Ребенок к школе готов?
Как подготовить ребенка к школе? И как понять, что что-то идет не так? Младшеклассникам и их родителям посвящается.
И родителям, и учителям хочется, чтобы у детей в школе все было хорошо и школа стала для них местом познания и радости.
Однако нередко в первом классе выясняется, что ребенок не готов к школе. «Как не готов?! – изумляются родители. – В саду занимался, на подготовку ходил, читает, считает, пишет, «четвертый лишний» делает на раз, рассказы по картинкам составляет, все про динозавров рассказать может – чего же вы еще от него хотите?!» Или: «Это все учительница виновата, заинтересовать не может, на занятиях дома с педагогом-репетитором ребенок просто солнышко – умный, заинтересованный, все делает, ну, балуется иногда, с кем не бывает. Школа не готова к современным детям…»
Истина, как всегда, где-то посередине. Конечно, бывают неопытные учителя, бывают выгоревшие, но бывает и так, что учитель вполне адекватный, а ребенку все равно трудно – несмотря на ум и способности. Так с чем же приходится справляться первокласснику и какие умения ему необходимы?
Для учебы важно, чтобы ребенок мог удерживать правила, причем не только один на один со взрослым, но и в коллективе, где персонального внимания не так много. Пример по математике нужно не только решить, но и решить тогда, когда все его решают в классе, решение записать и, по возможности, с соблюдением правил оформления. А тут подружка Машка из-под парты новую куклу показывает, Сережка шепчет: «Кать, конфету хочешь?» – на улице теплынь, а дома Плюшка окотилась, котятки маленькие. Хорошо еще, если никаких серьезных неприятностей в семье нет, тревога под ложечкой не сосет. А то совсем беда. Как на этих примерах сосредотачиваться?
Родители иногда приходят на консультацию и говорят: «У него рассеянное внимание, он постоянно отвлекается на уроке». Диагностируешь это внимание и понимаешь: да нет, всё в норме, а вот произвольность (способность преодолевать желание, игнорировать посторонние вызовы и действовать по правилам) хромает.
Произвольность важна тоже не сама по себе, а в паре с осознанностью. Прежде чем начать какое-то действие, нам надо понять, что именно требуется, как и когда это нужно сделать, а еще отследить, например, что у тебя очень устала рука, сжимающая ручку, и надо ей потрясти, прежде чем дальше писать начать, а то писать будет очень сложно.
Но и это не все. Узнавать новое, биться с азартом над решением задачки, хотеть узнать, а что же дальше случилось с героем рассказа, должно быть интересно. То есть у ребенка должна быть познавательная мотивация.
А еще очень важно, чтобы ребенок мог без страха подвергаться оцениванию и не разрушаться от того, что у него что-то не получилось. Хоть в первом классе отметки не ставят, но дети быстро научаются считывать эмоциональную реакцию учительницы на свой ответ или работу, да и разные печатки (солнышки, звездочки и так далее), которые любят ставить учителя, тоже понятная большинству детей обратная связь.
Так откуда же это все берется: интерес к новому, умение понимать, способность следовать правилам и договоренностям, умение радоваться тому, что что-то хорошо получилось и не очень расстраиваться, если не вышло, желание пробовать еще раз? Я специально сейчас убрала из этого предложения термины «осознанность», «произвольность», «познавательная мотивация» и т. д., чтобы сделать более наглядной их суть. Думаю, если вы прочитаете этот список навыков и умений, вы без труда скажете, что вот это все формируется в различных играх, чтении-слушании и в общении.