Какую роль играли железные дороги во Второй мировой войне

ДилетантИстория

Железные дороги победы

Военные эшелоны под Москвой. 21 октября 1941 года

IСлышал такую фразу: «Кавалерия — разбитое сердце Первой мировой, а железные дороги — кровеносные сосуды Второй мировой». Кому она принадлежит?

Иван Нарышкин, 72 года, Мытищи

Эту фразу приписывают и маршалу Жукову, и президенту США Эйзенхауэру, и даже Сталину. В любом случае она довольно точно отражает роль железных дорог во Второй мировой войне. По данным Минобороны СССР, за 1941–1945 годы железнодорожные перевозки превысили 19,7 миллиона вагонов, или более 444,2 тысячи поездов.

Президент США Франклин Рузвельт, когда узнал о том, что СССР за годы войны перевёз почти 20 миллионов вагонов с солдатами, снарядами, боевой техникой и продовольствием по разрушенным Гитлером советским железным дорогам, спросил Эйзенхауэра, главнокомандующего силами союзников в Европе: «Это русский фольклор?»

«Большой друг» маршала Жукова Эйзенхауэр представил выкладки американских экспертов: если выстроить 20 миллионов русских вагонов по цепочке, ими можно четыре раза по экватору обернуть Землю. Из служебной записки на имя президента США Рузвельта: «Во время оборонительных боёв под Москвой и Ленинградом поезда шли потоком, иногда интервал между ними составлял рискованные для безопасности 600–800 метров… В ходе подготовки Курской битвы 14 410 эшелонов перевозили армии в полном составе. В том числе по спешно восстановленным полотнам».

Так железные дороги сделали для Победы, казалось, невозможное: в хаосе войны были эвакуированы 18 миллионов человек и 2593 промышленных предприятия. И всё это под авиационное (6 тысяч бомбардировок) и артиллерийское (свыше 18 тысячи обстрелов) «сопровождение» составов врагом, который уничтожил 16 тысяч паровозов.

В обстановке войны рождалась новая стратегия выживания — сочетание эвакуации с переходом железнодорожного комплекса на военный лад. Сначала — движение воинских эшелонов и грузов, потом — эвакуируемых промышленных грузов, и лишь затем — пассажиропоток, санитарные поезда и «хозблок» заводов и предприятий. Третья группа в тупиках могла неделями ждать своей очереди. Так война жёстко расставила приоритеты.

Эвакуация стала вызовом: сможет ли СССР перебазировать производительные силы оккупированных районов в глубокий тыл? Смог. «Промышленное сердце» СССР — 2593 передовых предприятия Москвы, Ленинграда и Украины — почти без потерь переехали на Урал (70 процентов), в Сибирь (25 процентов), Среднюю Азию и Казахстан (5 процентов). Даже хлеб из зернохранилищ Украины и Кубани успели вывезти, не оставив его в подарок врагу.

Вот тогда маршал Жуков и назвал эвакуацию «равной величайшим битвам Второй мировой вой ны», а Дуайт Эйзенхауэр — «военной операцией “Игра на опережение”». Это в мемуарах. А в жизни, после войны, Эйзенхауэр, возглавив оккупационные силы США в Германии, поддерживал контакты с Жуковым и живо интересовался «стратегией выживания» русских. Особенно техническими новшествами и передовыми методами труда, которые использовали железнодорожники: скоростное формирование поездов, безотцепочный ремонт вагонов, вождение тяжеловесных составов, отправление сдвоенных поездов. Отдельно американца впечатлил принцип «живая блокировка»: через каждые 800–900 метров на перегонах стояли сигналисты, и по их сигналам шли поезда. Этот принцип он увидел в Восточной Европе, где в 1945 году СССР его использовал как повторение опыта стратегии выживания.

Так, наладив бесперебойную доставку резервов фронту, эвакуацию материальных ценностей и людей, железные дороги стали стратегическим фактором Второй мировой войны — её «кровеносными сосудами». «Это вам не гужевой обоз и не кавалерия с шашками на перевес», — бросил однажды в приватном разговоре Эйзенхауэру Жуков. Народный эпос, как голь на выдумки, хитёр — трактует Жукова образами.

Досье «Дилетанта»

Доля железных дорог в грузопотоках ссср в 1941–1945 годах

  • 1941 — 93%
  • 1942 — 52%
  • 1943 — 58%
  • 1944 — 68%
  • 1945 — 78,3%

Материалы подготовлены при содействии ОАО «Российские железные дороги». Автор текстов — Владимир Емельяненко.

