Крах мечты: почему закрылись «Алые паруса»
Один из старейших участников российского рынка ретейла — продуктовая сеть «Алые паруса», рассчитанная на состоятельных покупателей с докризисным доходом, — закрывает магазины. Сеть так и не восстановилась после кризиса 2014 года
«Коммерсант» 2 декабря со ссылкой на свои источники сообщил, что сеть «Алые паруса» закрыла все свои объекты. Многие из них уже несколько месяцев не пополняли товарный запас и стояли с полупустыми полками — редкое явление для московской розницы. «Пока магазинами занималась мать, в прошлом работник торговли, было еще ничего», — вздыхает кассир, которая проработала в одном из магазинов несколько лет.
С чего начинались «Алые паруса»
Продуктовую сеть «Алые паруса» в 1999 году основала Ольга Блажко — мать одного из основателей девелоперской компании «Донстрой» Максима Блажко.
Бизнес создавался как сопутствующий девелоперской деятельности — в те годы было модно создавать вертикально интегрированные холдинги, вспоминает президент Российской ассоциации экспертов рынка ретейла Андрей Карпов.
Первые магазины появились у метро «Щукинская». Неподалеку от нее «Донстрой» возводил один из первых и самых ярких своих проектов: высотки бизнес-класса с красными крышами на самом берегу реки. Жилой комплекс назвали «Алые паруса», такое же имя получила и сеть универсамов. Магазины позиционировались как элитные, в них продавались импортные продукты, и сеть, хоть и была небольшой, успешно конкурировала с «Седьмым континентом», «Глобусом Гурмэ» и «Азбукой вкуса». Карпов говорит, что магазины «Алые паруса» пользовались спросом, имели удачные локации и высокий трафик.
В 2005 году «Алые Паруса» взяли в управление открывшийся после реставрации (завершилась в 2004 году) знаменитый магазин «Елисеевский» на Тверской, 14.
Своего пика «Алые Паруса» достигли в 2013 году: выручка приблизилась к 12 млрд рублей, сеть состояла из 18 объектов (15 супермаркетов и трех гипермаркетов) общей торговой площадью около 26 000 кв метров, говорит Михаил Бурмистров, гендиректор «INFOLine-Аналитика».
А потом случился кризис
По словам Андрея Карпова, с 2014 года картина сильно поменялась. Из-за присоединения Крыма и конфликта на востоке Украины США и Евросоюз ввели против России экономические и политические санкции. В ответ Россия ввела продовольственное эмбарго на продукцию поддержавших их стран.
Пострадали все продуктовые сети премиум-сегмента, имеющие в ассортименте импортные товары, говорит Карпов: «Молочные продукты, рыба, мясо, овощи и фрукты из-за рубежа исчезли из ассортимента магазинов, а заменить их было просто нечем». Одновременно стал замедляться оборот розничной торговли, упала покупательская способность. Нужно было искать выход, перезаключать контракты, срочно искать поставщиков, но компании не удалось быстро решить проблему импортозамещения, констатирует Карпов.