Основатель IT-компании iSpring: «хочешь сделать хорошо — сделай сам»

ЭкспертБизнес

«Я смотрю на это не как на бизнес, а как на инфраструктурный проект»

Основатель IT-компании iSpring столкнулся с нехваткой хороших программистов и решил обучить их сам. Так в Йошкар-Оле появился частный институт, поставивший перед собой амбициозную цель — выпускать специалистов мирового уровня

Анастасия Филиппова

Юрий Усков более 20 лет строит IT-бизнес в родном городе — Йошкар-Оле

Глава компании iSpring Юрий Усков более двадцати лет строит IT-бизнес в Йошкар-Оле и параллельно занимается тем, что решает насущную проблему компании — кадровый голод. С момента создания iSpring выпускники региональных вузов приходили в компанию с горящими глазами и нулевыми навыками продуктовой разработки, что не устраивало бизнесмена. Пришлось на практике реализовывать принцип «хочешь сделать хорошо — сделай сам».

В интервью «Эксперту» Юрий Усков рассказал, с чего начался его путь как преподавателя, почему и как он занялся собственными проектами в этой сфере, а также поделился мнением о российском образовании и качестве подготовки отечественных программистов.

— Двадцать лет назад квалификация выпускников была не просто не самая высокая, она была отрицательная. В начале девяностых система образования еще работала по инерции, а к началу двухтысячных из учебных заведений выходили люди, которые совсем ничего не умеют. С нашей кафедры в Политехе ушли почти все способные преподаватели, осталось только трое, кто действительно мог бы внести хороший вклад в формирование квалификации студента.

Нам приходилось переучивать новых молодых сотрудников. А это очень травматичный процесс и для людей, и для компании.

У меня появились очень упаднические настроения: родину предали, все развалили. Один хороший человек мне сказал: «Слушай, а ты же можешь это поменять». И я пошел на родную кафедру Поволжского государственного технологического университета, который сам когда-то окончил. Засучил рукава, начал заниматься преподаванием, затащил туда коллег по цеху. И мы все сделали лучше, чем в то время, когда учились сами. Сейчас там одна из лучших систем подготовки программистов в стране. Дело в том, что мы очень много давали и очень много требовали. У нас оценки ставились не так, как это принято. Человек, которого мы учим, должен быть способен создавать качественный продукт, предназначенный для людей, в том числе в странах с высокой потребительской культурой. Поэтому тройку мы ставим, когда у студента получается продукт удовлетворительного качества. А не тогда, когда студент просто присутствовал на лекциях, практиках и немного умеет программировать.

Например, компания 1С выпускает бухгалтерские продукты. Это продукты на тройку, но миллионы людей ими пользуются, и некоторые даже довольны. Продукт на четыре — это хорошие, добротные продукты, в основном выпускаемые глобальными компаниями: Microsoft Office, Adobe Photoshop. Продукт моей компании iSpring можно оценить на четыре с плюсом. А пятерка — это превышение ожиданий, когда люди говорят: «Вау!» Например, Apple делал продукты на пять, и люди вставали за ними в очереди.

Естественно, у нас было много двоечников, много троечников, мало ударников и почти не было отличников. Если я одну-две пятерки в семестр поставлю, то это круто. Естественно, мы портили все аккредитационные показатели. Но даже троечники находили себе место в IT-индустрии, просто не в компаниях первого эшелона, а в среднем сегменте.

Своим путем

— Почему вы ушли из государственного вуза?

— У меня сначала была гипотеза, что в рамках государственного вуза можно сделать все, что я хочу. Но изменить что-либо оказалось крайне сложно. Например, мне один раз удалось передвинуть предмет с четвертого курса на второй. Но это была очень «кровавая» процедура. Мне сказали: «Все! Больше никаких передвижений». Я на определенном этапе решил, что с точки зрения финансовых и эмоциональных затрат мне дешевле просто сделать свой вуз.