IIПравда ли, что был разобран целый участок БАМа ради срочного строительства железнодорожной «Дороги жизни»?

Светлана Горностаева, 58 лет, Новгород

У большинства людей словосочетание «Дорога жизни» — это пронзительная «картинка» перед глазами: в стужу «полуторки» везут по льду Ладожского озера грузы в Ленинград, а обратно — людей. Вот только у автомобильно-ледовой «Дороги жизни» №101 была ещё железнодорожная «сестра». Иначе до Ладоги было не добраться — обстрелы и бомбардировки. Точнее, можно было, но трагедия 4 июля 1941 года эти попытки свела к нулю. Тогда эвакуация велась через «безопасный» Новгород. Там у станции Лычково 4 июля под авиаудар фашистов попал поезд с эвакуируемыми детьми. Это был шок: погибли почти две тысячи детей — дорога простреливалась насквозь. В «плену» оказались как вывозимое из Ленинграда передовое промышленное оборудование, так и продукты, которые везли в город.

Так к осени 1941 года, когда часть железных дорог была захвачена, остро встал вопрос: как быть? Идею подал блокадный Ленинград: строить рокады — железные дороги вдоль фронта, иногда почти на его линии. Риск был велик: не было гарантии, что отступление остановится, а главное — из чего строить? Сначала разбирали участки под Новгородом и Псковом (в том числе на уже оккупированных территориях). Потом родилась дерзкая идея — «перекинуть» из-под Тынды рельсы недостроенного перед войной участка БАМ — Тында. Так в сжатые сроки были построены приблокадные железнодорожные участки Войбокало — Кобона — Коса длиной 32 километра. И эта часть Дороги жизни увеличила объём грузовых перевозок через Ладогу почти на 50 процентов. Всего по Дороге жизни было эвакуировано почти 1,5 миллиона человек, среди них около 400 тысяч детей.

Временная железнодорожная переправа через Днепр рядом с разрушенным мостом. 1943 год

Работа железнодорожной сестры Дороги жизни настолько пошла, что в Войбокало началось сооружение второй ветки — свайно-ледовой железной дороги через Ладожское озеро. К моменту снятия блокады она была готова на 60 процентов.

Пример железной Дороги жизни вдохновил весь фронт. Как и Ленинград, Сталинград в 1942-м тоже столкнулся с «железнодорожным отсечением» от линии фронта и тыла. К городу стекалось в десятки раз больше поездов, чем в довоенное время, но идти — до полусотни километров — было некуда. Опыт Дороги жизни родил «Волжскую рокаду» необходимыми подъездными путями для вооружения и продовольствия в рекордные сроки стала рокада Иловля — Свияжск — Сызрань — Саратов — Сталинград. И опять уже для «Волжской рокады» пришлось экстренно разбирать БАМ. Причём только для дороги Иловля — Свияжск было демонтировано 180 километров БАМа. А всего по линии БАМ — Тында, уложенной до 1941 года, на фронт было отправлено 978 километров (небольшая их часть — с Урала и Самары) рельсов. Сроки фантастические — за шесть месяцев были разобраны пути и построена «Волжская рокада».

— Никто и никогда в мире не монтировал протяжённые железные дороги с такой космической даже для военных лет скоростью, — говорит доктор исторических наук, главный научный сотрудник Санкт-Петербургского Института истории РАН Юлия Кантор. — Даже маршал Георгий Жуков не раз назвал сооружение «Волжской рокады» «второй линией фронта». Впоследствии в мемуарах он писал: «Волжская рокада обеспечила резервами и вооружением всю Сталинградскую битву».

После Сталинграда ещё одна рокада Старый Оскол — Сараевка — Ржава протяжённостью 95 километров вписала себя в историю как участница битвы на Курской дуге. Эта рокада заметно увеличила транспортировку грузов, особенно танков и горючего для них, на Воронежском и Центральном фронтах во время Курской битвы и, как пахарь, круглые сутки помогала Победе.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Альянсы и союзы Альянсы и союзы

Вторая часть ответов на вопросы об альянсах союзников против нацистской Германии

Дилетант
Лучшие анекдоты про Ленина и его любимую революцию Лучшие анекдоты про Ленина и его любимую революцию

Чтобы не забывать, где ты живешь и как ты здесь оказался

Maxim
Договор, сделка или сговор? Договор, сделка или сговор?

