Опасный рейс. Удорожание перевозок поднимет цены на продукты и лекарства
Рост цен на топливо, повышение НДС и тарифов «Платона» — что ждет логистический рынок в этом году и как это скажется на стоимости товаров
Скачок цен на топливо оказал значительное влияние на рынок перевозок в России, поскольку топливные расходы составляют существенную часть в себестоимости грузоперевозок. На этом фоне цены на логистические услуги в 2018 году выросли у большинства участников рынка (68%). 41% из них говорит о незначительном росте тарифов на перевозки грузов, однако почти треть компаний повысила цены более чем на 10%, а 1% — на 20% и более.
Такие данные получены в ходе ежегодного исследования рынка логистики, проведенного компанией Transporeon Group. Всего в опросе, который проводился в ноябре 2018 года, приняли участие 2500 перевозчиков, подключенных к тендерной платформе TICONTRACT.
Подводя итоги 2018 года
В рамках исследования компании спрашивали о динамике транспортного рынка в 2018 году. 200 перевозчиков рассказали о своих ожиданиях на 2019 год. Большинство из них приходится на малые (44%) и средние (41%) компании с выручкой до 100 млн рублей в год и от 100 млн до 1 млрд рублей соответственно. Еще 15% опрошенных — это крупные компании с выручкой свыше 1 млрд рублей ежегодно.
Рыночные факторы оказывали влияние на цены, несмотря на то что, согласно исследованию, все транспортные компании работали в основном по долгосрочным контрактам — на единоразовые тарифы, устанавливаемые отдельно по каждому заказу, приходилось чуть больше 10% всех сделок.
В целом рынок в 2018 году остался «в плюсе» — более половины опрошенных компаний за год выросли на 10% и более. Среди рисков на 2018 год они закладывали в основном недостаток предложений транспорта или профессиональных водителей, а также рост объема грузов. В остальном динамика рынка и цен оказалась в рамках ожиданий игроков рынка: так, о неизменности тарифов говорят 41% опрошенных, 26% были вынуждены поднять цены более чем на 10% и только 1% — на 20% и более.
Вероятно, именно массово применяемая схема долгосрочных тарифов с небольшой нефиксированной составляющей позволила компаниям нивелировать свои издержки, не допуская глобального роста цен и потрясений для потребителей. Кроме того, на рынке популярны и механизмы компенсации динамики цен на горючее при заключении договоров на перевозку: в соглашении заранее оговаривается предельный темп роста стоимости топлива, при котором возникает необходимость пересмотра тарифов.
В итоге рост цен на услуги грузоперевозчиков сказывается на стоимости продуктов на полках магазинов. Начальник отдела логистики «Русджам Стеклотара Холдинг» Михаил Кравцов отмечает, что в ходе производства товаров есть множество этапов, где транспортные расходы влияют на добавленную стоимость, начиная от сырьевых поставок и производственной логистики, заканчивая межскладскими перемещениями и конечной доставкой потребителю.