Школа, где учитель может быть самим собой
Работу учителей кто-то хвалит, но многие ругают. Часто звучит слово «должен», а дальше внушительный список. Каково сегодня положение педагогов в школьном образовании и почему между «должен» и «могу» не всегда можно поставить знак равенства?
Еще, еще и еще
Я часто слышу фразу: «Учителя не хотят развиваться, вкладываться в обучение, не уделяют достаточно времени общению с детьми». Прошлой осенью Объединенное движение родителей и учителей России «Школа – наше дело» провело онлайн-исследование, в котором приняли участие больше 9 000 учителей, и выяснилось, что только 5% учителей в стране работают сегодня на одну ставку. А это уже не такая маленькая нагрузка – 36 часов работы в неделю, из которых 18 часов – у доски, а остальное – проверка заданий, подготовка к урокам, классное руководство, отчетность. На полторы ставки, когда учебных 25 часов (а это уже много по всем даже зарубежным стандартам), – 65% учителей. И 30% работают на 2 ставки с двойной нагрузкой! Почему так получилось? В мае 2012 года Владимир Путин подписал указ, по которому зарплата учителей должна была равняться средней по региону. Идея вроде как хорошая, но он не указал, за какой конкретно объем работы. Поэтому вместо того, чтобы повысить заработную плату учителей на одну ставку, их вынуждали брать по 1,5–2 ставки. Это привело к тому, что у учителей просто не хватает времени. А по-другому им не дают, иначе портится статистика школы – средняя зарплата по региону получается ниже, не выполняется указ президента. Поэтому, когда говорят, что у учителя должно быть время на подумать, на почитать книги, на выдохнуть, что он мало уделяет времени на то, чтобы по-новому взглянуть на свою новую работу, на рефлексию, не следит за тем, что происходит на конференциях, не читает научные статьи, – это всё нечестные разговоры, потому что система образования сегодня загнала педагогов в ситуацию, когда на все это у них нет ни сил, ни времени, поэтому им приходится действовать по накатанной – и преподавание становится автоматическим. Выход я вижу только один — увеличить заработную плату за одну ставку и запретить брать большую нагрузку. Что-то для облегчения работы учителей делается. Например, в декабре Министерство образования сократило количество документационной нагрузки, но муниципалитет все равно постоянно собирает какие-то данные и требует их у школ. Директор дает под козырек, а учителя понимают, что задание выполнять они не обязаны, но это необходимо сделать, потому что все в одной связке – нужно попасть в рейтинг, получить какие-то дотации для школы, быть на хорошем счету. А к 2024 году по проекту «Национальное образование» мы должны попасть в 10 ведущих стран мира по качеству образования. А это значит, что на педагогов опять же ляжет дополнительная нагрузка. К международным исследованиям тоже нужно готовиться. А при такой насыщенности учебной программы, как сейчас, это можно делать только в ущерб каким-то другим формам работы. Качество образования вырастет на порядок, если у учителей появится свобода для саморазвития, роста. Не для формального повышения квалификации, а содержательного – а оно требует большего времени, внимания, сил, головы, свободной от мыслей «у меня завтра 5–6 уроков и как мне найти время к ним подготовиться».