В 2011 году мне пришлось уйти из Политеха. Не нужны же стране программисты… И я понял, что смогу реализовать свой подход в формате допобразования. В 2012 году мы открыли Институт программных систем. Мы берем экономистов, строителей, учителей — людей с совершенно разными профессиями — и за два года в формате второго высшего даем им качественное программистское образование. Но эти два года надо пахать: у нас в неделю двенадцать часов очных занятий в вечернем формате. За десять лет сотни людей прошли такую переподготовку.

Тогда же я создал компьютерную школу для детей «Инфосфера». Это многолетняя программа подготовки, дети посещают занятия несколько раз в неделю. Есть еще лицей «Инфотех» — общеобразовательная школа с усиленной подготовкой по информатике и программированию. В десятом и одиннадцатом классах ребята у нас проходят вузовские курсы и после выпуска работают крепкими джуниорами. В этом учебном году на базе Института программных систем появился и институт iSpring.

— Много ли было административных препон при создании института?

— Сфера образования, конечно, очень зарегулированная среда, там все процессы происходят крайне медленно. Хотя вроде все рады, что у нас откроется новый институт. Получение аккредитации — это сложная многоступенчатая процедура. Надо соответствовать сотням параметров. Мы прошли лицензирование института iSpring менее чем за три месяца, это считается быстро. Но это было очень непросто для нас, потому что, прежде чем подать документы на лицензию, надо провести огромный объем работы: собрать кучу бумаг, сертифицировать все помещения, соблюсти все регламенты. В итоге мы получили лицензию девятнадцатого августа.

— Перед самым началом учебного года…

— Да, еле успели. У нас шла приемная кампания, был пул абитуриентов, которые хотят к нам поступить. Им надо принимать решение, в какой вуз зачислиться, а у нас лицензии нет. Мы даже заявление от них принять не могли! Соответственно, у нас осталось только сорок человек, зато самых смелых. Люди, которые поверили в вуз, о котором еще не знает никто, у которого нет лицензии!

— Отважные ребята.

— Да. Одна из ключевых ценностей нашего института и компании — смелость. Вы не сможете завоевать мировые рынки, если у вас нет смелости. Мы же готовим не просто разработчиков или маркетологов, мы готовим будущих лидеров российской IT-индустрии.

Мы понимаем, что настоящий профессионал состоит не только из знаний. Важны и такие качества, как порядочность, ответственность, оптимизм, внимание к деталям, инициативность, умение доводить проекты до конца, работать в команде, поддерживать ровные отношения с коллегами. Ведь самые успешные люди — это не те, кто лучше всех задачки в школе решал, а те, которые обладают самыми важными человеческими качествами. Традиционное высшее образование не уделяет этому внимания. А для нас это главное. Поэтому у нас другая система отбора абитуриентов.

Не в баллах счастье

— На сайте вашего института сказано, что результаты ЕГЭ не так важны при поступлении. Получается, есть какие-то дополнительные вступительные испытания, другие критерии отбора?

— ЕГЭ показывает, насколько у человека сформированы какие-то академические показатели. Например, молодой человек сам по себе не очень сильный, но школа хорошая, его научили. Это неплохо. Но мы смотрим не только на знания человека, но еще и на его человеческий и когнитивный потенциал. Иногда школа плохая, а человек сильный, хотя у него ЕГЭ ниже среднего. А есть люди очень умные, но они «деревянные», «неживые», с ними большого дела не сделаешь.

— А как вы это проверяете? Можете подробнее рассказать про систему отбора абитуриентов?

— У нас многоступенчатая система отбора. В течение года у нас проводятся просветительские профориентационные мероприятия, где мы говорим с ребятами о выборе профессии. У нас также есть мастер-классы. В этом году было два мастер-класса: погружение в программирование и погружение в креатив. Креатив — это основа творческого факультета, куда входят маркетинг, дизайн, управление продуктом. На мастер-классе по программированию ребята сами за два дня пишут игру на JavaScript. Получается достаточно простая браузерная игра вроде «Тетриса». После они выходят на защиту со своей игрой.

