно, что компания привлекла 548,7 млн долларов от неназванных инвесторов еще в марте и надеется привлечь еще 411,4 млн долларов. Все это может говорить о том, что руководство все же решилось на IPO. Косвенно на это указывает и то, что в совет директоров компании была введена женщина. Это обязательное требование в Калифорнии для компаний, выходящих на публичный рынок.
Что интересно, на отечественный рынок тоже могут после перерыва выйти несколько интересных компаний. В первую очередь инвесторы ждут IPO «Яндекс.Такси». По данным Bloomberg, «Яндекс» даже начал переговоры о выкупе доли Uber в совместном проекте. Слухи о подготовке IPO начали циркулировать еще в конце прошлого года. Тогда же появилась примерная оценка «Яндекс.Такси» перед IPO — 5–8 млрд долларов. На рынок может выйти и интернет-магазин Ozon, принадлежащий АФК «Система» Владимира Евтушенкова. «Это может быть и в следующем году, во второй половине года, а может быть, через год. Есть целый ряд факторов, нужно нарастить мышцы», — заявлял Евтушенков в прошлом году.
А вот нефтехимический комплекс «Сибур» в этом году (как ранее планировалось) уже не выйдет на рынок акций из-за сложившейся рыночной ситуации. «Наши акционеры намерены провести IPO, но мы не видим смысла делать это в текущем году», — заявлял предправления компании Дмитрий Конов. О том, что «Сибур» собирается на IPO, стало известно в конце июля 2018 года. Тогда же акционер компании Леонид Михельсон заявил, что оптимальным для размещения видит пакет в 15% капитала. В любом случае IPO-интрига с текущим и частично следующим годом пока сохраняется.
Так или иначе, на западном рынке возможности вложиться в IPO точно будут, главное — понять, как именно работает вся эта система.
Поймать момент
Сам процесс подготовки к IPO на американских площадках выглядит следующим образом. Компания подает в SEC (государственную Комиссию по ценным бумагам США) форму S-1, в которой описывается финансовое состояние компании, ее риски и планы. После этого начинается сбор заявок, в ходе которого андеррайтер компании (чаще всего крупный банк, который руководит процессом выпуска ценных бумаг и их распределением) на основе перечня заявок распределяет, по какой цене и в каком объеме будут удовлетворены заявки на акции — так называемый объем аллокации. Чем больше заявок, тем меньше аллокация на заявку, то есть тем меньше бумаг получит каждый инвестор. Через некоторое время на счет депо поступают собственно бумаги. Для некоторых категорий инвесторов при этом чаще всего существует так называемый lock-up-период, в течение которого инвестор не может продавать принадлежащий ему пакет. Сделано это для того, чтобы не происходило массовой продажи в первые недели торгов, что может обрушить котировки. Чаще всего ограничения касаются инвесторов, которые владели бумагами до IPO, и тех, кто получит бумаги в результате IPO не путем покупки, а, например, в виде мотивации менеджмента компании, то есть принципиальное значение имеет не размер инвестора, а его статус. Для розничных игроков, как отмечает, руководитель управления поддержки и развития проектов ГК «Финам» Константин Молчанов, такого ограничения может и не быть. Однако даже мелкому инвестору, постоянно сбрасывающему акции в самом начале торгов, могут при следующих IPO уменьшить аллокацию. И это не удивительно: андеррайтеру падение котировок невыгодно.
Тем не менее именно периодом lock-up объясняется феноменальная динамика многих акций сразу после IPO: так как «крупняк» не может продавать бумаги, объем реально торгуемых акций на рынке оказывается очень маленьким — и при таком объеме возможны любые взлеты и отклонения от «нормальной» динамики. Сыграть на этих взлетах обычно и мечтают частные инвесторы.
Механизм инвестирования в IPO для физлица может довольно заметно различаться от брокера к брокеру. У ИГ «Атон» в качестве инструмента для квалифицированных инвесторов имеется «фонд международных IPO», запущенный в июне этого года. Инвестор приобретает не саму акцию, а пай в фонде. Для этого фонда «Атон» выбирает перспективные размещения, чтобы в них вложиться, после чего продать бумаги практически на старте торгов.
У «Финама» система иная: акции можно приобретать непосредственно во время самого размещения через иностранного брокера — партнера компании. Инвестор делает заявку, «Финам» переправляет ее заокеанским коллегам. Минимальный порог входа на IPO составляет тысячу долларов.
