Два колеса и чудеса
Велосипед сегодня — один из наиболее распространенных видов транспорта. Это быстро, удобно, полезно для здоровья и не вредит экологии. Его конструкция настолько эффективна и проста, что «изобретением велосипеда» сегодня называют попытку сделать что-то с технологией, которая и так практически совершенна. Тем не менее, сам велосипед неоднократно дорабатывали, равно как и пытались переизобрести. Рассказываем о том, что получилось в результате некоторых таких попыток.
Само изобретение велосипеда обросло множеством легенд. Например, известна версия, что первым такое транспортное средство изобрел Леонардо да Винчи — мол, его изображение есть среди зарисовок мастера. Однако большинство исследователей сходятся во мнении, что это подделка и что никакого велосипеда Да Винчи не изобретал.
Другая легенда повествует о простом уральском крестьянине Ефиме Артамонове, который сумел из дерева и железа собрать первый в мире образец беспедального велосипеда — беговела. По легенде, в 1800 году Артамонов на своем велосипеде совершил первый же в мире велопробег, проехав две тысяч верст из Тагильского заводского поселка (ныне Нижний Тагил) в Москву. За это ему даровали свободу. Правда, изучение велосипеда Артамонова, хранящегося в Краеведческом музее Нижнего Тагила показало, что собран он был в конце XIX века, вероятнее всего, по английским чертежам.
Что касается достоверных сведений, то первый прототип велосипеда придумал в 1817 году — и запатентовал в 1818-м — немецкий профессор барон Карл фон Дрез из Карлсруэ. Его двухколесное транспортное средство было выполнено из дерева, имело руль с поворачивающимся передним колесом и седло, расположенное прямо на раме. Наездник садился в седло и ехал, отталкиваясь ногами от земли.
С 1830-х годов стали появляться велосипеды с педалями. Они имели прямой привод, то есть педали были жестко прикреплены к втулке — один оборот шатунов соответствовал одному обороту переднего колеса. Наиболее известным из таких ранних велосипедов является «пенни-фартинг». У него было огромных размеров переднее колесо, как раз из-за прямой передачи — благодаря большой окружности оно давало бо́льшую скорость. Привычные нам велосипеды с цепной передачей на заднее колесо начали выпускаться с 1885 года.
Классический велосипед, конструкция которого в целом не претерпела значительных изменений за последние 136 лет, состоит из рамы, построенной из двух треугольников, вилки, переднего и заднего колес, подседельного штыря с седлом, шатунов с педалями и ведущей звездочкой и цепи, передающей вращение на звезду заднего колеса. Некоторые компании пытались «играть» с этой конструкцией (например, у компании GT есть запатентованная конструкция рамы из трех треугольников Tripple Triangle), но в целом внешний вид остается неизменным.
Были и попытки переизобрести велосипед — создать новую конструкцию этого транспортного средства. Многие из таких разработок ориентированы на компактность, чтобы жители городов могли перемещаться по улицам и пользоваться общественным транспортом. Другие нацелены на повышение энергетической эффективности велосипеда, то есть снижение затрачиваемых килокалорий на преодоление некоторого расстояния.