Потом ребята проходят тесты, которые используются в бизнесе, чтобы понять профессиональные наклонности, профпригодность и эмоциональные особенности человека. У нас также проводятся профессиональные консультации, ребята пишут несколько эссе на разные темы. В этом году мы ходили с ребятами в поход: двадцать километров пешком с рюкзаком по жаре в одну сторону, двадцать километров обратно. Еды с собой специально взяли очень мало. И ребятам понравилось! Они себя проверили в достаточно суровой ситуации. Таким образом, я постоянно вижу абитуриентов, мы с ними всегда в контакте.

— А есть ли какие-то четкие критерии приема абитуриентов, как в государственных вузах?

— Конечно, у нас есть интерфейс с формальными системами. В итоге должна получиться балловая оценка. Но у нас сначала проходят отборочные процедуры, и мы человеку вручаем письмо, рекомендующее его к поступлению. В этом году у нас не было людей, которые пришли бы к нам без рекомендательного письма. В этом смысле экзамен всего лишь формальность. Мы проектировали все наши отборочные процедуры таким образом, чтобы они сами по себе представляли ценность. Даже если человек к нам не поступит, он должен взять от этого что-то для себя.

— В этом году был первый набор в институте iSpring. Многим ли абитуриентам пришлось отказать в приеме?

— Примерно двум третям.

— А на основании чего им было отказано?

— Были разные причины. Некоторые люди не подходят нам по своим ценностям. Например, человек хочет быть программистом, а у него не творческая мотивация ведущая, а финансовая. Он не станет хорошим программистом: с ведущей финансовой мотивацией надо идти в продажники, в бизнесмены. И мы готовим профессионалов, которые любят Россию и хотят внести свой вклад в развитие нашей страны. А если человек мечтает уехать за границу, ему не надо у нас учиться. Я не говорю, что люди на сто процентов должны нам подходить по ценностям. Но мы должны совпадать хотя бы по ключевым вопросам. Мы также смотрим, осилит человек нашу программу или нет. Если у человека высокая мотивация и высокий когнитивный потенциал даже при низких баллах по ЕГЭ, мы с ним поработаем. А если этого нет, мы не берем такого студента.

— На сайте института перечислены образовательные программы, посвященные изучению программирования, маркетинга, дизайна и продакт-менеджмента. Какое направление оказалось самым популярным?

— Примерно тридцать человек поступили на «Программирование», а оставшиеся десять — на остальные программы. У программ «Маркетинг цифрового продукта», «Дизайн цифрового продукта» и «Управление цифровым продуктом» первый курс одинаковый, так как на семьдесят процентов эти специальности похожие. Кажется, что маркетинг и дизайн — это разные поля деятельности. Но если дизайнер может рассказать про свой дизайн словами, это топовый специалист. А если он просто может «сделать красиво» — это, извините, не то.

Институт расположен на набережной в самом центре Йошкар-Олы

Учиться работая, и наоборот

— Как выстроена бизнес-модель института?

— В этом году обучение стоит 470 тысяч рублей. Институт выполняет обучение на платной основе. При этом студент может принести свои деньги или же грант, который ему предоставляет наш фонд.

— Насколько мне известно, при подаче заявки абитуриент выбирает вариант грантовой поддержки — пятьдесят или сто процентов от стоимости обучения. От этого выбора зависит срок контракта с компанией-партнером, которая финансировала обучение: при пятидесяти процентах нужно отработать до полутора лет, при ста — до трех. Многие по таким условиям поступили?