В Тинькофф-банке клиенту также доступно непосредственно приобретение акций компании, которая выходит на IPO, — как через «дочки», так и через партнеров. При этом, как объясняют в пресс-службе банка, периода lock-up нет, клиент может продать бумаги в первый день их обращения на бирже. «Чем популярнее компания, которая размещается, тем ниже процент аллокации и выше вероятность роста стоимости бумаги в первый день биржевых торгов», — объясняют представители банка.
У «Фридом финанс» имеется продукт для обеих категорий инвесторов — и для розничных «неквалов», и для квалифицированных. «Квалифицированный инвестор получает по итогам участия в IPO акции, неквалифицированный инвестор получает производный финансовый инструмент», — объясняет механику Галина Карякина. В качестве структурного продукта выступает расчетный форвард на цену базового актива — акций компании, выходящей на биржу, при этом базовый актив приобретается на того, кто форвард выпускает, в данном случае на «Фридом финанс».
При этом участие в IPO само по себе рискованно: как поведет себя рынок после размещения — большой вопрос. Например, 2019 год часто называют годом убыточных IPO.
Некоторые IPO 2019 и 2020 годов
Колодец вместо трамплина
Если посмотреть на ситуацию с крупнейшими прошлогодними размещениями (см. таблицу), сразу видно, что даже такой, казалось бы, стабильный проект, как Saudi Aramco, находится на 0,6% ниже уровня размещения. При этом динамика котировок начала выправляться только в мае текущего года, до этого стоимость компании уверенно падала вплоть до отметки минус 21,2%. Причиной такой динамики стала «нефтяная война» между Россией и Саудовской Аравией, главным активом которой как раз и является компания. Однако на фоне прочих компаний у арабского нефтяного гиганта есть хотя бы устойчивая финансовая модель.
Ажиотаж после IPO Vaxcyte быстро прошел (График 1)
Разочарованием и провалом года для многих инвесторов стал Uber. Если в день выхода компании на биржу ее акции стоили 45 долларов за штуку, то уже на следующее утро цена опустилась до 42 долларов. Да и разместился Uber вблизи нижней границы. На момент написания этой статьи Uber торгуется на 25,6% ниже размещения (30,93 доллара). Одной из причин стало то, что у Uber фактически не было устойчивой бизнес-модели и компания не зарабатывала денег. В течение трех кварталов перед IPO выручка практически не росла, и это при убытке 1,8 млрд долларов за 2018 год. В 2019-м он вырос до 8,5 млрд долларов. Надеждам на прибыльный 2020-й из-за пандемии тоже оправдаться не суждено.
В какой-то мере IPO Uber могло быть лучше, если бы не конкурент Lyft. Вышедший на публику в марте 2019 агрегатор Lyft после кратковременного всплеска стоимости начал стремительно дешеветь. В результате его котировки сейчас на 64,34% ниже, чем при размещении. Причина динамики та же: инвесторы просто не увидели, как компания будет зарабатывать деньги. И когда в мае прошло IPO Uber, рынок уже смотрел на бизнес агрегаторов с изрядной долей скепсиса.
Сходная ситуация на рынке акционерного капитала вполне может повториться и в 2020–2021 годах, однако дополнительным фактором, вносящим сумятицу, уже стал вирус SARS-Cov-2. Из-за его распространения ограничительные меры в ряде стран могут легко сделать работающую бизнес-модель компаний неработающей или менее прибыльной.
Lemonade взлетел после IPO (График 2)
Тем не менее на рынок акционерного капитала в США стремятся не только компании без прибыли и понимания, как ее получить, но иногда даже и без выручки. Хорошим примером может выступать компания Vaxcyte. Надежда компании — пневмококковая вакцина VAX-24, однако ее разработки находятся на очень ранней стадии. Так что пока у компании нет выручки и, что логично, есть убытки. Тем не менее на июньском IPO компания привлекла 249,6 млн долларов, разместившись вблизи верхней границы диапазона, а на момент написания этого материала ее котировки были на 1,43% выше цены размещения. Если посмотреть на график 1, то можно увидеть резкий взлет (плюс 35,56% на пике) котировок с последующим падением. И это еще неплохой результат. Котировки компании по продаже подержанных машин Vroom, которая тоже разместилась в июне, не взлетели, а на момент написания этой статьи опустились на 2,53% ниже цены размещении. Есть, однако, и другие примеры, ради которых инвесторы готовы рисковать: страховщику Lemonade удалось привлечь 319 млн долларов на IPO 2 июля, после чего его бумаги сначала подорожали более чем на 140%, а на пике были в 3,32 раза дороже, чем на размещении (cм график 2). В заключение добавим, что попытки заработать на таких пиках относятся скорее к спекуляциям, чем к инвестициям, и требуют в основном везения.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl