Дорога к автосервису: как меняется рынок эвакуации автомобилей
Рынок автомобильной эвакуации «уберизируется», сокращая издержки бизнеса, стоимость услуг и время ожидания
Мировой объем рынка эвакуации составляет $26 млрд и растет темпами 3-5% в год. Отечественный рынок начал формироваться в 1990-е годы, и за 25 лет показал неплохую динамику: объем техпомощи на дороге сегодня составляет 6 млрд рублей. Рынок эвакуации представлен не только техпомощью, но и B2B сегментом — по нашим подсчетам, распределение примерно 1 к 5. По итогу, общий объем рынка добровольной эвакуации в России составляет 30,2 млрд рублей, с ежегодной перспективой роста на 2-3%.
Главную роль в этом процессе играют два фактора. Во-первых, рост числа машин, происходящий даже на фоне кризиса: по оценке PwC, в 2017 году, после 4-летней стагнации сразу на 12% выросли продажи новых легковых автомобилей. Всего на начало 2018 года в России было зарегистрировано более 56 млн авто. Второй фактор — это старение автопарка: 54% всех машин в России старше 10 лет. Значит, время от времени им нужен ремонт, а отношение автовладельцев к этому вопросу трансформируется: они все чаще склонны обращаться за специализированной помощью даже в случае мелкой поломки, нежели заниматься ремонтом самостоятельно. Эти факторы позитивно сказываются на объеме рынков сервисных автомобильных услуг, в том числе и рынка эвакуации.
Мировой опыт
Одним из ярких примеров автоматизации рынка автоэвакуации является американский сервис Honk. Объем рынка США более чем в 10 раз превышает российский и составляет $7 млрд со среднегодовым приростом 2,6%. В отрасли работает около 8 тысяч компаний, при этом на 50 крупнейших приходится около 15% дохода. Главным агрегатором на рынке является Американская автомобильная ассоциация (AAA). Сервисы Honk и Urgent.ly занимаются уберизацией услуг эвакуации и подстраиваются под условия исполнителей. Тарифы на платформе не унифицированы. Сервис сначала собирает предложения от исполнителей и только после этого называет цену клиенту.