— В этом году большинство. Три-четыре человека из сорока учатся на платной основе, а остальные по грантам. Это возвращаемые гранты из нашего фонда. Мы даем студенту грант и трудоустраиваем его после первого или второго курса в зависимости от того, насколько он успешен в учебе. После первого курса все наши ребята пойдут на стажировку, так как у них уже будут навыки, которые позволят им успешно работать в компании. Если по результатам стажировки компания видит, что это достойный кандидат, а самому студенту нравится предприятие, они начинают сотрудничать, и компания финансирует обучение этого человека. В iSpring мы не подписываем договоров о том, что человек должен чтото отработать. У нас отношения строятся в этическом поле. Но поскольку компании могут быть разные, то в грантовом договоре есть обязательство отработать положенный срок. Это естественно: бизнес инвестировал в подготовку студента и хочет формально зафиксировать эти обязательства. При этом в случае с каждой компанией-партнером условия будут индивидуальные.

— Сколько таких компаний сейчас?

— Пока проверенная компания-партнер — это iSpring. Еще есть две компании, с которыми мы общаемся на этот счет. Мы не будем спешить с привлечением партнеров. Нам лучше меньше, да лучше. Но мне бы не хотелось, чтобы в будущем ребята работали только в iSpring. Все-таки они должны разный опыт получать. И институт — это отдельная организация, которая должна быть в контакте с разными партнерами.

При этом не каждая компания может стать нашим партнером. Такая организация должна создать студенту правильное проектное окружение, предоставить ему наставника, составить программу, индивидуальный план развития. Если компания может все это сделать, мы ее сертифицируем и начнем с ней работу. Мы хотим, чтобы производственная деятельность студентов была органичным продолжением учебной деятельности.

— Под планом обучения, который должна составить компания, имеются в виду образовательные курсы или практические занятия?

— Это производственная часть учебного процесса. Мы видим, что студент может делать, какая у него должна быть квалификация. Если представить студента как самосвал, мы не загружаем его разрозненными знаниями, говоря: «Вези гранит науки куда хочешь, когда-нибудь сам в нем разберешься». Нет, мы формируем в голове студента знания, соответствующие его квалификации.

— Например, я студент, поступивший к вам на первый курс бакалавриата. У меня же пока нет необходимых навыков и умений. Я смогу устроиться на работу?

— Мы ребятам предложили работать на четверть ставки первый год тоже. Например, тестировщиками, в техподдержке что-нибудь делать. Они уже погружаются в бизнес-среду, знакомятся с совсем простыми задачами и получают за это деньги. У нас же нет стипендии. Кто-то из ребят будет вести телеграм-канал института и получать свои десять тысяч рублей.

— Тот работодатель, к которому студент устроился на четверть ставки, покрывает затраты на обучение?

— Нет, четверть ставки — это еще не работа по специальности. Трудоустройство, предусмотренное академической и профессиональной траекторией студентов, происходит чуть позже. И там начинается история про гранты и их возвращение. Я могу рассказать, как это сделано в случае с компанией iSpring. Мы считаем, что половину гранта студент возвращает, пока учится, а оставшуюся половину — после завершения обучения. Он работает в компании, которая, по сути, выплачивает ему стипендию. Сначала 10 тысяч рублей, потом 15, 20, 25. При этом студент создает для компании больше ценности, чем на эту зарплату. После завершения обучения зарплата будет 150 тысяч, например. За год вернешь оставшуюся часть гранта, и все. Наша задача состоит в том, чтобы в фонде всегда были деньги, которые можно дать новым ребятам. Студенты понимают, что возвращение денег в фонд — это их вклад в возможность взять новых абитуриентов и создать такие же истории успеха, как у них.

При поступлении в институт iSpring результаты ЕГЭ не важны

За учениками — учителя

— Каков был размер затрат на запуск института?

— Мы потратили почти 500 миллионов рублей на здание. Плюс нужны были компьютеры, ремонт, оборудование.

— Это были заемные средства?

— Это деньги, которые зарабатывает iSpring. Можно сказать, мои личные деньги. У нас нет заемных средств, мы прибыльный бизнес, живем на свои.