Почему пакт Молотова — Риббентропа не является ответом на соглашение в Мюнхене

Дилетант
Как реагируют на обратную связь люди разных полов Как реагируют на обратную связь люди разных полов

Эффективная работа компании невозможна без обратной связи сотрудников

СНОБ
15 главных битв 1939–1945 15 главных битв 1939–1945

Третья часть списка самых крупных сражений и операций Второй мировой войны

Дилетант
Отложенный эффект Отложенный эффект

Почему модные выставки в Метрополитен-музее — это важное событие культуры

Vogue
«Снимаешь для себя, а выходит для истории» «Снимаешь для себя, а выходит для истории»

Весной 1945 года вместе с Красной армией в Берлин вошли фронтовые операторы

Дилетант
Рустам Сагдуллаев. Ромео союзного значения Рустам Сагдуллаев. Ромео союзного значения

Фильму «В бой идут одни «старики» уже почти полвека

Караван историй
Карантин как повод для бунта Карантин как повод для бунта

В Российской империи попытки борьбы с эпидемиями могли быть для власти опасными

Дилетант
Победа в очередной битве с раком мозга осталась за учеными Победа в очередной битве с раком мозга осталась за учеными

Эти препараты побуждают иммунные клетки съедать клетки злокачественных опухолей

Популярная механика
Одержимый царь Одержимый царь

Победа в Полтавской битве стала возможной только благодаря железной воле Петра I

Дилетант
Больше позитива! Больше позитива!

Может ли на самом деле пессимист стать оптимистом? А самое главное – нужно ли?

Лиза
Изоляция и гигиена Изоляция и гигиена

Человечество веками платило страшную цену

Дилетант
8 фильмов, в которых главные герои все время спали 8 фильмов, в которых главные герои все время спали

Несколько идей, как даже в царстве Морфея провести время увлекательно

GQ
Эпоха тюрок. Печенеги Эпоха тюрок. Печенеги

С IX века хозяевами Великой степи становятся тюркоязычные народы

Дилетант
Парадокс удачи: большое число претендентов на победу может снизить накал конкуренции Парадокс удачи: большое число претендентов на победу может снизить накал конкуренции

Принято думать: чем больше конкурентов, тем ожесточеннее борьба

Forbes
«Остров дядюшки Сэма» «Остров дядюшки Сэма»

Слава Алькатраса вышла далеко за пределы США

Дилетант
Распорядок дня при работе из дома: как успеть все успеть и не устать Распорядок дня при работе из дома: как успеть все успеть и не устать

Как распланировать день, собраться и двигаться дальше

РБК
Разведка и спецоперации Разведка и спецоперации

Вторая часть ответов на вопросы о подготовке спецопераций Второй мировой войны

Дилетант
Познать дзен: 12 простых привычек, которые снимают стресс Познать дзен: 12 простых привычек, которые снимают стресс

Полчаса в день - и спокойствие, только спокойствие

Cosmopolitan
Быт военного времени Быт военного времени

Вторая часть ответов на вопросы о повседневной жизни в условиях военного времени

Дилетант
Три Кита, Таиланд Три Кита, Таиланд

Из всех развлечений Таиланда Три Кита меньше всего похожи на развлечение

Maxim
С советской спецификой С советской спецификой

В СССР суды над военными преступниками стали проводить уже в 1943 году

Дилетант
Рем Колхас. Трудолюбивый монах Рем Колхас. Трудолюбивый монах

«Я обязан России очень многим. Благодаря ей стал архитектором»

Караван историй
«Я просто выполнял приказы!» «Я просто выполнял приказы!»

Военные преступления совершали не только отряды СС, но и подразделения вермахта

Дилетант
Что на самом деле случилось 18 апреля 1930 года Что на самом деле случилось 18 апреля 1930 года

Новости «дня без новостей»

Weekend
Казнь мятежников Казнь мятежников

Мятежники были приговорены к смертной казни через повешенье

Дилетант
Новая «Волга». Какой она могла стать в 2020 году Новая «Волга». Какой она могла стать в 2020 году

Почему легковой «Волге» не суждено было стать полноприводной и мощной

РБК
Ключевые фигуры войны Ключевые фигуры войны

Вторая часть ответов на вопросы о главных действующих лицах Второй мировой войны

Дилетант
20 фактов о Pixar 20 фактов о Pixar

Занятные сведения о твоих любимых аниматорах и мастерах спецэффектов

Maxim
Открыть в приложении