— Как вы считаете, за сколько лет это все окупится?

— Оно никогда не окупится. У меня нет цели возвратить капитальные затраты. Мне важно, чтобы в институте была операционная рентабельность и он не требовал финансовой подпитки. Сейчас мне надо сфокусироваться на качестве подготовки студентов. А если делать акцент на маржинальность, то получится как у всех. Я смотрю на это не как на бизнес, а как на инфраструктурный проект, который в том числе повлияет на наш бизнес.

К тому же сейчас это уже вышло за рамки подготовки кадров только для своего бизнеса. На самом деле все наши образовательные проекты работают как минимум на весь наш город, да и в целом на Россию. Для меня институт iSpring — это федеральный проект. У нас уже в этом году более 30 процентов студентов иногородние. В будущем, наверно, будет не менее 50 процентов.

— Получали ли вы какую-то поддержку от государства или местных властей?

— Я хочу в следующем году открыть педагогический факультет, это очень важная для меня тема. В случае с будущими учителями ситуация немного сложнее. Дело в том, что у них доходы будут ниже, чем у программистов или маркетологов. И мы сейчас ведем переговоры насчет предоставления государственных грантов для тех, кто будет обучаться по новой программе. Условно говоря, государство дает грант ребятам, которые хотят учиться у нас в институте, под обязательство отработать в школах нашего региона какое-то количество лет. Идея нашла поддержку, мы обсуждали ее на региональном уровне. Я надеюсь, что к тому времени, когда мы будем делать набор, вопрос с грантами уже будет решен. Ведь все прекрасно понимают, что школы строить мы умеем, а вот учить там некому. Даже несмотря на то, что в нашем лицее «Инфотех» зарплата учителей в два-три раза выше, чем в государственных школах, мы не можем найти педагогов.

— Сколько сейчас преподавателей в институте iSpring?

— Около тридцати. Это достаточно большой коллектив на пока не очень большую группу студентов. Например, у нас только физкультуру ведут четыре преподавателя. Потому что каждый студент должен записаться в какую-либо спортивную команду: регби, волейбол, фитнес, аэробика. Я сам преподаю программирование. У меня три ассистента, которые ведут практические работы. Они, конечно, все практикующие программисты.

Сейчас в институте на 40 студентов приходится около 30 преподавателей

Будут и другие люди

— На что вы ориентировались при создании института? Может быть, был какой-то зарубежный образец?

— Да, конечно. Хорошие вузы в США, например из Лиги Плюща. Благодаря этим вузам в Америке сильная экономика. Стэнфорд — релевантный пример для меня. Действительно сильный вуз, наиболее близкий к IT, высокотехнологичному предпринимательству и всему спектру знаний, умений и навыков, которые требуются в этой сфере. Я большой патриот, но я понимаю, что наши вузы не достигают того уровня. В России хорошая школа, но университеты плохие. А в Америке наоборот.

В нашей стране практически нет гуманитарных компетенций, а в США они есть. Поэтому местами не надо изобретать велосипед, надо творчески адаптировать. Не бездумно, конечно, а понимая, что мы все-таки другие. Как японцы посмотрели на американский автопром и создали свой, лучше американского.

— В чем отличие американских вузов от российских?

— Там все другое. Например, как у нас изучают историю? Нужно заучить даты, когда, кто, с кем воевал. А история дает умение сформировать свою позицию, понимать контексты, дискутировать. Суть в том, что гуманитарные предметы для нас очень важны. Я больше двадцати лет в этом бизнесе. И я видел выпускников крутых американских вузов. Это другие люди. Когда их компании заходят к нам и сметают наши бренды, я понимаю, почему так происходит. А надо, чтобы наши заходили на тот рынок и сметали их. Мы это исправим. Но потребуется время. На то, чтобы у нас выросли такие профессионалы, придется потратить лет десять-двадцать.

Фотографии предоставлены компанией iSpring


Компания iSpring ведет свою историю с 2001 года. Ее штаб-квартира находится в Йошкар-Оле.

iSpring — разработчик программных продуктов для корпоративного обучения, входит в топ рейтинга российских EdTech-компаний. Клиенты компании — зарубежные и российские ретейлеры, банки, фармацевтические концерны, крупные производственные и логистические предприятия, игроки рынка HoReCa и компании, развивающиеся по модели франчайзинга. Решениями iSpring также пользуются ведущие российские и зарубежные вузы.

В разное время ее услугами пользовались «Яндекс», Skyeng, НЛМК, Qiwi-банк, Johnson & Johnson, L’Oreal, Unilever, МГУ, Гарвардский университет — в целом 59 тыс. клиентов.

Основатель, единственный владелец и СЕО iSpring — Юрий Усков. По итогам 2021 года выручка компании составила 1,843 млрд рублей, на 31,7% больше, чем в 2020 году. Число сотрудников — 380 человек. Институт iSpring открылся в 2022 году на базе АНО высшего образования «Русский университет метатехнологий», к которой также относятся и другие образовательные проекты Юрия Ускова и компании iSpring.

Программа обучения в институте разрабатывается с участием специалистов iSpring. Учащихся набирают исходя из их когнитивных способностей и мотивации, а не лучших результатов ЕГЭ. С первого курса их подключают к решениям реальных задач: от работы в компаниях-партнерах до помощи в разработке собственных стартапов. Ожидается, что студенты уже после второго курса получат компетенции, позволяющие работать на джуниор-позициях в IT-проектах, а по окончании бакалавриата станут опытными профессионалами с собственным портфолио.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Уэбб»: наследник великих космических обсерваторий «Уэбб»: наследник великих космических обсерваторий

Чего нам ждать от телескопа имени Джеймса Уэбба?

Наука и жизнь
«Шантарам» с Чарли Ханнэмом — экранизация книжного бестселлера, которая сначала раздражает, а потом поглощает «Шантарам» с Чарли Ханнэмом — экранизация книжного бестселлера, которая сначала раздражает, а потом поглощает

Телеверсия «Шантарама» — гид по экспатской Индии и сага о дружбе

Правила жизни
1990 год 1990 год

Переход к рыночной экономике, последний концерт «Кино» и другие события

Esquire
В чем польза квашеной капусты: 6 фактов о величайшей из закусок В чем польза квашеной капусты: 6 фактов о величайшей из закусок

Подвергшаяся ферментации капуста — удивительное биохимическое явление

Maxim
5 признаков, что мужчина думает о разрыве и способы это предотвратить (если хочешь) 5 признаков, что мужчина думает о разрыве и способы это предотвратить (если хочешь)

Как понять, теряет ли он на самом деле к тебе интерес?

VOICE
Чем сложный секс лучше простого Чем сложный секс лучше простого

Парадоксы биологии — мейоз

СНОБ
Моли не место в квартире: 6 лайфхаков для борьбы с пожирателями одежды Моли не место в квартире: 6 лайфхаков для борьбы с пожирателями одежды

К счастью, от моли легко избавиться, если знать парочку хитрых трюков

ТехИнсайдер
Неслучайная случайность Неслучайная случайность

Знаменитый кутюрье Игорь Чапурин умеет удивлять и других, и самого себя

OK!
Профицит свекловичных гранул Профицит свекловичных гранул

Внутреннему рынку грозит избыток жома

Агроинвестор
Либидо, память тела и внутренние установки Либидо, память тела и внутренние установки

Как психика делает секс болезненным

Добрые советы
Комедия одного положения Комедия одного положения

Смех без разрядки в фильмах Георгия Данелии

Weekend
Нормальный мужчина XXI века: какой он? Часть 2. Фаллоцентризм Нормальный мужчина XXI века: какой он? Часть 2. Фаллоцентризм

Логоцентризм в контексте истории и культуры

Psychologies
Если из отношений исчез секс: 9 способов пробудить желание Если из отношений исчез секс: 9 способов пробудить желание

Что можно предпринять, если в постели уже очень давно ничего не происходит?

Psychologies
Среди защитников античной Гимеры обнаружили мигрантов с Кавказа и из азиатских степей Среди защитников античной Гимеры обнаружили мигрантов с Кавказа и из азиатских степей

В обороне древнегреческой колонии Гимеры также участвовали неместные жители

N+1
10 самых красивых женщин всех времен и народов 10 самых красивых женщин всех времен и народов

Самые известные красавицы от палеолита до наших дней

Maxim
Странный водяной орех, или в дорогу за генами Странный водяной орех, или в дорогу за генами

Являются ли водораздельная и пойменная формы чилима отдельными видами?

Наука и жизнь
Несравненная Анджела Лэнсбери: почему звезде культового детектива трижды не дали Несравненная Анджела Лэнсбери: почему звезде культового детектива трижды не дали

Анджела Лэнсбери с юности входила в высший эшелон актерской гильдии

VOICE
Ты ему не мать, но и он не прицеп: как построить отношения с его ребенком от первого брака Ты ему не мать, но и он не прицеп: как построить отношения с его ребенком от первого брака

Что, если ребенок партнера воспринимает тебя в штыки, даже не давая тебе шанса?

VOICE
Художник Евгений Дедов — о бюрократии, орхидеях и возможностях Художник Евгений Дедов — о бюрократии, орхидеях и возможностях

Художник Евгений Дедов — о том, как появляются мотивы его произведений

РБК
Как уменьшить побочные эффекты химиотерапии: 3 важных правила Как уменьшить побочные эффекты химиотерапии: 3 важных правила

Как снизить побочные эффекты от терапии химиопрепаратами

Psychologies
Комплекс неполноценности и непомерное эго: что значит ваше фото в соцсетях — анализирует психолог Комплекс неполноценности и непомерное эго: что значит ваше фото в соцсетях — анализирует психолог

Что именно сообщает другим пользователям ваша фотография в соцсетях?

Psychologies
Как сохранить любовь и не потерять себя: 3 главных принципа отношений Как сохранить любовь и не потерять себя: 3 главных принципа отношений

Что нужно делать нам, чтобы уберечь и свои отношения, и себя настоящего?

Psychologies
Живые впечатления от Haval Dargo: что хорошо, а что реально плохо Живые впечатления от Haval Dargo: что хорошо, а что реально плохо

Может ли кроссовер с внешностью внедорожника съехать с асфальта

Maxim
«Дьявол заставил меня это сделать»: история об одержимости демоном, которая попала в суд «Дьявол заставил меня это сделать»: история об одержимости демоном, которая попала в суд

Процесс над Арне Шайенном Джонсоном — один из самых необычных в XX веке

VOICE
7 фактов о Гильермо Дель Торо 7 фактов о Гильермо Дель Торо

9 октября 1964 года родился триумфант 90-й церемонии «Оскар» Гильермо Дель Торо

Maxim
Как понять, что дружба себя исчерпала: советы психологов Как понять, что дружба себя исчерпала: советы психологов

Нужно задуматься о том, не пора ли навести порядок в отношениях с людьми

Psychologies
Великий круговорот Великий круговорот

Не всё потеряно с перерождением и бессмертием

Новый очаг
Предложена новая теория, объясняющая, что такое сознание Предложена новая теория, объясняющая, что такое сознание

Человек осознает свои действия спустя полсекунды от их совершения

ТехИнсайдер
Омега: как удержать баланс Омега: как удержать баланс

Почему дисбаланс полиненасыщенных кислот может привести к проблемам?

Здоровье
Как природа может помочь вам при стрессе: советы экотерапевта Как природа может помочь вам при стрессе: советы экотерапевта

Что такое экотерапия и как она работает?

Psychologies
Открыть в приложении